Идея лидерства в формировании и развитии культуры управления спортивной школой
Экономика, набиравшая силу в течение многих веков, сейчас стала основным источником влияния и источником формирования лидерства на макроуровне [15]. «Для понимания сегодняшнего мира нам надо осознать, что все остальные структуры находятся на службе у экономики».
Главенствующую роль экономика играет и в развитии такой сферы любой страны, как физическая культура и спорт (ФКиС). Лидерство здесь органически связано с созданием и воспитанием культуры управленческой деятельности: как быстрой реакции на смену рыночных условий развития ФКиС и достижения при этом – делового успеха [6]. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, лидеру, не способному объяснить другим необходимость перемен, вряд ли найдется место в системе управления физкультурно-спортивной деятельностью XXI века [13].
Цель публикацииданной работы - отразить результаты совместной научно-исследовательской деятельности авторов по вопросу диалектического метода исследования лидерства и культуры управленческой деятельности [5]. Законы диалектики при этом мы прежде всего относим к развитию как мышления, так и социально-экономических и общественных систем исходя из следующих принципов: 1) рассматривать данные системы в свете диалектических законов; 2) описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, происходящие в сфере ФКиС, опираясь на философские категории содержания и формы, возможности и действительности, принципы и следствия; 3) относиться к объекту исследования как объективной реальности; 4) проверять получение знания о лидерстве и культуре на практике; 5) рассматривать исследуемые предметы и явления в непрерывном изменении и развитии, а также всесторонне (во всеобщей связи и взаимозависимости).
В основу нашего исследования, проведенного на кафедре управления физической культурой УралГУФК, была положена идея о приоритетности лидерства в формировании культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью [11]. Раскрытие данной идеи мы рассматриваем с двух сторон. С одной из них – управление физкультурно-спортивной деятельностью в системной интерпретации сориентировано на удовлетворение потребностей населения в физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах, создании организационно-методических условий для реализации прав человека на занятия физическими упражнениями. Эти условия предусматривают восприимчивость участником физкультурно-спортивной деятельности своей индивидуальности и собственной значимости. Вторая сторона заключается в том, что участник физкультурно-спортивной деятельности сам является субъектом управления и участником взаимодействия в структуре обозначенной системы. Выявлено, что эффективность взаимодействия определяется уровнем культуры субъектов, которая развивается в ходе целенаправленного воздействия на личность, а качество управления обуславливается не только свойствами природоопределенной и профессиональной индивидуальности, но существенную значимость имеют внешние предпосылки, основанные на идее лидерства.
Полученные результаты нашего исследования можно обобщить следующим образом.
1. Физкультурно-спортивная деятельность рассматривается как специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством занятий физическими упражнениями. Классифицируя ее основные функции, необходимо отметить, что они имеют два аспекта:
- личностный, определяющий эффект воздействия физкультурно-спортивной деятельности на человека, показывающий, что ему дают занятия физическими упражнениями, как развивается он не только физически, но и духовно;
- социальный, отражающий основную трудовую деятельность человека, его вклад в социальный прогресс, в расширение материального производства и в удовлетворение духовных потребностей общества.
2. Под эффективностью управления физкультурно-спортивной деятельностью мы понимаем соотношение между работой управленческих кадров и затраченными ресурсами (человеческими, материальными и финансовыми) при достижении поставленных обществом задач перед физкультурно-спортивным движением как социальным явлением. Анализ теоретических источников и официальных документов свидетельствует, что управленческое воздействие на физкультурно-спортивную деятельность не в полной мере отвечает условиям рыночных отношений [9].
3. В структуре культуры взаимодействия субъектов управления физкультурно-спортивной деятельностью процесс подготовки, принятия и реализации управленческого решения является неотъемлемой частью соблюдения принципа научности. Значимость процесса выбора вариантов и культуры принятия управленческого решения определяется его объективной ролью, которую это решение выполняет во взаимодействии и культуру поведения субъектов управления.
С точки зрения лидерства процесс взаимодействия субъектов управленческая деятельность выступает как наиболее сложный и богатый психологическим содержанием компонент управленческой деятельности руководителя физкультурно-спортивной организации. На этом этапе управленческой деятельности исходный предмет изучения психологической теории выбора управленческого решения представлен в своем максимально развернутом и полном виде, что придает его изучению не только теоретическую, но и методологическую значимость на вертикальном и горизонтальном уpoвнях.
4. Установлено, что субъекты управления до 80 % рабочего времени расходуют на работу с документами, форма и содержание которых отражают культуру физкультурно-спортивной деятельности. Исследования показали, что при системно организованном делопроизводстве значительно повышается эффективность управленческой деятельности, но анализ работы показывает, что руководители физкультурно-спортивных организаций не уделяют должного внимания делопроизводству, и в этой связи учетно-отчетные документы не всегда полно отражают результаты фактической деятельности организаций и учреждений.
5. В условиях либерализации социальной жизни и прогрессирующего экономического пространства в форме рыночных отношений характер спроса и предоставления потребительских физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг решительно меняется. Выявлено, что большинство респондентов ориентируется на реализацию личной потребности в двигательной активности, а не на предлагаемые им спортивные мероприятия по видам спорта с жесткой регламентацией объема и интенсивности и недостаточным уровнем культуры проведения. Потребности населения в основном заключаются в использовании средств физической культуры для поддержания и укрепления здоровья, физической реабилитации и организации содержательного отдыха.
6. Одним из средств развития культуры участников физкультурно-спортивной деятельности является система спортивных соревнований и процесс подготовки к ним. Спортивные соревнования являются основой существования и развития спорта и представляют своеобразную модель межличностных отношений, реально существующих в обществе. Процесс подготовки и непосредственное проведение соревнований мы сводим к понятию «соревновательная деятельность». С возрастанием социальной роли соревновательной деятельности в обществе возрастают и требования к уровню культуры организаторов, педагогов-наставников (тренеров) и спортсменов. Немаловажную роль при этом играет не только трансформационное, но и трансакционное лидерство.
7. Реализованная в рамках педагогического эксперимента программа
развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью по-
казала широкие возможности применения соответствующих теоретических
разработок в практике работы физкультурно-спортивных организаций и учреждений. Включение теоретических разделов по развитию культуры в программу курсов повышения квалификации субъектов управления, в программу учреждений дополнительного образования сферы ФКиС и в содержание учебных семинаров по подготовке спортивных судей инициировало стремление участников соревновательной деятельности к самообразованию, повышению своего уровня культуры и культуры возглавляемых ими организаций и учреждений.
8. Подводя итоги нашего исследования, можно выделить – с позиций лидерства – следующие гуманистические функции физкультурно-спортивной деятельности:
- развитие физических способностей и духовных сил, способностей и умений, позволяющих участнику преодолевать жизненные препятствия;
- формирование характера и нравственной ответственности субъекта за свое поведение в коллективе и в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
- предоставление возможностей для развития культуры, повышения образования, профессионально-спортивного роста и самореализации;
- овладение средствами для получения интеллектуально-нравствеяной свободы и счастья;
- создание условий для саморазвития, творческой, физической индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
9. Основываясь на результатах экспериментального исследования и решая задачи изыскания, нами разработаны и внедрены в учебный процесс учреждений дополнительного образования и вузов физкультурно-спортивной деятельности научно-методические рекомендации по развитию культуры управления физкультурно-спортивной деятельности.
Экспериментальные спецкурсы в программе учебных семинаров рекомендованы областным и краевым коллегиям спортивных судей по лыжным гонкам и слушателям факультетов повышения квалификации руководящих работников.
Основные положения и выводы нашего исследования, содержащиеся в диссипации» дают основания считать, что цель и задачи, поставленные перед исследователем, решены, а внедрение результатов исследования в практику работы организаций и образовательных учреждений физкультурно-спортивной деятельности позволяют утверждать, что работа имеет реальную практическую значимость и теоретическую ценность.
Выявлено, что соревновательная деятельность выступает средством трансляции культуры, овладевая которой субъект успешно адаптируется к условиям изменяющегося социума.
10. Исследование проведено в рамках «Методология социально-экономических и общественных систем». Основную задачу методологии в рамках данных систем, имеющих непосредственное отношение к сфере ФКиС национальной экономики, мы видим обеспечении эвристической формы познания лидерства и апробации соответствующих принципов, следование которым обеспечивает достижение делового (профессионального) успеха. Последний при этом имеет отношение и к исследовательской деятельности (ученый должен овладеть технологией научного мышления, основанного на идее лидерства в формировании и развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью, используя при этом методологические приемы исследования названных ранее систем).