Родители: как примирить разные взгляды на воспитание?
Вопросы воспитания являются причиной большей части ссор между супругами. Еще финансы. На самом деле, это все та же тема борьбы за власть: чьи фантазии мы будем воплощать в жизнь? Чью семью воспроизводить, тещину или свекровину? У кого из нас больше влияния на ребенка?
Расстановка сил
Исторически сложилось так, что в период младенчества и раннего детства мать царит безраздельно. Роль отца (за редчайшим исключением, в так называемых «американизированных» семьях) сводится к выполнению механических и силовых упражнений: коляску вытащить-затащить, отвезти в поликлинику, сходить за детским питанием.
Все серьезные и важные вопросы ухода за малышом решает мать, у отца голос в лучшем случае совещательный. «Это что, мне с ним обсуждать разницу между грудным и искусственным вскармливанием? Или с какого возраста вводить прикорм? Он все равно ничего не понимает», - обычный текст молодой мамы.
И отцы смиряются, с облегчением или с сожалением уступают, особенно, если в их родительской семье было принято такое же разделение обязанностей и полномочий.
Но вот дитя подрастает, и возникают вопросы, в которых папа чувствует себя более компетентным: образование, карьера, будущее.
Что мы видим в семьях?
Если отношения между супругами партнерские, роли распределены гибко, родители взаимозаменяемы в вопросах ухода за ребенком, то им удается выработать общий план и простые, в общем-то, вещи, типа «В какую школу отдать детеныша» не становятся поводом для борьбы.
Взрослые люди отдают себе отчет, что собой представляет этот конкретный ребенок, в состоянии отделить собственные амбиции от реального положения вещей, не слишком тревожатся о будущем. (Обратите внимание: если папа - единственный кормилец, то и тревоги больше, и голос его как бы «более весом». Если оба супруга работают, мамина позиция устойчивее, и конфликтов меньше, оба умеют договариваться).
Но если мы видим, что, например, до 6 лет младенца реализовывалась патриархальная модель семьи (Папа - вожак стаи, его слово закон, если папа не прав - см.пункт первый.) Папа отвечает за взаимодействие с внешним миром, а маме было отдано на откуп все внутреннее пространство, хозяйство, дом и дети - тогда договориться будет трудно.
Мама хочет, чтобы с ее мнением считались, отец считает, что в 7 лет ребенок переходит на «мужскую половину дома», где правит он сам, и мама может только подносить «снаряды» - обеды. А все принципиальные вопросы будет решать отец, как сказано в бессмертном фильме, «на том простом основании, что я - мужчина».
Но мать привыкла распоряжаться ребенком самостоятельно и не собирается ни с кем делить эту власть. Тупик.
Что помогает?
Осознать, на кого вы сейчас похожи. Вот в этот момент, когда ссоритесь - вы кто? Кого из своих родителей вы повторяете? От чьего имени говорите (кричите)?
Уяснить проблему. Что именно мы пытаемся решить? Чем будет заниматься ребенок в этом полугодии или всю его будущую судьбу? (Сразу скажу, это иллюзия. Мир непредсказуем. Невозможно предугадать, что будет востребовано на рынке через 10 -15 лет, когда ваш малыш выйдет в реальную жизнь).
Какую свою проблему вы сейчас решаете? Пытаетесь заглушить тревогу? Изображаете «хороших родителей», потому что много работаете и мало занимаетесь детьми? Гонитесь за конкурентами? Или вам надо настоять на своем потому, что (см. выше) - это борьба за власть и выяснение, «чьи в лесу шишки»?
Если вы честно ответили на все эти вопросы, скорее всего, вы сможете прийти к здоровому компромиссу. Например, оставите первокласснику только спорт и рисование, а музыку и английский прибережете для следующей стадии.
Или отведете его на тестирование, чтобы разобраться в его реальных потребностях. Или поговорите с семейным психологом, чтобы понять: почему мы ссоримся по такому мелкому поводу.
Рекомендации для трудных взрослых.
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
· Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте в пример одних другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному слышат, видят, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысляют все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так как мы – взрослые.
· Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков(а мужчина – девочек), ей мало пригодиться собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделал ошибок.
· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
· Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите вы ему.
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
· Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
· Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
· Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину трудностей.
· Внимательно и терпеливо относитесь в ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения и письма справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
· При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направлением по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
· Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными.