Общественные ценности в рекламе
Реклама прочно заняла в современной культуре место одно-
го из главных смыслообразующих оснований. В современном
мире роль, которую прежде играли идеология и искусство, в
определенном смысле играет рекламный дискурс; посредством
него осуществляется манипулирование массовым сознанием эт-
носа в коммерческих целях, внедряются и формируются новые
культурные приоритеты и пристрастия, создаётся «идеальный»
виртуальный мир, к которому, как утверждается в соответству-
ющих рекламных текстах, следует стремиться каждому. Сегодня
реклама является наиболее выразительным примером сближе-
ния искусства, идеологии и средств массовой информации с по-
вседневностью и тем самым с жизненным миром. По мысли М. Маклюэна, ре-
клама – это спрессованный образ современности.
Семиотическое пространство рекламы, как и других типов
дискурса, формируется и вербальными, и невербальными сред-
ствами, ориентированными на получение нужного рекламодате-
лю суггестивного эффекта у потребителя рекламы с целью по-
буждения его к совершению определённого действия – покупки
товара.
В рекламе исключительно большое значение имеет язык визуаль-
ных образов – он воспринимается быстрее и точнее по сравнению
с вербальным языком (рекламным текстом), так как образы прямо
адресованы чувствам человека. Установлено, что в процессе взаимо-
действия и коммуникации людей до 80 % общения осуществляется
за счет невербальных средств выражения и только 20 % информации
передается с помощью вербальных. Невербальные сигналы несут в 5
раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы
не конгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию,
предпочитая ее словесной17.
Сегодня именно в рекламе формируется образ современного
человека – модного, успешного, оптимистичного, целеустрем-
ленного. Однако коммерческая реклама возводит в универсаль-
ную ценность потребление, а не созидание, что пагубно отража-
ется на процессе формирования личности, снижая творческий
потенциал человека как субъекта перспективного развития об-
щества. Еще недавно на экране преобладали люди труда – шахте-
ры, трактористы, сталевары. Сегодня на смену героям производ-
ства пришли герои потребления – бизнесмены, звезды эстрады,
кино и спорта.
Наблюдая за процессом эволюции или трансформации геро-
ев рекламных роликов, можно фиксировать возникновение лю-
бых новомодных идей и увлечений, привычек, норм у различ-
ных социальных групп в обществе. Это свидетельствует о том,
что рекламный мир чутко улавливает, копирует и отражает че-
рез рекламные сообщения всё, что происходит в реальном мире.
Персоносфера рекламных сообщений отражает различные эта-
пы формирования социокультурных установок и ценностей мас-
сового потребителя, когда отдельные человеческие типы возво-
дятся рекламой в норму и, в свою очередь, становятся образцами,
которым начинают подражать большинство потребителей (пример с девочками)
В медиа-рекламной картине мира возникает редукция
(свертывание) и трансформация представлений о смысле жизни,
мечте, гармонии, счастье до мыслей об удовлетворении бытовых
потребностей. Духовные ценности отечественной культуры в
рекламе часто профанируются.
Сюжет телевизионных рекламных роликов «Аль-
фа-Банка», креативная концепция которых разработана агент-
ством «IQ marketing», основан на моделировании различных
жизненных ситуаций, в которых герои неожиданно для окружа-
ющих поступают честно и, несмотря на, казалось бы, очевидную
невыгодность такого поступка, оказываются в абсолютном вы-
игрышев сюжете «Офис» на вопрос начальника «Кто может
поработать в праздники?» все сотрудники офиса опускают глаза,
а один поднимает руку и получает задание… ехать на отрасле-
вую выставку в Париж… на три дня… в сопровождении красивой
переводчицы и др. Рекламный слоган кампании «Честным быть
выгодно» не только представляет логический вывод из сложив-
шихся ситуаций, но и декларирует принцип работы «Альфа-
Банка». В данном случае такая ценность человеческой духовной
культуры, как честность, неожиданно сопрягается с «коммерци-
ализированной» идеей выгоды, вопреки сложившимся русским
национальным стереотипам о честности и бескорыстии.
Реклама цитирует старые культурные
формулы, темы и сюжеты
Однако возврат к прошлому происходит с очень существенной
Прошлое представлено в рекламе через изображение конкрет-
ных реалий времени: событий, выдающихся личностей, одежды,
предметов быта и др. В качестве примера нельзя не привести
ставшую легендарной рекламную кампанию «Всемирная исто-
рия. Банк Империал» (автор – Тимур Бекмамбетов), которая про-
должалась в течение пяти лет, с 1992 по 1997 год. В 18 рекламных
сюжетах воспроизводились сцены из всемирной истории, связан-
ные с великими империями (например, империя инков – ролик
«Инка»), жизнью великих императоров и полководцев.
В этой рекламной кампании, воспринимающейся как эталон,
история предстает как объект массового потребления
Рекламная кампания банка «Империал» была воспринята зри-
телями как национальный взгляд на мир и его историю. Рекла-
ма способствовала формированию образа истинно российского
банка. В сюжетах рекламных роликов выражено парадоксальное,
не свойственное финансовым структурам отношение к деньгам,
но оно вполне соответствует отношению русского националь-
ного самосознания к бренности золота. Русский менталитет вос-
принимает деньги не как цель, а как промежуточное средство,
инструмент для реализации индивидуальных и общественных
устремлений.
Обращение к прошлому в рекламе продиктовано многими
причинами. Во-первых, исторические факты, как правило, из-
вестны широкому кругу людей, поэтому в рекламном тексте до-
статочно лишь пунктирно обозначить доминантные моменты,
чтобы сознание реципиента восполнило картину до целого и
активизировало весь шлейф культурных ассоциаций, включая
эмоционально-оценочные коннотации, которые, как правило,
будучи связаны с ностальгическим планом, имеют позитивный
смысл. Так, слоган «Водка «Аврора» – достаточно одного залпа» ак-
тивизирует в нашей памяти исторический факт (с одного-един-
ственного залпа началась русская революция, положившая конец
самодержавию) и развивает ассоциации: это крепкая водка, кото-
рая уложить может сразу, и что будет после приема такой водки,
один бог знает.
Прием погружения объекта рекламы в прошлое используется,
к примеру, в рекламной кампании пива козел зарецкий, по-
зиционируемого как единственная подлинная английская марка
с многовековыми традициями – козел уже более 300 лет при-
сутствует на рынке, подтверждая свое качество регулярными экс-
пертизами. Для рекламы пива идея традиций является позитив-
ной, поскольку обычно люди с трудом принимают новшества в
ритуале чаепития и любят марки с историей.
Реклама, пронизывая все сферы деятельности человека, ста-
новится мощным фактором формирования системы жизнен-
ных ценностей. С одной стороны, реклама, пропагандирующая
ценности общества потребления, формирует, говоря словами
известного философа Герберта Маркузе, автора нашумевшей
книги «Одномерный человек» (1968 год), модель одномерно-
го мышления и поведения. С другой стороны, реклама создает
потребность в лучшем уровне жизни, ставит перед человеком
цели, стимулирует его усилия в интеллектуальном и духовном
самосовершенствовании, в повышении производительности и
конкурентоспособности. Порой кажется, что без рекламы труд-
но было бы разобраться, что считать жизненными ценностями.