Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Признание приоритета семейного воспитания потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются онятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перед педагогическим коллективом ДОУ поставлена цель:сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Трудности педагогов в работе с родителями определяют целенаправленную работу по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьей.
Эта работа состоит из нескольких направлений:
- Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.
- Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.
- Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.
- Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.
- Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей включает в себя три блока:
- информационно-аналитический;
- практический;
- контрольно-оценочный.
Информационно-аналитический блок включает:
- сбор и анализ сведений о родителях и детях;
- изучение семей, их трудностей и запросов;
- выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Для сбора необходимой информации разработана анкета для родителей с цельюузнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.
Выявленные данные определяют формы и методы работы педагогов:опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.
Данный блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);
II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.
Второй блок условно был назван «практическим». В рамках блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач. К этой работе привлекаются медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа строится на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей проводится ряд встреч, на которых они имеют возможность познакомиться и получить первичную информацию.
Третий блок – контрольно-оценочный. В него включен анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.
Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются:
- оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы;
- групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.