Каково возможное будущее на Гаити и в других «горячих» точках?
Если вы будете лететь над государством Гаити на острове Испаньола, на котором сошел на берег Колумб, вам покажется, что кто-то взял паяльную лампу и выжег все живое. Даже океан вокруг столицы Порт-о-прэнс загрязнен на много миль отходами человеческой жизнедеятельности и поверхностными слоями эродировавшей почвы. С воздуха это выглядит как поток лавы, стекающий в морские воды.
История этого маленького острова – в своем роде микрокосм того, что сейчас происходит во всем мире.
Когда Колумб впервые ступил на Испаньолу в 1492 году, практически весь остров был покрыт густым лесом. «Индейцы» Таино, жившие там, вероятно, наслаждались идиллией до прихода Колумба, что видно из дневников, оставленных нам членом экипажа Колумба Мигелем Кунео.
Однако прибыв на остров во второй раз, Колумб и его экипаж захватили более 2 тысяч местных жителей, вышедших их поприветствовать. Кунео писал: «когда наши корабли…должны были отправиться в Испанию, мы собрали…тысячу шестьсот индейских мужчин и женщин и погрузили их на свои корабли 17 февраля 1495 года… Тем, кто оставался (испанцам, остававшимся в форте на острове), мы сказали, что каждых, кто хочет взять себе в услужение местных жителей, может это сделать, в любом желаемом количестве, что и было осуществлено».
Далее Кунео пишет, что для себя в качестве личной рабыни он выбрал красивую шестнадцатилетнюю карибскую девушку, персональный подарок от Колумба, но когда он попытался заняться с ней сексом, она «стала неистово сопротивляться». Тогда, по его собственным словам, он ее «жестоко избил и изнасиловал».
Однажды Колумб назвал индейцев Таино каннибалами, но ни тогда, ни сейчас не найдено этому ни одного подтверждения: очевидно, Колумб выдумал эту историю – которую, как ни странно, до сих пор преподают в некоторых американских школах – чтобы оправдать учиненную резню и порабощение этих людей. Он писал испанским монархам в 1493 году: «во имя Святой Троицы можно продавать рабов столько, сколько возможно продать… Здесь так много рабов, как и бразильской древесины, что хотя они и живые создания, но не менее хороши, чем золото…»
Колумб и его люди также использовали Таино как секс-рабов: для Колумба было обычным делом одаривать свою команду местными женщинами для насилия. Когда он начал экспорт Таино в качестве рабов в другие части света, торговля секс-рабами стала важной частью бизнеса. Колумб писал другу в 1500 году: «за женщину можно легко получить сотню кастеллянов (испанская монета), и сейчас множество торговцев хотят купить девчонок; наибольшим спросом сейчас пользуются девочки 9-10 лет»*.
Однако Таино оказались плохими работниками на плантациях, которые испанцы, а позже и французы, организовали на Испаньоле: они восставали против того, что у них отнимали детей и землю, и пытались бороться против захватчиков. Поскольку Таино явно стояли на пути испанского процветания, Колумб всячески пытался ввести для них жесткую дисциплину. За самую малую провинность индейцам отрезали нос или ухо, чтобы он мог вернуться в свою деревню и поразить остальных людей жестокостью, на которую были способны испанцы. Колумб натравливал на них собак, сажал их на колья и расстреливал. В конце концов, жизнь для Таино стала такой невыносимой, что, как Педро де Кордоба писал королю Фердинанду в 1517 году, «в результате страданий и тяжелого физического труда, который они выполняли, индейцы решились на самоубийство. Примерно сотня индейцев совершила массовое самоубийство. Женщины, истощенные работой, стали избегать зачатия и рождения детей…многие принимали что-то во время беременности, вызывая аборт. Другие убивали своих детей собственными руками после рождения, чтобы те не остались в таком тяжком рабстве».
В итоге, Колумб, а потом и его брат Бартоломео Колумб, которого он оставил надзирателем на острове, просто решили стереть всех Таино с лица Земли. Большинство источников свидетельствует, что до прихода Колумба население Гаити/Испаньолы было около 3 миллионов человек. К 1496 оно сократилось до 1 100 000 человек после чистки, проведенной Бартоломео Колумбом. К 1516 году численность коренного населения составляла 12 000 человек, и, по свидетельствам Лас Касаса (побывавшего там), к 1542 году в живых остались только 200 человек местного населения. К 1555 году все были мертвы. Сегодня на Земле нет в живых ни одного Таино: их культура, народ и гены были стерты с лица планеты.
Тем не менее, на Гаити возрастало число рабов, ввозимых из Африки, и люди стали вырубать леса для создания сельскохозяйственных угодий и использования древесины для приготовления пищи и кипячения воды. В результате сегодня деревья растут только на 1% площади Гаити. Обнаженная земля, открытая дождям и оползням, усугубляющимся уклоном холмов в стране, подверглась такой сильной эрозии, что, смешавшись со сточными водами, вытекает пятном в море на целых 4 мили от Порт-о-прэнс. Миллионы людей толпятся в городах, создавая готовую кормушку с ультра-дешевой рабочей силой для мультинациональных корпораций, а также дешевой помощью по дому и недорогой детской и взрослой проституцией для европейцев и американцев – менеджеров тех же корпораций, как и для случайных туристов.
Наследием Колумба на Гаити стала не просто бедная жизнь: это жизнь, полная отчаяния. Примерно 16 часов в день средний житель гаитянской деревни затрачивает на поиски пищи и дров, примерно столько же времени жители городов проводят в поисках денег или сгодного на что-либо мусора. Болезни, начиная от холеры и заканчивая СПИДом, безжалостно кочуют среди людей, живущих в ужасной тесноте.
Гаити – самая бедная страна западного полушария, но она не одна такая. Доминиканская республика, занимающая другую половину острова, движется в том же направлении, как и остальные страны Центральной и Южной Америки.