Тема 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Понятие о базовых средствах физического воспитания и их характеристика (оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения). Понятие о физическом упражнении как двигательном действии, педагогически организуемом для решения практических задач. Понятия движение и действие, физиологические основы формирования двигательных актов (безусловное, безусловно-условное, условное основание двигательных действий). Основные классификации физических упражнений и их педагогическая значимость (по направленности на решение педагогических задач: подготовительные, подводящие, общеразвивающие; по направленности воздействия на развитие физических качеств; по активности обменных процессов; по биомеханической структуре). Понятие техники двигательного действия, общность и различия с понятием «форма движения». Характеристика видов техники: типовая, эталонная, индивидуальная. Основные характеристики техники выполнения двигательных действий (пространственные, временные и динамические). Техника двигательного действия как биомеханическая структура (характеристика фазовой организации двигательного действия), понятие о внешнем и внутреннем содержании двигательного действия, связь содержания и формы двигательного действия. Критерии оценки эффективности техники исполнения двигательного действия. Определение понятий: метод, методический прием, методика. Общие требования к выбору дидактических методов. Классификация и характеристика дидактических методов (методы использования слова, методы наглядного восприятия, практические методы: метод целостного выполнения упражнения, метод расчленено-конструктивного упражнения, метод избирательного воздействия, метод сопряженного воздействия). Характеристика общепедагогических принципов обучения двигательным действиям их роль и значение в практике обучения (принципы сознательности, активности, научности, прочности, наглядности, индивидуализации). Методические принципы обучения двигательным действиям как отражение закономерностей формирования двигательных навыков и умений. Характеристика методических принципов обучения их взаимосвязь и относительная самостоятельность (доступности, повторности, постепенности, последовательности, системности). Исходные понятия: элементарное двигательное умение; двигательный навык; умение высшего порядка; структура обучения. Умения и навык как качественные характеристики освоенности двигательного действия (движения), как основа образовательного процесса. Физиологические закономерности формирования двигательных действий (иррадиация, концентрация, интеграция). Структура обучения как этапность формирования двигательного действия: этап ознакомления; этап начального разучивания; этап закрепления. Задачи средства и методы этапов обучения. Понятие о физических качествах, их взаимосвязь и относительная самостоятельность. Понятие физические способности и их связь с физическими качествами. Основные закономерности развития физических качеств (гетеро-хронность, этапность, фазность, перенос в развитии физических качеств). Взаимосвязь обучения двигательным действиям и развитие физических качеств. Характеристика принципов развития физических качеств (принцип соответствия, принцип развивающего эффекта, принцип вариативности). Понятие о физической нагрузке. Работа и отдых как компоненты физической нагрузки, характеристика видов и интервалов отдыха. Метод строго-регламентированного упражнения как базовый метод в развитии физических качеств. Основные способы дозирования нагрузки на занятиях физическими упражнениями. Определение понятия силы как физического качества, характеристика физических способностей его определяющих. Связь проявления силы от характера мышечных напряжений, понятие статической и динамической силы, абсолютной и относительной силы. Характеристика основных средств и специфических методов целенаправленного развития силы. Методы оценки развития качества силы. Возрастные особенности развития силовых способностей. Определение понятия; разновидности проявления быстроты и их характеристики; связь с техникой выполнения двигательных действий и с физической работоспособностью. Скоростные упражнения как основное средство развития быстроты; специфические методы развития быстроты. Оценка развития качества быстроты. Возрастные особенности целенаправленного развития быстроты. Определение понятия; фазовый характер развития выносливости; характеристика видов выносливости по зонам мощности. Основные средства и методы развития выносливости (варьирование компонентами нагрузки как основной метод). Оценка развития качества выносливости. Возрастные особенности целенаправленного развития выносливости. Определение понятия, ловкости в контексте управления движениями. Закономерности развития координационных способностей, как базового компонента ловкости. Средства и методы развития координационных способностей (точность движений, дифференцировка мышечных усилий, статическое и динамическое равновесие). Скорость обучения и перестройка двигательного действия в изменяющихся условиях как показатели развития выносливости. Определение понятия; гибкость как специфическое проявление подвижности в суставах, виды и разновидности гибкости. Закономерности развития гибкости. Развитие гибкости как целенаправленный педагогический, средства и методы целенаправленного развития, оценка развития. Возрастные особенности развития гибкости. Целостность и разнообразие форм организации занятий в физическом воспитании, их классификация, общая цель и задачи, содержательное наполнение, место, роль и значение в физическом, психическом и социальном развитии школьников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, их цели и задачи, содержательное наполнение. Особенности структурного построения занятий, формы (методы) организации учебной деятельности. Основы планирования содержания учебных заданий, характеристика контроля их эффективности. Соревновательная деятельность как форма организации целостного педагогического процесса, как метод социализации личности учащихся. Общие основы планирования содержания соревнований и методика их проведения. Урочные формы занятий физическими упражнениями, как основная форма организации педагогического процесса, их классификация. Структурные основы урочных форм занятий и их связь с динамикой физической работоспособности. Общность и различия урочных форм занятий с другими формами занятий физического воспитания. Современные требования к методике проведения уроков физической культуры (всесторонность педагогических воздействий, оптимальная двигательная активность, интерес и высокая эмоциональность, дифференцированный подход). Сущность и объективные основы планирования; виды и разновидности, цели и задачи планирования. Основы технологии разработки планов в физическом воспитании (планирование программного материала по дисциплине «Физическая культура», план воспитательной работы школы). Сущность и объекты педагогического контроля, виды и разновидности, цели и задачи контроля. Технология проведения контрольных процедур. Характеристика основных документов планирования физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях. Логика планирования педагогических задач в урочных типах занятий. Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках физической культуры.





Наши рекомендации