Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные
Науки
Место в системе социально-гуманитарных наук – социальная философия, история, культурология,
План
1. Понятие науки
2. Классификации наук:
2.1. по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
2.2. по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
3. Функции науки:
3.1. культурно-мировоззренческая,
3.2. познавательно-объяснительная,
3.3. прогностическая,
3.4. социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Особенности научного познания:
4.1. объективность;
4.2. развитость понятийного аппарата (категориальность);
4.3. рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
4.4. проверяемость;
4.5. высокий уровень обобщения;
4.6. универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
4.7. использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
5. Методы научного познания
5.1. эмпирические
5.2. теоретические
5.3. универсальные
6. Классификация наук:
6.1. естественно-научные
6.2. социально-гуманитарные
6.3. точные
7. Современная наука – непосредственная производительная сила
общества.
7.1. Специфика современной науки:
7.1.1. возросшие возможности воздействия на природу и общества;
7.1.2. сложный технический и технологический потенциал;
7.1.3. непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда
людей;
7.1.4. возможность изучения микро- и макромиров.
7.2. Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые
ими исследования:
7.2.1. двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов
оружия массового поражения);
7.2.2. нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование
живых организмов);
7.2.3. негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на
природу;
7.3. Необходимость сохранения гуманистической сущности науки
Понятия
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
- социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
- отрасль духовного производства (НИОКР);
- особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Схемы
Уровни, формы и методы научного познания
Уровни | Эмпирический | Теоретический |
Формы | - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. | - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. |
Методы (строгость и объективность) | наблюдение; эксперимент; измерение; классификация; систематизация; описание; сравнение. | Единство исторического и логического Восхождение от абстрактного к конкретному Формализация Математизация Математическое моделирование |
Практикум
Эссе
«Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама». (А.И. Герцен)
«Наука – это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)
«Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)
Образование, его значение для личности и общества
Место в системе социально-гуманитарных наук:социология, философия
План:
1. Что такое образование?
2. Функции образования.
2.1. экономическая
2.2. социальная
2.3. культурная
2.4. укрепление национальной безопасности
2.5. укрепление демократического общества
3. Основные пути получения образования:
3.1. самообразование
3.2. систематическое
4. Ступени образования:
4.1. дошкольное
4.2. начальное
4.3. основное
4.4. среднее
4.5. профессиональное
5. Направления (тенденции) развития образования в современном мире
5.1. гуманизация
5.2. гуманитаризация
5.3. интернационализация
5.4. компьютеризация
5.5. демократизация
6. Российская система образования
6.1. сеть образовательных учреждений
6.2. совокупность образовательных стандартов и программ
6.3. органы управления образованием
6.4. комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
7. Роль образования в жизни человека.
Схемы
Функция образования
Понятия
Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Гуманизация образования — ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума.
Общие тенденции в развитии образования
Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.
Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения.
Интернационализация образования – это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все функциональные сферы вуза.
Практикум