Знакомство с чужой культурой

Свои фазы протекания имеет и ситуация знакомства с чужой культурой и ее представителями с позиций жителей, не покидавших свое постоянное место жительства, сталкивающихся в силу расширяющихся международных контактов с гостями из-за рубежа.

Первая фаза – позитивный интерес к чужой культуре и ее представителям.

Вторая фаза – ЭТНОЦЕНТРИЗМ. Принимающая сторона оценивает гостя с позиций собственных ценностей и норм и зачастую эта оценка неблагоприятна. Этноцентризм как позицию по отношению к культуре можно сравнить с эгоцентризмом как жизненной установкой отдельного человека.

Третья фаза – ПОЛИЦЕНТРИЗМ, означающий признание необходимости понимать поведения гостя, отвлекаясь от собственных норм и стереотипов. Можно сказать, что на этой ступени появляются первые ростки культурной толерантности или так называемой поликультурности. Если же одобрение чужой культуры становится безоговорочным, то крайним выражением такого подхода может стать так называемая "ксенофилия", означающая веру в то, что чужая культура значительно лучше своей собственной.

Стереотипы и предубеждения

Во многих культурологических работах авторы постоянно обращаются в своих рассуждениях к представителям различных национальностей ("китайцам", "русским", "американцам") и их культурам т.д. Тем самым они не только создают не лишенную стереотипов абстракцию надындивидуальной общности, но одновременно предпринимают описание ее предполагаемых характерных особенностей. В принципе СТЕРЕОТИПЫ не являются патологической системой искаженного восприятия, поскольку выступают в качестве ориентиров человеческого поведения, наполняя восприятие совершенно определенными ожиданиями.

Однако возникновение стереотипов несет в себе опасность сведения человеческих способностей к свободной интерпретации, поскольку человек в своих ожиданиях склоняется при получении смыслового контекста к дополнению и изменению своего восприятия. Это означает, что при определенных условиях может происходить упрощение существенных деталей или даже пренебрежение ими.

Если стереотип можно рассматривать скорее как веру или убежденность в постижении чего-либо, то в ПРЕДУБЕЖДЕНИИ присутствует эмоционально выраженная, как правило, негативная установка, базирующаяся на отдельном стереотипе или целом их ряде. Стереотипы регулируют человеческие восприятия, обладают ценностной характеристикой и могут послужить причиной возникновения предубеждений, от которых, естественно, не свободен и менеджер, принимающий участие в международном бизнесе. К таким предубеждениям относятся, например:



  • чувство неприятия по отношению к чужим;
  • чувство культурного или морального превосходства;
  • обоснование отличного менталитета этнических групп и т.д.

Стереотипы необязательно основываются на личном опыте, т.к. зачастую они являются вербальным или невербальным приобретенным и закрепленным опытом или ожиданием по отношению к другим культурам и тем самым они выступают как социальный феномен.

Помимо того, что существуют чистые различия и приписываемые им стереотипы, в контакте двух или более культур имеется также целый ряд процессуальных элементов, способствующих контактам или затрудняющих их. Здесь, прежде всего, необходимо назвать смену жизненного окружения. Собственный мир, воспринимается личностью как сама собой разумеющаяся реальность, чье существование начинает осознаваться только при столкновении с новыми условиями. Хотя для индивида и ясно наличие различных, параллельно существующих реальностей, однако переход из одного мира в другой все же зачастую переживается как шок. Для человека невозможно подавить или же ослабить значение своей собственной, привычной реальности. Покидая свою культуру, человек сталкивается с чужими кодами, символами, новыми значениями, которые необходимо раскрыть. Причиной затруднения зачастую является не только наличие чужого, но и неумение обходиться с чуждыми реалиями. Проблема, следовательно, заключается в контакте с чужим и непривычным, в смене миров.

Понятие "культура"

Менеджмент зависит от окружающих условий. На ум приходят множество факторов, воздействующих на управленческие решения, но, как правило, о культуре не вспоминают. В начале 70-х годов прошлого века многие фирмы, однако, осознали, что культура является важнейшим фактором, влияющим на бизнес. На современном этапе сделан еще один шаг вперед и культура рассматривается не как один из многих влияющих на бизнес факторов, но в качестве такого параметра, который почти полностью выражает наши ценности и наши поступки, и тем самым воздействует на теорию менеджмента, образ мыслей.

Что, собственно говоря, является культурой? Известно, что первоначально понятие культуры появилось в Древней Греции, где под культурой понимали возделывание почвы. В научной литературе существует множество определений культуры. Уже в 1962 году антрополог К. Клакхон (12, с. 17) проиллюстрировал безнадежность занятия по поиску всеобъемлющего определения понятия культуры, выделив более 150 различных ее определений.

Как видно из приведенного ниже списка, классические определения культуры, принятые в культурологи, быстро сменились современными, подчеркивающими динамичный характер феномена. Однако, не смотря на почти инфляционное применение понятия "культура", оно не стало более точным, а, наоборот, является почти расплывчатым термином обиходной лексики (рис. 2).

Рисунок 2: Различные определения культуры (8, с.28)

знакомство с чужой культурой - student2.ru

Культура – "коллективное программирование ума"

Изящный способ уйти от проблемы определения понятия культуры предпринял Хофстеде (6, с. 3) тем, что он нашел для культуры точное место между явлениями, соотносящимися с универсальными феноменами, присущими человеческой природе в целом, и конкретным людям как индивидуальным явлениям.

Человеческая природа (Humane nature), по его мнению, это все то, что соотносится с родовым понятием "человек", то, что каждый из нас получает с рождения, например, чувства, способность испытывать любовь, ненависть, радость, печаль. Индивид (Personality), напротив, это то, что отличает одного человека от другого. Эти феномены зависят как от унаследованного человеком, так и от полученного им конкретного опыта.

Все, что не относится к индивиду и человеческой природе, является культурой. Хофстеде считает, что культуру узнают, изучают и, кроме того, она является коллективно разделяемым феноменом. Он описывает культуру как "коллективное программирование ума" "collective programming of the mind" (см. рис. 3).

  • На индивидуальном уровне программирование осуществляется за счет наследования и процессов обучения, результатом чего является формирование личности.
  • На универсальном уровне программирование осуществляется путем передачи по наследству, путем воспроизводства в человеческой природе всего того, что присуще всем людям, например, способностей чувствовать, любить, воспринимать страх и т.д.
  • На коллективном уровне ментальное программирование осуществляется посредством социализации и обучения. На этом уровне такое программирование имеет вид формального процесса, воплощающегося в отношениях взрослый–ребенок, или наставник–обучаемый, а также как неформальный или технический процесс, происходящий в рамках отношений учитель–ученик.

Рисунок 3: Три уровня ментального программирования человека

знакомство с чужой культурой - student2.ru

Наряду со сложностью определения понятия культуры также затруднительно установление основных параметров этого феномена. Поскольку понятие культуры является диффузным, в литературе зачастую предлагается самая общая модель основных элементов культуры.

Наши рекомендации