Тема 4. МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПО ТЕОРИИ Ф. ТРОМПЕРАНС НА ОСНОВЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Фонс Тромпенарс: параметры культуры

Фонс Тромпернарс (Fons Trompenaars) – нидерландский ученый, посвятивший многие годы изучению межкультурных различий в бизнесе. В своих исследованиях он обратил внимание на различные интерпретации предназначения компании в различных культурах.

Тромпенарс говорит о наличии двух разнополюсных оценок целей деятельности компании ее служащими. Один из подходов заключается в понимании назначения компании как функциональной организации, цель которой – эффективное выполнение заданий и бесперебойное выполнение функций. С другой стороны, существует подход к компании с социальной точки зрения как к группе совместно работающих людей, находящихся в социальных отношениях с другими людьми и организациями. На рисунке 18 отчетливо видна амплитуда разброса оценок предназначения компании. Только чуть больше трети французских, корейских и японских менеджеров видят в компании функциональную структуру, такой же подход разделяют половина испанских и американских менеджеров, в то время как в России, Чехии и Болгарии такая оценка характерна для большинства их коллег.

Рисунок 18. Процент опрошенных, считающих компанию системой, а не социальной группой (18, с.18)

Тема 4. МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПО ТЕОРИИ Ф. ТРОМПЕРАНС НА ОСНОВЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ - student2.ru

Тромпенарс считает, что даже один этот факт оказывает существенное воздействие на то, как люди взаимодействуют друг с другом. Эти взаимодействия отражаются, по его мнению, в 7 различных параметрах, отличающих одну культуру от другой (17, с. 49).

  • Универсализм / партикуляризм: параметр, делящий культуры на придерживающиеся универсальных правил и предпочитающие личностные отношения;
  • Индивидуализм / коллективизм: параметр, указывающий на место благополучия отдельного индивида или коллектива в системе ценностей культуры;
  • Нейтральный / эмоциональный: параметр, указывающий на принятую обществом (культурой) степень выражения эмоций;
  • Диффузный / специфицированный: параметр, описывающий личностные и профессиональные отношения между людьми как варьирующиеся в зависимости от ситуации или существующие в договорной форме.
  • Нацеленный на достижение / статусный: параметр, указывающий на предпочитаемый культурой способ достижения статуса за счет личных успехов или социального происхождения.
  • Отношение ко времени: параметр, делящий культуры как нацеленные на современность и ориентированные на прошлое и сохранение традиций.
  • Отношение к окружающей среде: параметр, указывающий на степень зависимости культуры от природы и окружения.

Первые пять параметров возникают, по мнению Тромпенарса, из отношений между людьми, а два последних являются самостоятельными параметрами. Взгляд Тромпенарса сходен с пониманием культуры у Хофстеде, рассматривающего культуру как многослойный феномен, у которого более глубоко лежащий слой является основой для выше расположенного уровня. Поэтому выделенные Тромпенарсом параметры непосредственно связаны с расположенными выше явными артефактами и находящимися ниже ценностями и основными установками (17, с. 50).

Универсализм/партикуляризм

Может показаться, что параметр УНИВЕРСАЛИЗМ/ПАРТИКУЛЯРИЗМ тесно связан с индивидуализмом и коллективизмом. На самом деле партикуляризм (происходит от английского слова particular – индивидуальный, отдельный) является противоположностью индивидуализму. Индивид, стоящий на позициях партикуляризма ведет себя в соответствии с особыми обстоятельствами, а не согласно правилам и предписаниям данного общества. В судебных инстанциях человек партикуляристской культуры может дать неверные показания, поскольку он предпочитает поддерживать друзей в беде.

Для иллюстрации этого параметра, как и для описания других параметров, Тромперарс обращается к дилеммам, с помощью которых производится тестирование представителей различных культур. Так, например, им приводится случай с двумя близкими друзьями, один из которых вел машину и на превышенной скорости сбил пешехода. Опрашиваемого просили представить, что он является другом водителя и во время наезда находился на соседнем сидении. Он также знал о превышении скорости и должен был предупрежден адвокатом друга-водителя, что его ложное показание могло бы предотвратить неприятное судебное разбирательство по отношению к его другу. В универсалистских культурах, например, США (93%) и Швейцарии (97%) и многих западноевропейских странах, большинство опрашиваемых не стало бы давать такие ложные показания с тем, чтобы помочь другу выпутаться из сложной ситуации, в то время как в культурах с преобладанием партикуляризма, например, в России, более 50% опрошенных, а в Венесуэле более 70% стали бы помогать другу (см. рис. 19).

Рисунок 19. Автомобиль и пешеход. Процент опрошенных, предпочитающих универсальные правила, а не поддержку друга (18, с.35)

Тема 4. МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПО ТЕОРИИ Ф. ТРОМПЕРАНС НА ОСНОВЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ - student2.ru

В международном менеджменте существует ряд моментов, вызывающих трение между универсализмом и партикуляризмом. Самой серьезной проблемой является, пожалуй, та недооценка значения личностных отношений в партикуляристских культурах, которая допускается универсализмом. Каждый из бизнесменов, пытавшийся наладить отношения с японскими фирмами, может подтвердить, что требуется весьма длительный период времени, в течение которого создаются доверительные отношения с японскими партнерами, и только затем начинаются конкретные переговоры.

Партикуляризм весьма характерен для России. Без налаживания межличностных отношений ведение бизнеса в России весьма проблематично. Представителям универсалистских культур, впервые начинающим переговоры с российскими партнерами, зачастую трудно осознать тот факт, что только тесные, зачастую дружеские контакты открывают дорогу их товарам и услугам в России.

Партикуляризм характерен и для россиян в обычной жизни. Если американцы, рьяные приверженцы универсализма, не задумываясь сообщают ближайшему полицейскому о превышении скорости у проезжающего автомобиля, поскольку закон един для всех здесь и всегда, то водитель на российских просторах, как правило, будет солидарен с другим неизвестным ему коллегой за рулем и дружески просигналит ему фарами о притаившейся засаде работников ГИБДД.

Индивидуализм/коллективизм

Параметр КОЛЛЕКТИВИЗМ/ИНДИВИДУАЛИЗМуказывает на ценность индивида в культуре (18, с. 52). В то время как в индивидуалистических культурах (этот параметр не тождествен имеющему такое же название параметру Хофcтида) благополучие отдельного индивида в иерархии ценностей находится на самом верху, то в коллективистских культурах самым важным является благоденствие коллектива. Такой подход выражается в восприятии индивидом своего положения в обществе, поскольку в индивидуалистских культурах человек определяет свое положение в обществе через образование, профессию, успехи и социальный статус, а в коллективистских культурах он позиционирует себя через принадлежность к определенной группе. Естественно, что такое миро- и самопонимание не может не влиять на социальные взаимодействия.

Для выяснения ценностных предпочтений Тромпенарс сформулировал два вопроса:

А – Если индивид обладает максимально возможной свободой и максимумом возможностей для развития себя, то в результате улучшится качество его жизни;

Б – Если индивиды постоянно заботятся о своих ближних, то качество жизни улучшится для всех, даже если ограничить индивидуальную свободу и индивидуальное развитие (18, с. 51).

Рисунок 20. Качество жизни / Процент опрошенных, предпочитающих ответ А, т. е. индивидуальную свободу (см.18, с.51)

Тема 4. МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПО ТЕОРИИ Ф. ТРОМПЕРАНС НА ОСНОВЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ - student2.ru

После опроса тридцати тысяч менеджеров была составлена шкала предпочтений, указывающая на то, что наибольший уровень индивидуализма характерен для израильтян, румын и канадцев, вслед за которыми следуют американцы, чехи и датчане (см. рис. 20). Среди европейцев наименьшее число опрошенных, предпочитающих индивидуальную свободу, проживает во Франции. Это может показаться удивительным, но если вспомнить, что большинство французов уходят в отпуск в августе, чтобы всем вместе наслаждаться средиземноморским отдыхом, то многое становится понятным.

Другим вопросом, которым задался Тромпенарс для исследования параметра индивидуализм/коллективизм, и который важен для выяснения преобладающих в обществе способов ведения бизнеса, является вопрос о генерализации понятия "коллектив" в отдельной культуре. Для каждого отдельного общества существуют разного рода коллективы, частью которых можно себя считать. Если во Франции этим коллективом может быть "великая нация", семья или кадры, то в Японии это корпорация, в Ирландии – католическая церковь, в Китае – семья и т.д.

В рамках международного бизнеса имеются области столкновения индивидуалистских и коллективистских установок, влияющие на деловые отношения. Как и в случае с параметром универсализм / партикуляризм требуется особая выдержка и настрой на ведение долговременных переговоров при ведении бизнеса с представителями коллективистских культур, поскольку в них ответственность несет не один человек, а коллектив, и, следовательно, вместо принятия решения в одиночку имеют место дискуссии и процесс выработки решений.

Опрос Тромпенарса разрушает устоявшееся представление о том, что в России сложилась устойчивая коллективистская культура. Когда речь заходит о том, "кто виноват?", отдельный человек или группа, то выясняется весьма неожиданный факт. Из проведенного опроса видно (см. рис. 21), что воздействие коммунистической идеологии на становление коллективисткой ментальности у российских и восточноевропейских менеджеров оказалось крайне ограниченным, поскольку в России и на Кубе 69%, в Венгрии, Румынии, Чехии, Польше, Болгарии более 60% опрошенных возложили ответственность за ошибку на отдельного человека, а не коллектив. Даже такие, казалось бы, индивидуалистки настроенные бизнесмены, как американцы, находятся в середине списка (53%). В Японии же приверженцами индивидуальной ответственности были 32%, а в Индонезии только 16% опрошенных!

Рисунок 21. Чья это вина? Процент опрошенных, предпочитающих индивидуальную ответственность (см.18, с.57)

Тема 4. МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПО ТЕОРИИ Ф. ТРОМПЕРАНС НА ОСНОВЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ - student2.ru

Хотя, может быть, на вопрос о том, почему в бывших социалистических странах коллективной ответственности предпочитают индивидуальную, можно было бы ответить таким образом: долгие годы, для существовавшей тогда идеологии коллектив был всегда предпочтительней. Коллектив, как правило, не мог ошибаться, в отличие от отдельных запутавшихся его членов, которым в силу устоявшейся практики грозили серьезные кары, избежать которых можно было, только столкнув вину на другого.

Наши рекомендации