Характерные черты развития архитектуры, иконописи и живописи.
- Усиление светских мотивов (внешняя нарядность, усиление декоративного начала) в церковном зодчестве первой половины XVII в.
- Отход от традиционного крестово-купольного стиля в первой половине XVII в. Тенденции стремления к внешней нарядности, декоративности убранства в шатровом стиле церквей. (Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), церковь Троицы в Никитниках (Москва) (1631-1634), церковь Рождества Богоматери в Путинках (Москва) (1649-1652) и др.)
- Попытка отказа от шатрового стиля и сохранение традиционного пятиглавия в середине – второй половине XVII века. (Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650), Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (Ярославль) (40-80-е гг. XVII в.), церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль) (1671-1687), Патриаршьи палаты и собор Двенадцати апостолов в Московском Кремле, резиденция митрополита в Ростовском кремле (60-70-е гг. XVII в.) и др.).
Особо ратовал и боролся за отказ от шатрового стиля и «украшательства» как отхода от строгих церковных канонов («обмирщения» церковного зодчества) патриарх Никон. В 50-х гг. XVII в. он запретил возводить шатровые храмы, требуя соблюдать традиционное пятиглавие.
- Появление стиля «московского» или «нарышкинского» барокко в конце XVII в. после смещения Никона, в архитектурных образцах которого были использованы элементы западноевропейского барокко (колонны, наличники, фигурные фронтоны, цветные изразцы, белокаменная резьба и др. элементы). (Храм Покрова в Филях (1693-1694), колокольня Новодевичьего монастыря в Москве, трапезная Троице-Сергиева монастыря.)
- Усиление декоративного начала в строительстве светских зданий государственного, частного и церковного предназначения. (Надстройка Спасской башни Московского Кремля (1624-1625), Теремный дворец в Московском Кремле (1635-1636), построенный Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным, декоративная отделка стен и башен Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева и др. монастырей, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеньевой набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском перулке Москвы, купеческие здания в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и др. городах.).
- Совершенствование традиций деревянного зодчества. (Дворец в селе Коломенском (1667-1681), построенный Семёном Петровым и Иваном Михайловым, деревянное церковное и светское строительство на севере России.)
- Сосуществование традиционных форм в иконописи («годуновская школа») (первая половина XVII в.) и поиск новых путей развития станковой живописи (Становление высокохудожественной «строгановской школы» иконописи: Никифор Савин, Прокопий Чирин (конец XVI-начало XVII вв.)
- Формирование новой школы русского иконописи под влиянием европейской живописи. Выдвижение Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым новых принципов «иконного писания», в основе которого лежало «живоподобие», попытка отражения земной красоты в искусстве. (Иконы Ушакова «Спас Нерукотворный», «Архиерей Великий», «Богоматерь Кикская», «Троица» и др.).
- Становление портретной живописи светского характера. Постепенный отход от иконописной манеры в изображении людей и развитие реалистического письма в европейской манере. (Портреты на дереве («парсуны») царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича (авторы Е. Елин и Л. Смолянинов), князя М. В. Скопина-Шуйского. Портреты на холсте масляными красками князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина и др.)
Характерные черты музыкального творчества в XVII в.
- Отход от строгих канонов церковного пения. Появление музыкальных произведений духовного характера («кантов») для трёх голосов, исполнявшихся вне церкви.
- Становление новой унифицированной и точной линейной записи нотного текста.
Театр в XVII в.
- Развитие народного «балаганного» театра и борьба властей против «бесовских игр», подрывающих веру.
- Возникновение и деятельность по инициативе А. С. Матвеева придворного театра из жителей немецкой слободы под руководством пастора Грегори (1672). Постепенное «обрусение» состава актёров.
Русская драматургия как и русская рифмованная поэзия развивалась в тесной связи с творчеством С. Полоцкого. Стимулом для развития последней стало создание придворного театра, который царь Алексей Михайлович завел в 1672 г. Сделал он это не без колебаний и после совета с духовником, обратившись затем к помощи пастора лютеранской церкви, что находилась в Немецкой слободе. Пастор набрал труппу из 60 иностранцев, потом к ней добавились русские актеры и театр начал ставить пьесы на библейские темы, которые игрались на немецком и русском языках. Именно для этого театра С. Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне».
9. Развитие светского образования.
- Появление в России первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии (1687)
Культура России в XVIII в.
Ключевые даты и события
1698 г. – «брадобритие» как начало «революции» во внешнем облике россиян
1700 г. – переход на новое (европейское) летосчисление от Рождества Христова
1701 г. – открытие Навигацкой и Артиллерийской школы
1702 г. – начало издания в России первой печатной газеты «Ведомости»
1703 г. – основание Санкт-Петербурга
1703 г. – выход в свет «Арифметики» Л. Магницкого
1707 г. – открытие Медицинского училища
1708-1710 г. – реформа шрифта и введение гражданского русского алфавита
1712 г. – открытие Инженерной школы
1713 г. – перенесение столицы из Москвы в Петербург
1714 г. – открытие цифирных школ для детей дворян и чиновников
1714 г. – открытие публичной библиотеки в Петербурге, заложившей основу библиотеки Академии наук
1717 г. –издание книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
1718 г. – введение ассамблей
1721 г. – учреждение Святейшего Синода и принятие «Духовного регламента»
1724 г. – подписание Петром I указа о создании в Санкт-Петербурге Академии наук (была открыта в 1726 г.)
1726 г. – открытие Академии наук в Петербурге
1750 г. – открытие первого русского театра Ф. Г. Волкова в Ярославле
1755 г. – основание Московского университета
1765 г. – создание Екатериной II Вольного экономического общества (ВЭО)
Основные термины и понятия
Петровское барокко. Ассамблея. Кунсткамера. Сентиментализм. Барокко. Классицизм.