Методика проведения учебных исследований (ст. возраст)

1 этап-« Тренировочные занятия»

2 этап – « Самостоятельные учебные исследования»

«Тренировочные занятия».

1. Дети на ковре , кружком. Объявляем, что сегодня будем проводить самостоятельные исследования, как это делают взрослые ученые.

2. Выбираются два «добровольца» (они вместе с воспитателем будут выполнять работу от первого до последнего этапа). Все остальные дети (на первом занятии) будут пока зрителями.

3. «Добровольцы» выбирают тему исследования (из карточек с предложенными темами).

4. Объясняем исследователям, что их задача - подготовить сообщение, доклад. Но для этого надо собрать всю информацию и обработать ее. Как это сделать? Для детей это новое, трудное дело. Воспитатель рассказывает о множестве способов сбора информации - « методов исследования» (доступных детям).

5. Всем детям предлагаем подумать с чего начинает исследование ученый. (Варианты).

Подводим детей к тому, что сначала надо подумать (кладем на ковер кароточку с символом, обозначающем действие - « подумать»!?)

6. «Где мы еще можем узнать что-то новое по выбранной теме?». Отвечая а него вместе с детьми, воспитатель постепенно выстраивает линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «наблюдать», « провести эксперимент» , « посмотреть в книгах», « посмотреть по телевизору».

7. После определения последовательности начинаем собирать материал. (карточки на ковре - план исследования).

8. Сведения можно просто запоминать, но лучше зафиксировать (заранее подготовить карточки, лучше на бумаге в клеточку). Ручкой делаем заметки - несложные рисунки, буквы, изобретенные «на ходу» знаки.

I. Например, «подумав» приходим к выводу - « попугай живет в дикой природе, в джунглях, в жарких странах». Джунгли______________________ жаркий климат.

- « Попугай бывает и больше и меньше»

- « У попугая яркое оперение»

- «Попугаи могут говорить, как люди»

(на правильности изображения не концентрироваться)

II. «Спросить у другого человека».

Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это трудная работа, т .к. дети эгоцентричны, им трудно спрашивать, трудно услышать и воспринять другого человека(в этом важная педагогическая работа-подготовка к школе, умение слышать учителя и друг друга смягчение детского эгоцентризма).

III. «Узнать из книг».

Многие дети не умеют читать, поэтому воспитатель заранее подбирает литературу, помогает детям (прекрасный источник- детские энциклопедии).

IV. «Наблюдение и эксперимент».

Они особенно ценны.

Попугаи - нередки, можно понаблюдать, провести эксперимент: боится ли попугай громких звуков, резких движений, любит ли музыку.

Вся работа по сбору информации должна проводиться быстро , т.к. у детей мала способность концентрировать внимание.. Важно поддерживать темп.

9. Собранные сведения обобщаются, анализируются.

Раскладываем листочки с собранной информацией, смотрим, что нового мы узнали. Для ребенка - сложная задача, помогаем обобщить.

10. Игра продолжается. «Исследователи» делают сообщение – доклад о попугае.

11. Обсуждение доклада. Слушатели задают вопросы (важно руководство педагога).

Когда дети освоили первый этап, общую схему деятельности, можно переходить ко ВТО рому этапу: « самостоятельным учебным исследованиям».

Дети выбирают из карточек тему, снабжаются « папкой исследователя». (с кармашками на картине с изображением методов исследования). Педагог консультант. Сообщения можно заслушивать вне занятий. Необходимо учить детей говорить кратко и точно, быстро отвечать на вопросы.

В конце сообщений необходимо поощрить не только тех, кто хорошо подготовил доклад, хорошо отвечал на вопросы, но и тех, в особенности, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Памятка воспитателю

Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески.

1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями

-формировать навыки самостоятельного решения проблемы исследования.

- учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Технология может быть использована на всех предметных занятиях, даст простор для развития творческого мышления, речи, расширяет кругозор. Дети учатся работать не только индивидуально, и вдвоем, и втроем (психосоциальное развивтие).

Д.А. Коллоцца, итальянский педагог говорил: « Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде».

Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать умозаключение, используя свой прежний опыт, знания-вот основное направление в разрешении задач развития мышления.

Литература

1. Журнал «Обруч» №3 1998 (с.27)

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2000 г. (с.100)

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2000 г. (с.8)

4. Пособие «Наш дом- природа» (воздух невидимка, волшебница вода)

5. «Как знакомить дошкольников с природой» (с.196)

6. Журнал «Обруч» №7 1997

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 1998

8. Журнал «Обруч» №3 1998

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 1998

10. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 1998

11. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 1998

Перспективный план

Наши рекомендации