Экспорт товаров народных художественных промыслов
Экспорт товаров народных художественных промыслов
Товары народных художественных промыслов России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
Успешное развитие экспорта товаров народно художественных промыслов будет способствовать развитию промыслов и популяризации российской культуры во всем мире.
Издержки экспортирования
Общие затраты на таможенное оформление товара складываются из следующих расходов:
экспортная пошлина – фиксированный таможенный сбор при экспорте, который для любой товарной партии составляет 750,00 рублей;
стоимость услуг специалиста по электронному декларированию под электронную подпись экспортера составляет 5 000,00 рублей за одну Декларацию на товар (в стоимость входит основной и 1 добавочный лист 4 товара/кода, каждый последующий добавочный лист (3 товара) стоит 500,00 рублей);
стоимость услуг по комплексному сопровождению экспорта включает в себя подготовку и контроль внешнеторговой операции и составляет 15 000,00 рублей.
Создание таможенной декларации, подача её на сервер таможни и взаимодействие с таможней в электронном виде не требуют отдельных затрат. Форма и порядок заполнения таможенной декларации утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287.
Сроки прохождения таможенного контроля не обозначены. Этап таможенного контроля в среднем длится 2-3 недели, в лучшем случае может занять 3-6 дней. В период предновогодних праздников посылки могут задерживатьсяна данном этапе на месяц и более.
Организации, содействующие экспорту
Функции по осуществлению поддержки экспорта, предусмотренные Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ, реализуются Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (далее – Внешэкономбанк), АО "Российским экспортным центром», АО «Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (далее – ЭКСАР), АО Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (далее – Росэксимбанк) и их дочерними хозяйственными обществами.
Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, и поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг.
Адрес: пр-т Академика Сахарова, 9, Москва, ГСП-6, 107996
Тел.: +7 (495) 721-18-63
Сайт: www.veb.ru
АО «Российский экспортный центр» создан в качестве специализированной организации, представляющей «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами.
Адрес: Краснопресненская наб., 12, Москва, 123610
Тел.: +7 (495) 937-47-47
Сайт: www.exportcenter.ru
ЭКСАРсоздан как специализированный государственный институт поддержки экспорта для реализации страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций. Агентство является национальным экспортным кредитным агентством (ЭКА), созданным «с нуля» в рамках задачи активизации разработки и реализации программы поддержки экспорта, поставленной Правительством России в конце 2009 года при реализации мероприятий по антикризисному развитию национальной экономики.
Адрес: 1-й Зачатьевский пер., 3с1, Москва, 119034
Тел.: 8 (495) 783-11-88
Сайт: www.exiar.ru
Росэксимбанк делает все для того, чтобы российские производители заняли достойное место на мировых рынках. Что бы обеспечить экспортерам доступ к удобным кредитным инструментам и создать инфраструктуру, которая позволит повысить конкурентоспособность отечественного бизнеса за пределами страны.
Адрес: 3-й Неопалимовский пер., 13с1, Москва, 119121
Тел.: 8 (499) 246-89-89
Сайт: www.eximbank.ru
Глоссарий
Культурные ценности –нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения - синоним: нравственные ценности языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства.
Таможенная декларация – это документ, в котором содержится информация о перемещаемом через государственную границу товаре. Данный документ оформляется в соответствии с правилами, установленными тем или иным государством.
Инвойс– в международной коммерческой практике документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий перечень товаров и услуг, их количество и цену, по которой они поставлены покупателю, формальные особенности товара (цвет, вес и т. д.), условия поставки и сведения об отправителе и получателе.
Товарная накладная – первичный документ, который применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Унифицированная форма товарной накладной, применяющаяся в Российской Федерации – «ТОРГ-12».
Паспорт сделки– это главный документ валютного контроля, который свидетельствует о прохождении валютной операции между резидентом и нерезидентом. Сама валютная операция проводится через счета резидента, открытые в уполномоченном банке, который осуществляет валютный контроль, или в банке-нерезиденте.
Бланк сертификата происхождения товара формы А –письмо-заявка c полной информацией о продукции количество штук в партии, вес, масса, количество грузовых мест, вид упаковки и т. В случае наличия в этой графе ссылки на спецификацию к договору копия последней также должна быть заверена печатью государственного компетентного органа, выдавшего сертификат. Сертификат происхождения формы А применяется для экспорта в третьи страны.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяющий проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (согласие).
Свидетельство эксперта
В порядке, установленном постановлением правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 322 «Об утверждении Положения о проведения экспертизы и контроля над вывозом культурных ценностей», заявленные к вывозу товары народных художественных промыслов подлежат обязательной, производимой на платной основе, государственной экспертизе (Экспертом). Подробную информацию об экспертах можно получить на сайте Минкультуры.
Размер платы за экспертизу культурных ценностей определяется экспертом по культурным ценностям с учетом прямых затрат на проведение экспертизы, косвенных (накладных) расходов на обеспечение указанной деятельности, а также налогов и сборов, исчисляемых и уплачиваемых в порядке и размерах, установленных действующим законодательством РФ.
Результаты экспертизы являются основанием для принятия территориальным управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (далее – Росохранкультура) решения о возможности или невозможности вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.
В случае принятия решения о невозможности вывоза с территории Российской Федерации заявленных культурных ценностей, это решение доводится до сведения заявителя в письменно форме в 10-дневный срок.
Для получения такого разрешения владельцу культурной ценности, или его доверенному лицу, необходимо обратиться в территориальное Управление Росохранкультуры для обращений по вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей, и подать соответствующее заявление с приложением к нему следующих документов:
1) список с описанием культурных ценностей при количестве предметов более двух (в 3 экз.);
2) 3 цветных фотографии каждой культурной ценности (размером не менее 8х12 см (при вывозе архивных документов, печатных изданий, представления фотографий не требуется);
3) заверенных копий документов (с предоставлением оригиналов), подтверждающих право собственности на заявляемые к вывозу культурные ценности (если таковые имеются);
4) копий документов, подтверждающих стоимость культурных ценностей (если таковые имеются);
5) копии документа, удостоверяющего личность, либо копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
По вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей можно обратиться по телефонам приложение №10 к Рекомендациям.
Паспорт сделки
Определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации (ст. 3-11), полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (ст. 14, 22, 23, 24), ответственность за нарушение валютного законодательства.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (Форма 1).
Документы, требующиеся для оформления паспорта сделки для всех внешнеторговых контрактов и кредитных договоров:
один экземпляр заполненного паспорта сделки;
заверенные копии документов, являющиеся основанием для проведения валютных операций (контракт договор, соглашение);
заверенные копии иных документов, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (могут быть запрошены валютным контролером дополнительно).
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета, отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и счет, через который осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Для справки
Нарушение правил оформления ПС грозит штрафом от 4 тыс. руб. до 50 тыс. руб. Нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок (часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ):
- для должностных лиц (руководителя или главного бухгалтера) - в размере от 4 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
- для самой организации - от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 4, отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами.
Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам валютного контроля в срок не более трех рабочих дней с момента оформления.
Справочник
Важно!
1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неуказанные услуги, непреданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
2. Культурные ценности.Объекты документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий (разрешений), выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. В России таким органом является Федеральная служба Росохранкультуры и ее территориальные органы.
Cт. 333.33 п .34З за право вывоза:
культурных ценностей, созданных более 50 лет назад, - 10 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
культурных ценностей, созданных более 100 лет назад и ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2009 года, - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей, но не более 1 000 000 рублей;
культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее, - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;
предметов коллекционирования по палеонтологии - 10 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;
предметов коллекционирования по минералогии – 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;
за право временного вывоза культурных ценностей - 0,01 процента страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей;
культурных ценностей, созданных менее 50 лет назад, налогом не облагается.
3. Статистическая форма (декларация на товары) осуществляется для учета перемещения товаров при взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза. Заполняется и подается в таможенные органы Российской Федерации на товары, перемещаемые между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Армения, Российской Федерацией и Республикой Киргизия.
Реализация работ (услуг) указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению при представлении в налоговые органы следующих документов:
справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России;
справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
4. В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуально собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидента товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
5. Включенные в состав архивного фонда РФ, музейного фонда РФ, а также в национальный библиотечный фонд, в том числе находящиеся в частной собственности археологические предметы в соответствии с ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ, так же культурные ценности, созданные более 100 лет назад вывозу не подлежат.
6. Внутренняя программа экспортного контроля – мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля.
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экспортного контроля.
Российские участники внешнеэкономической деятельности несу ответственность за достоверность информации, предоставляемой для целей экспортного контроля федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля.
Нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:
неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;
необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой федеральными органами законодательной и исполнительной власти для целей экспортного контроля, ее умышленные искажение или сокрытие;
нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля.
7. Методы нетарифного регулирования культурных ценностей. Таможенное оформление культурных ценностей, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с таможенной территории РФ, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и таможенным законодательством РФ.
Под вывозом и ввозом культурных ценностей понимаются следующие действия:
вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ, без обязательства их обратного ввоза;
ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза;
временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок;
временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.
Вывоз культурных ценностей за пределы РФ возможен при одновременном соблюдении нескольких условий:
культурные ценности не запрещены к вывозу из РФ;
в таможенный орган представлено разрешение Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Минкульта).
Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 322), по результатам проведения которой и принимается решение о выдаче свидетельства на право вывоза культурных ценностей.
На заявленные к вывозу с территории РФ предметы культурного назначения, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», оформляется справка, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами:
для организации выставок;
для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
в иных необходимых случаях.
Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается в порядке, предусмотренном для выдачи разрешений на вывоз культурных ценностей. В свидетельстве на право временного вывоза культурных ценностей указываются цель и срок временного вывоза.
Свидетельство на право вывоза или временного вывоза культурных ценностей является основанием для выпуска таможенными органами культурных ценностей за пределы РФ. Вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке. При вывозе культурных ценностей юридическими лицами необходимо документальное подтверждение их права собственности на вывозимые предметы.
Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному оформлению и специальной регистрации (Федеральный закон от 29ноября 2007 г. № 283-ФЗ).
Ответственность организаций за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, в случае правонарушения предусмотренного абзацами вторым – четвертым статьи 30 настоящего Федерального закона, повлекшего за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо совершенного повторно, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 нельзя вывозить культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных учреждениях РФ, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей.Образцы документов
Приложение № 1
к Решению Коллегии Евразийской
экономической комиссии
от 16 мая 2012 г. N 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(разрешительный документ)
N __________/201 /______
___________________________________________________________________________
(Наименование органа государственной власти государства - члена Таможенного
союза, выдавшего заключение)
Выдано ____________________________________________________________________
(Название организации, юридический адрес, страна/для физических
___________________________________________________________________________
лиц Ф.И.О.)
Вид перемещения ___________________________________________________________
(Вид перемещения)
________________________________│ │_____________________________
(Раздел Единого перечня товаров) (Код ТН ВЭД ТС<*>)
Наименование товара | Количество | Единица измерения |
Получатель/отправитель <*> ________________________________________________
(Название, юридический адрес, страна)
___________________________________________________________________________
Страна назначения/отправления <*> _________________________________________
Цель ввоза (вывоза) _______________________________________________________
Срок временного ввоза (вывоза) ____________________________________________
Основание: ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дополнительная информация _________________________________________________
___________________________________________________________________________
Страна транзита <*> _______________________________________________________
(Транзит по территории)
___________________________________________________________________________
Подпись ____________ Дата _____________
Заключение действительно по __________
Приложение № 2
(форма заявления на вывоз культурных ценностей
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу (-им) предоставить право вывоза в ____________________
(название страны)
культурных ценностей: ___________________,
принадлежащих мне, ____________________ ____________________________________________________________________________.
Данные культурные ценности достались: по наследству, куплены в магазинах, антикварных салонах, у других лиц, подарены (необходимое подчеркнуть), иное: ____________________.
Заявляемая стоимость культурных ценностей:______________.
Цель вывоза: личное пользование, коммерческое использование, дарение (необходимое подчеркнуть)иное: ________________________
Сведения, указанные в данном заявлении, достоверны.
При этом прилагаются:
1. по 2 цветных фотографии каждой культурной ценности размером не менее 10-15 см;
2. список с описанием вывозимых культурных ценностей (в 2 экземплярах при количестве предметов более двух);
3. ксерокопия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, или документа, удостоверяющего личность гражданина или подданного иностранного государства на территории Российской Федерации, либо копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
4. ксерокопии документов, подтверждающие право собственности на заявляемые к вывозу культурные ценности (с предоставлением оригиналов);
5. документы, удостоверяющие стоимость культурных ценностей;
6. доверенность на оформление свидетельства на право вывоза культурных ценностей для лица, уполномоченного на это их собственником.
Датавх. № _____________
Подписьот ________________
Приложение №3
|