Возможности компаний с различным уровнем корпоративной культуры
Вариант | Характеристика компании | Результат |
Компания остается на уровне корпоративной культуры | Вся деятельность направлена на получение прибыли и усиление завоеванных компанией позиций, в том числе за счет патриотизма команды и усиления командного духа. Вся атрибутика корпоративной культуры в полном расцвете | Постепенно эта компания становится неинтересной партнерам, потребителям, она оказывается не способной учитывать быстро меняющиеся условия макросреды. «Питается» чужой аналитикой и чужой интуицией. Компания становится неэффективной |
Компания находится на уровне межкорпоративной культуры | Существенно лучшая ситуация, поскольку есть открытость и готовность к изменениям, обогащаются ресурсы компании, усиливается резонанс в макросреде. Корпоративная культура не насаждается, а оказывается базисом для уважения иной корпоративной куль- туры с ее ценностями, нормами, атрибутами | Компания получает дополнительные возможности ведения бизнеса, активно и оперативно включаясь в различные проекты. Увеличение прибыли достигается за счет расширения информационных ресурсов, развития персонала, установления новых коммуникаций и т.д. Компания стабильно функционирует |
Компания находится на уровне культуры бизнеса | Компания открыта к социальному партнерству и включает в системную организацию своей деятельности условия и элементы макросреды (социума). Происходит быстрая инкорпорация общественных ценностей в корпоративные элементы. В свою очередь новые ценности и потребности эффективно и технологично формируются в социуме на любом уровне, поскольку оказываются экологичными и жизнеспособными | Развитые потребности и ценности начинают создавать необходимые предпосылки для возникновения новых бизнесов, новых направлений деятельности и т.д. |
Основные стадии проекта разработки и внедрения КИС.
1. Анализ опыта других предприятий (обычно близких по профилю, отрасли, рынку, методам ведения бизнеса и т.д.), связанного с внедрением КИС.
2. Определение целей проекта в контексте повышения эффективности решения существующих управленческих задач и возможности внедрения принципиально новых управленческих технологий.
3. Определение укрупненных показателей эффективности бизнес- процессов, подлежащих автоматизации (целевых бизнес-процессов), и формирование первоначальных критериев успешности проекта.
4. Определение приемлемого финансового плана-графика проекта.
5. Организация тендера и выбор управляющей (внедряющей) компании. При анализе претендентов следует руководствоваться следующими главными факторами: наличием формализованной (отчуждаемой) методологии управления проектом, высокой деловой репутацией компании, присутствием квалифицированных консультантов и бизнес- аналитиков, позитивным опытом работы в аналогичных проектах.
6.
|
|
|
|
|
7. Утверждение проектной методологии. Обследование и реорганизация (в том случае, если она проводится) предприятия являются первым этапом проекта внедрения, и их результаты определяющим образом влияют как на дальнейшую конфигурацию КИС, так и на соответствие результатов ожиданиям заказчика. Уже на этом этапе всегда необходимо утверждать единую концепцию управления проектом и строго следовать ей на всех последующих стадиях, при необходимости внося в регламент коррективы, обусловленные новой предметной областью.
8. Управление проектом организационных изменений.
9. Утверждение модели управления проектом.
10. Разработка и утверждение плана-графика обследования.
И. Управление проектом обследования. Построение и утверждение бизнес-модели «как есть». Представление и согласование полученных результатов.
12. Анализ бизнес-модели «как есть», разработка и утверждение бизнес-модели «как должно быть», планирование проекта реформирования, разработка технического задания на реорганизацию.
13. Управление проектом реорганизации бизнес-процессов и отдельных подсистем (например, подсистемы мотивации) предприятия согласно техническому заданию. Внедрение КИС оправдано лишь в тех случаях, когда деятельность предприятия соответствует стратегии развития и все методы управления, лежащие в основе требований по функциональности программного обеспечения, уже имеют свой утвержденный регламент.
14. Утверждение новой бизнес-модели «как есть», соответствующей бизнес-процессам предприятия после осуществления реорганизации.
15. Конкретизация целей и критериев успешности проекта построения КИС.
16. Разработка функциональных и технических требований к программному обеспечению.
17. Выбор поставщика программного обеспечения. Формулирование требований к программному обеспечению (функциональность, открытость, адаптируемость математической модели, технические требования, безопасность, интерфейс, документация, наличие успешно реализованных проектов).
18. Управление проектом построения и развития КИС.
19. Утверждение модели управления, в том числе модели команды (рабочей группы проекта), модели процессов и модели рисков и т.д. Внесение в бизнес-модель корректив, обусловленных развитием компании (если необходимо). Разработка и утверждение информационной модели.
20. Разработка и утверждение плана-графика работ. Конфигурирование и развитие КИС следует осуществлять в соответствии с принципом версионности. Длительность работ по созданию одной версии не должна быть очень большой (обычно не более года). Это связано со скоростью изменения бизнес-модели (обусловленной с развитием компании) и с прогрессом в отрасли информационных технологий. Подход к внедрению должен быть итерактивным (циклическим): когда один цикл внедрения близок к завершению, должен планироваться следующий.
21. Управление настройкой и адаптацией программного обеспечения согласно требованиям бизнес-модели. Процедуры управления настройкой и адаптацией обычно описываются в плане либо в нем указывается ссылка на отдельный документ, который рассматривается как стандарт управления настройкой и адаптацией.
22. Управление тестированием (стабилизацией,). Обычно тестирование бывает двух категорий: функциональное и пользовательское. Целью функционального тестирования является максимально полная проверка каждого программного модуля на предмет сбоев. Для этой категории разрабатываются специальные типы тестов. Пользовательское тестирование — это следующий уровень тестирования, который выполняется, когда формальные контрольные примеры уже практически не выявляют ошибок. В этом случае продукт тестируется путем имитации действий различных групп пользователей.
23. Управление рисками и качеством внедрения. Риск всегда является неотъемлемой составляющей любого сложного и ответственного процесса. Более того, совершение рискованных действий необходимо для прогресса, а ошибки, как известно, являются основой приобретения опыта. Несмотря на то что некоторые риски неизбежны, это не означает, что попытки определить их и управлять ими вредят творческой работе. Процедурное управление рисками на всем протяжении проекта является одним из самых главных факторов успеха.
24. Обеспечение качества готового продукта (версии) достигается нахождением оптимального баланса между тремя составляющими: функциональностью, надежностью, датой выпуска. Каждая из этих составляющих формируется на основе ожиданий заказчика. Очевидно, что не каждый проект жестко привязан к дате выпуска, так же как не в каждом проекте реализована вся полнота функциональности. Некоторые ошибки можно легко обойти путем изменения сценария действий пользователя, так как часто сохранение запланированного срока ввода продукта в эксплуатацию оказывается важнее, чем задержка из-за исправления ошибок и выполнения повторного тестирования.
25. Запуск КИС (версии) в опытную эксплуатацию.
26. Разработка правил работы с КИС и утверждение процедуры внесения изменений в конфигурацию.
27. Обучение и сертификация пользователей и администраторов.
28. Организация работы подразделения технической и пользовательской поддержки