Глава 2. Судьба тюремного комплекса «Кресты» в Санкт-Петербурге в контексте мирового опыта перепрофилирования бывших тюремных зданий 25
Основные этапы истории тюремного комплекса «Кресты» .. 25
Новые функции бывших тюремных комплексов: основные тенденции 36
Глава 3. Предложения по перепрофилированию тюремного комплекса «Кресты» 44
3.1. Топография креативного кластера .......................................... 44
32. Основные направления образовательной деятельности, направленные на сохранение памяти места................................................................... 55
3.3. Образовательный проект «Найди себя» ................................ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... 78
ВВЕДЕНИЕ
Исследование является актуальным в связи с планами реставрации, переустройства и перепрофилирования памятника культуры Федерального значения тюремного комплекса «Кресты», что должно произойти в ближайшие годы. Проблема перепрофилирования бывшего тюремного комплекса широко обсуждается, и участники дискуссий высказывают справедливую тревогу относительно «ауры» места. Наиболее вероятным и обсуждаемым в прессе вариантом перепрофилирования является креативный кластер. Сегодня актуально разобраться в том, какой опыт перепрофилирования бывших тюремных зданий уже существует в мире,и как данный опыт может использоваться в «Крестах». Необходимо определить, существует ли в мире проект, который может стать прообразом для «Крестов», или разрабатываемый проект станет уникальным. Так же необходимо разобраться с тем, как может строиться образовательная деятельность в такого рода комплексах. Актуальным также становится исследование того, какую образовательную роль могут играть обновленные «Кресты» для всего города.
Автор исследования приходится прямым потомком Антонию Осиповичу Томишко, архитектору тюремного комплекса, профессору Академии художеств. У А.О. Томишко было 9 детей, один из его сыновей – мой дедушка. Кандидат философских наук Эрика Михайловна Сидорова ныне проживает в городе Пушкине и занимается исследовательской деятельностью. Нужно заметить, что многие вопросы, связанные с родословной семьи, тщательно скрывались вплоть до 1991 года, по причине того, что Томишко был родом из Чехии, жена его австрийка, а его сын в последствии женился на немке.
Исправительная тюрьма краткосрочного одиночного содержания «Кресты» была построена в 1891 году и функционировала по своему первоначальному назначению до 1917 года. С 2001 первого года тюрьма стала памятником Федерального значения, и теперь на территории «Крестов» располагается 14 «выявленных объектов культурного наследия» (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001). Начиная с 2006 года, активно ведутся дискуссии по поводу возможных вариантов перепрофилирования данного комплекса, но до сих пор «Кресты» являются следственным изолятором № 1.
Сейчас тема перепрофилирования вновь стоит на повестке дня в связи со строительством в Шушарах нового следственного изолятора «Кресты-2». Пока не обнародовано никаких официальных решений. В средствах массовой информации обсуждались идеи устройства в «Крестах» гостиницы, тюрьмы для эмигрантов, тюремного управления и даже развлекательного центра. Однако наиболее вероятным считается создание креативного кластера.
Из многочисленных определений креативного кластера выделим предложенное экспертом ЮНЕСКО Саймоном Эвансом. Он говорит о креативном кластере, как о сообществе творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Такие места предназначены не только для работы, но и для жизни, для общения и в итоге – для генерирования общих идей. «Обитателями креативных кластеров не обязательно являются художники, дизайнеры, архитекторы и люди других профессий, которых принято называть творческими. Это могут быть специалисты по IT-технологиям, программисты, малые предприниматели на стадии «старт-ап» и т.д.» [76]. Добавим, что креативный кластер может стать местом трудоустройства и реализации творческого потенциала культурологов. В данном исследовании мы не можем спрогнозировать, какие элементы будут включены в кластер, но мы можем предположить, что кластер будет включать в себя гостиницу, офисные центры, арт-бутики, шоу-румы, кафе и рестораны, фитнес-центр, музей, выставочные и концертные площадки, творческие центры и лаборатории.
Объект исследования – тюремный комплекс как феномен культуры
Предмет исследования – стратегии перепрофилирования тюремного комплекса в креативный кластер.
Цельюданного исследования является обоснование целесообразности перепрофилирования тюремного комплекса «Кресты» в креативный кластер.
Для реализации поставленной цели необходимо решить несколько задач:
− охарактеризовать концепцию «дисциплинарной власти» Мишеля Фуко и его понимание тюрьмы как феномена культуры;
− раскрыть такие понятия, как «экстремальный опыт» и «культурная травма»и с их помощью охарактеризовать тюрьму, как значимую составляющую культурного опыта;
− выявить и охарактеризовать основные этапы истории тюремного комплекса «Кресты»;
− выявить основные тенденции перепрофилирования бывших тюремных зданий в России и в мире;
− сформировать представление о том, что такое креативный кластер, и какую роль он играет в современном городском пространстве;
− сформировать предложения по образовательной деятельности на базе проектируемого проекта;
− на основе уже имеющегося в Санкт-Петербурге опыта создания профориентационных программ, описать предложения по созданию образовательной программы данного вида в креативном кластере «Кресты»;
Методология исследования. Обоснование значимости сохранения тюремного комплекса как памятника культуры и предложения по топографии созданного на его базе креативного кластера опирается на генеалогическую концепцию культуры М. Фуко, на концепции культурной памяти и связанные с ней концепции травматического памяти и экстремального опыта, концепции креативности и творческих индустрий.
Степень изученности проблемы. Феномен тюрьмы и наказаний в истории культуры изучался Мишелем Фуко, а его концепция, в свою очередь, стала предметом анализа Н.С. Автономовой, З. А. Сокулера, О.В. Хархордина. Феномен культурной травмы как составляющей культурной памяти изучался такими исследователями как А. Ассман, Д. Александер, Й. Рюзен, С. Ушакин. П. Штомпка, А. Эдкинд. Феномен экстремального опыта изучается О. Г. Бахтияровым, Макадамс Д.П, М. М. Эминов. Проблемы перепрофилирования бывших тюремных комплексов в культурно-досуговые и туристические объекты исследовали: И. Светлов, М. Джонсон. Проблематика культурных кластеров и креативных кварталов стала предметом изучения Ч. Лэндри, Р. Флорида, С. Эванса. Историей тюремного комплекса «Кресты», архитектурой комплекса и творчеством архитектора А.О. Томишко занимались Л. В. Перов и Э. М. Сидорова.