Вопрос 1. Агенты и механизмы социализации.

Вопрос 2. Виды социальной мобильности

Социальная мобильность – процесс перемещения индивидов или групп с одного уровня (слоя) на другой в системе стратификации.

Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот русским ученым-социологом и политическим деятелем Сорокиным Питиримом Александровичем.

Виды социальной мобильности

На основе различных критериев выделяют разные виды и типы мобильности. Особую форму социальной мобильности представляет миграция — перемена места жительства, в ходе которой меняется также и статус индивида.

1. Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.

Межпоколенная мобильность отражает изменение социального статуса у представителей последующих поколений по сравнению со статусом предыдущего поколения.

Внутрипоколенная мобильность — изменение социальных позиций индивида на протяжении его жизни (социальная карьера), вне сравнения с социальным статусом его родителей.

2. Вертикальная и горизонтальная мобильность.

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.

Горизонтальная мобильность — изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

3. Индивидуальная и групповая мобильность.

Индивидуальная мобильность — перемещение индивида в социальной структуре, которое происходит независимо от других людей.

Групповая мобильность — коллективные перемещения людей в социальной структуре. Групповая мобильность осуществляется под воздействием со­циальных революций, межгосу­дарственных и гражданских войн, сме­ны политических режимов.

4. Организованная и структурная мобильность.

Организованная мобильность осуществляется в ситуации регулируемого, управляемого государством перемещения одного человека или социальной группы в рамках социальной структуры.

Структурная мобильность обусловлена объективными социально-экономическими процессами, перемещение индивидов и социальных групп происходит помимо их воли.

Вертикальная и горизонтальная мобильность

Степень открытости или закрытости общества характеризуется в первую очередь вертикальной и горизонтальной мобильностью.

Вертикальная мобильность обусловлена совокупностью сознательных целенаправленный усилий человека, способствующих его переходу из одного социального слоя в другой.

В рамках этого явления выделяют восходящую и нисходящую мобильность.

Восходящая мобильность — это движение вверх в рамках социальной иерархии. Примеры вертикальной мобильности: повышение по службе, получение высшего образования, ученой степени, почетного звания.

Нисходящая мобильность — движение вниз по социально-экономической шкале. Примеры нисходящей мобильности: потеря работы, банкротство предпринимателя.

Горизонтальная мобильность осуществляется при переходе индивида в другую социальную группу в пределах одного социального слоя с сохранением прежнего статуса. Примеры горизонтальной мобильности: переход ученика из одного учебного заведения в другое, смена места жительства, переход человека на другую работу в той же должности и с той же заработной платой.

Географическое перемещение между регионами и городами без изменения социального статуса — одна из разновидностей горизонтальной мобильности. Примерами этого вида мобильности являются разные виды туризма, переезд из одного города в другой, переход на новое место работы, расположенное в другом районе города.

Вопрос 3. Виды соц. общностей

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Виды и формы девиации

К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:

§ пьянство и алкоголизм;

§ употребление наркотиков;

§ преступность;

§ самоубийство;

§ проституция.

Вопрос 5.Индивид и общество.


Пытаясь открыть законы общества, выяснить законы, по которым живет и развивается человек, социология интересуется отношением, существующим между обществом и индивидом.

Существуют различные теории, которые сводят общества к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу» общества. Человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолировано, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек в своим отношением к природе создает себя как общественное существо и творит при этом историю, отчего и история есть не что иное, как деятельность человека, реализующего свои цели. По сути отношения между человеком и обществом в своей основе определяется тем, что человек как человеческое существо проявляет себя, раскрывая свою родовую сущность в процессе труда, что возможно лишь в условиях общества, то есть тогда, когда поведение многих индивидов взаимосвязано, в процессе производства, когда люди изменяют существующее и создают новое, воздействуя друг на друга и создавая друг друга и себя самих.

Сущность общества заключается во взаимных отношениях и взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность общественных отношений. Индивид и общество являются двумя сторонами одного явления – социальной истории человечества.

Отношение между человеком и обществом является сложным. Эта сложность воздействия человека на общества и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе в продолжение жизни в общественном коллективе развиваются и через развития которых индивид становится личностью.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют еёсоциальный статус, т. е. тот набор действий и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих условий для их исполнения, кᴏᴛᴏᴩые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре.Социальный статус личностибудет характеристикой социальной позиции, на кᴏᴛᴏᴩой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, ɥᴛᴏбы личность исправно выполняла ϲʙᴏи роли, общественные функции. Стоит сказать, для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) идостигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусызакрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, кᴏᴛᴏᴩый наиболее важен и ценен для общества. Ему ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует социальный престижданной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих функций. В ϶ᴛᴏм случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — ϶ᴛᴏ набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, кᴏᴛᴏᴩое ожидается от человека, занимающего определенный статусв обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их ϲʙᴏевременному оϲʙᴏению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Стоит сказать, что каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными будут роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не будет жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют ϲʙᴏи роли. При этом общество заинтересовано в том, ɥᴛᴏбы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями жизни. В первую очередь ϶ᴛᴏ относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со ϲʙᴏими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

При этом достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликтымогут бытьвнутриролевые, межролевые иличностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся те, при кᴏᴛᴏᴩых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со ϲʙᴏими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить данные предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевыеконфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта будет двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. В наибольшей степени реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Личностно-ролевыеконфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат ϲʙᴏйствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в т.ч. и критических, ситуациях. В случае если у специалиста не хватает данных качеств, то он не справляется со ϲʙᴏей ролью. В народе по ϶ᴛᴏму поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Стоит сказать, что каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, реализует целый набор различных ролей, будет носителем определенных идей, чувств, ϲʙᴏйств характера и т. д. Учесть все многообразие ϲʙᴏйств каждой личности практически невозможно, да в ϶ᴛᴏм и нет необходимости. В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные ϲʙᴏйства и качества личности, т. е. качества, кᴏᴛᴏᴩыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. По϶ᴛᴏму для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. ᴏᴛʜᴏϲᴙт к определенному социальному типу.

Социальный тип личности- обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. К примеру, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. К примеру, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальныйтипы личности. Модальнымназывают усредненный тип личности, кᴏᴛᴏᴩый реально преобладает в данном обществе. Под базиснымпонимается тип личности, кᴏᴛᴏᴩый наилучшим образом отвечает потребностям развития общества.Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психологЭ. Фромм(1900-1980), кᴏᴛᴏᴩый создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма,социальный характер- ϶ᴛᴏ ядро структуры характера,ϲʙᴏйственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. Отметим тот факт - что в современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделилчетыре типа социального характера:рецептивный(пассивный), эксплуататорский, накопительскийирыночный.Все данные типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

Отметим тот факт - что в современной социологии получило широкое распространение выделениетипов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Признаки общества

Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Оно, как и любое реально существующее явление, обладает рядом признаков, отличающих его от всех других социальных образований.

Общество обладает следующими основными признаками:

1. Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Особенности территории, ее рельефа, ландшафта, климата и пр. прямо влияют на общественную психологию людей, населяющих эту территорию. На этой основе формируется определенный менталитет.

2. Социальность, т.е. способность людей к осмысленному и целенаправленному общению и взаимодействию с себе подобными в процессе общественно-исторической практики.

3. Высокая интегрирующая сила. Общество объединяет людей, сплачивает их, формирует у них солидарность по отношению друг к другу.

4. Высокая интенсивность и устойчивость внутренних взаимосвязей. Они определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества. При этом общение и взаимодействие людей приобретает институциональный характер, становится независимым от персонального состава участников.

5. Автономность и самодостаточность. Общество – это такая форма организации людей, которая может существовать самостоятельно от природы и от других обществ, способна сама себя содержать и прокормить. Все это обеспечивается благодаря общественному разделению труда и материальному производству (экономике).

6. Саморегуляция – общество не нуждается во внешних управленческих импульсах, оно само создает структуры управления собой и своим развитием. В этих целях формируются политическая система общества, его культура, правовая система и социально-стратификационная структура.

7. Самовоспроизводство – общество включает новые поколения людей в сложившиеся структуры и формы отношений, социализирует их и тем самым воспроизводит эти структуры и формы, воспроизводит само себя.

Все указанные признаки, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность и возможность его дальнейшего развития как единой и сложно структурированной системы.

Теории личности.

Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Марксистская теория личности рассматривает личность в процессе исторического развития, результат включения индивида в социальную систему методом активной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Типологии обществ

Все многообразие обществ разделяют на типы. Типы обществ со сходными признаками или критериями составляют типологию.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак); по способу производства и форме собственности на общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Здесь критерий – способ добывания средств существования. Первобытное общество состоит из локальных родственных групп. Это протообщество или период человеческого стада. Оно существовало сотни тысяч лет. Далее скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием зарождаются государства, города, классы, письменность – признаки цивилизации. Земледельческую, аграрную цивилизации 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) и индустриальное общество. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Здесь преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) – а, индустриальное – б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения:

- основной фактор производства – а) земля; б) капитал; в) знания;

- основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги;

- характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества;

- характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде;

- занятость населения - а) сельское хозяйство – около 75%; б) сельское хозяйство – около 10%, промышленность – 85%; в) сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%;

- основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги;

- социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;

- продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет;

- воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое;

- взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества;

- политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»;

– духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

Развитие общества последовательно проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Создатель этой модели американский социолог Даниел Белл (род. 1919). Иногда постиндустриальное общество называют постмодерным. Переход от первобытного общества к доиндустриальному или традиционному называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией.

Вопрос 41. Функции культуры

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию передачи социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя. Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека — необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, — государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру. Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).

Для общения с другими людьми человек использует естественные языки, искусственные языки и коды — компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические устройства.

Процесс коммуникации состоит из трех этапов:

кодирование информации, которая должна быть передана адресату, т.е. перевод се в какую-либо символическую форму;

передача по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;

раскодирование полученного послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного индивидуального опыта отправителя и получателя сообщения раскодирование происходите погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как «чужие». В си

Наши рекомендации