Вариативное поле воспитательных стратегий
Технология психологического сопровождения и педагогической поддержки личности ученика в воспитательном процессе лежит в основе современных стратегий личностно ориентированного воспитания. В ходе освоения идей гуманистической педагогики в образовательном пространстве возникло вариативное поле личностно ориентированных стратегий воспитания.
Их общими компонентами являются:
· диагностика личностного развития детей, выявление их жизненных, экзистенциальных проблем;
· создание (в сотрудничестве с детьми) культуросообразной среды их жизнедеятельности, в которой возможно разрешение этих проблем;
· организация коллективного и индивидуального жизнетворчества, обучение детей технологиям жизни, «окультуривание» их субъектного опыта, педагогическая поддержка в ценностно-смысловом самоопределении и позитивном самоизменении своего личностного образа и жизненной среды.
Различие же состоит в выборе базовых ценностей и основного воспитательного процесса, на реализацию и педагогическое обеспечение которого направлена стратегия. По этому признаку нами выделены следующие воспитательные стратегии:
· «Воспитание жизнетворчеством»;
· «Школа культуры»;
· «Социоориентированное воспитание»;
· «Адаптивное воспитание»;
· «Здоровьетворящее воспитание»;
· «Инклюзивное воспитание» и др.
· Разнообразие воспитательных стратегий указывает на то, что личностно ориентированное воспитание развивается по законам самоорганизации. Это самоорганизуемый воспитательный процесс, стратегия которого основывается на методологии гуманистической педагогики и педагогическом проектировании целостного культурно-воспитательного пространства как жизнедеятельной среды мира детства, где каждый ребёнок получает социальную, психологическую и педагогическую поддержку в решении своих жизненных проблем, обретении ценностей и смыслов жизни, творческого саморазвития своей индивидуальности, своего личностного образа.
Выводы
Анализ концепций современного воспитания позволяет утверждать, что гуманистическое личностно ориентированное воспитание – это процесс, который «встраивается» в жизнь ребёнка, а не надстраивается над ней. Поэтому объяснить его, используя понятия традиционной педагогической теории, где сущность воспитания раскрывается как «воздействие», «формирование личности», «создание условий для развития» и т.п., невозможно, так как эти понятия указывают на преднамеренный, насильственный характер педагогических действий и условий, которые воспитатель как бы надстраивает над реальной жизнью детей. Суть же личностно ориентированного воспитаниясостоит в том, чтобы отнестись к ребёнку как к субъекту жизни и помочь ему в решении жизненных проблем.
Феноменологический анализ проблем воспитания надо начинать с тех процессов, которые происходят с ребёнком в реальной жизни, включаясь в которые он обретает свойства субъектности. Это – жизнетворчество, культурная идентификация, выбор ценностей, личностных смыслов и моделей поведения, самоопределение, поиск себя, своей индивидуальности, своего личностного образа и др.
Психологическое сопровождение и педагогическая поддержка этих процессов и выражают существо гуманистической позиции педагога в воспитании.
Все это достаточно новые, ещё не вошедшие в оборот понятия и положения педагогической теории, но они уже бытуют в пространстве личностно ориентированного воспитания и требуют дальнейшей теоретической проработки. Перед педагогикой стоит фундаментальная задача – создание целостной личностно ориентированной теории гуманистического воспитания, основанной на достижениях наук о человеке, обществе, культуре и имеющей собственный строй педагогических понятий, отражающих новые реалии в современном мире.
Мы полагаем, что новое педагогическое знание должно иметь в своей основе несколько блоков понятий.
1-й блок – объединяет понятия, с помощью которых в концепциях раскрывается сущность современного воспитания: ценности, смыслу, цели, принципы, процесс гуманистического воспитания;
2-й блок – включает понятия, характеризующие современную педагогическую реальность (действительность): воспитательное пространство, среда воспитания, мир детства;
3-й блок – включает понятия, характеризующие взаимодействие участников воспитательного процесса: субъект и объект, личность, личностный смысл, личностный образ, личностно-смысловое развитие, духовность, воспитанность, межличностное взаимодействие, воспитательные взаимоотношения и др.;
4-й блок – понятия, необходимые для характеристики базовых воспитательных процессов: социализация, культурная идентификация, индивидуализация, жизнетворчество, сотрудничество, духовно-нравственное развитие личности.
Представляя указанные блоки понятий, мы не претендуем на их окончательную полноту. Несомненно, что по мере развития гуманистических воззрений и становления целостной теории гуманистического воспитания будут возникать новые понятия, с помощью которых педагогика будет глубже отражать его сущность, выявлять и описывать закономерные связи между его феноменами.