Вариативное поле воспитательных стратегий

Технология психологического сопровождения и педагогической поддержки личности ученика в воспитательном процессе лежит в основе современных стратегий личностно ориентированного воспитания. В ходе освоения идей гу­манистической педагогики в образовательном пространстве возникло вариа­тивное поле личностно ориентированных стратегий воспитания.

Их общими компонентами являются:

· диагностика личностного развития детей, выявление их жизненных, экзистенциальных проблем;

· создание (в сотрудничестве с деть­ми) культуросообразной среды их жизнедеятельности, в которой возможно раз­решение этих проблем;

· организация коллективного и индивидуального жизнетворчества, обучение детей технологиям жизни, «окультуривание» их субъект­ного опыта, педагогическая поддержка в ценностно-смысловом самоопределе­нии и позитивном самоизменении своего личностного образа и жизненной сре­ды.

Различие же состоит в выборе базовых ценностей и основного воспитатель­ного процесса, на реализацию и педагогическое обеспечение которого направ­лена стратегия. По этому признаку нами выделены следующие воспитательные стратегии:

· «Воспитание жизнетворчеством»;

· «Школа культуры»;

· «Социоориентированное воспитание»;

· «Адаптивное воспитание»;

· «Здоровьетворящее воспи­тание»;

· «Инклюзивное воспитание» и др.

· Разнообразие воспитательных стратегий указывает на то, что личностно ориентированное воспитание развивается по законам самоорганизации. Это самоорганизуемый воспитательный процесс, стратегия которого основыва­ется на методологии гуманистической педагогики и педагогическом проекти­ровании целостного культурно-воспитательного пространства как жизнедея­тельной среды мира детства, где каждый ребёнок получает социальную, психо­логическую и педагогическую поддержку в решении своих жизненных про­блем, обретении ценностей и смыслов жизни, творческого саморазвития своей индивидуальности, своего личностного образа.

Выводы

Анализ концепций современного воспитания позволяет утверждать, что гу­манистическое личностно ориентированное воспитание – это процесс, кото­рый «встраивается» в жизнь ребёнка, а не надстраивается над ней. Поэтому объяснить его, используя понятия традиционной педагогической теории, где сущность воспитания раскрывается как «воздействие», «формирование лично­сти», «создание условий для развития» и т.п., невозможно, так как эти понятия указывают на преднамеренный, насильственный характер педагогических дей­ствий и условий, которые воспитатель как бы надстраивает над реальной жиз­нью детей. Суть же личностно ориентированного воспитаниясостоит в том, чтобы отнестись к ребёнку как к субъекту жизни и помочь ему в решении жизненных проблем.

Феноменологический анализ проблем воспитания надо начинать с тех про­цессов, которые происходят с ребёнком в реальной жизни, включаясь в которые он обретает свойства субъектности. Это – жизнетворчество, культурная идентификация, выбор ценностей, личностных смыслов и моделей поведения, само­определение, поиск себя, своей индивидуальности, своего личностного образа и др.

Психологическое сопровождение и педагогическая поддержка этих процес­сов и выражают существо гуманистической позиции педагога в воспитании.

Все это достаточно новые, ещё не вошедшие в оборот понятия и положения педагогической теории, но они уже бытуют в пространстве личностно ориентированного воспитания и требуют дальнейшей теоретической проработ­ки. Перед педагогикой стоит фундаментальная задача – создание целостной личностно ориентированной теории гуманистического воспитания, основанной на достижениях наук о человеке, обществе, культуре и имеющей собственный строй педагогических понятий, отражающих новые реалии в современном ми­ре.

Мы полагаем, что новое педагогическое знание должно иметь в своей основе несколько блоков понятий.

1-й блок – объединяет понятия, с помощью которых в концепциях раскры­вается сущность современного воспитания: ценности, смыслу, цели, принципы, процесс гуманистического воспитания;

2-й блок – включает понятия, характеризующие современную педагогиче­скую реальность (действительность): воспитательное пространство, среда вос­питания, мир детства;

3-й блок – включает понятия, характеризующие взаимодействие участни­ков воспитательного процесса: субъект и объект, личность, личностный смысл, личностный образ, личностно-смысловое развитие, духовность, воспитанность, межличностное взаимодействие, воспитательные взаимоотношения и др.;

4-й блок – понятия, необходимые для характеристики базовых воспита­тельных процессов: социализация, культурная идентификация, индивидуализация, жизнетворчество, сотрудничество, духовно-нравственное развитие лично­сти.

Представляя указанные блоки понятий, мы не претендуем на их окончатель­ную полноту. Несомненно, что по мере развития гуманистических воззрений и становления целостной теории гуманистического воспитания будут возникать новые понятия, с помощью которых педагогика будет глубже отражать его сущность, выявлять и описывать закономерные связи между его феноменами.

Наши рекомендации