Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста. 7

1.1 Психологические особенности пожилого возраста. 7

1.2 Одиночество у пожилых людей как основная психологическая проблема возраста 11

1.3 Депрессия - причины, признаки, анализ. 22

1.4 Тревога - причины, признаки, анализ. 27

Выводы по 1 главе. 31

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических проблем лиц пожилого возраста 32

2.1 Организация исследования. 32

2.2 Программа психологической работы с пожилыми людьми. 36

2.3 Эмпирические результаты.. 47

Выводы по 2 главе. 54

Заключение. 55

Список литературы.. 58

Приложения. 64

Введение

Актуальность исследования. Забота о пожилых людях - ключевой вопрос сильной социальной, в том числе социально-культурной, политики в любой стране. Психологический комфорт и устойчивость большой группы людей, которая увеличивается в последние десятилетия, служат важными показателями общественного устройства и фактором социальной стабильности.

Оказавшись в связи с уходом на пенсию вне обязательных социальных связей, многие пожилые люди переживают глубокий стресс, сопровождающийся ощущением одиночества и безнадежности. Обретая статус пенсионера, пожилые люди лишь частично участвуют в жизни общества

Практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества, близких, недостаток общения, беззащитность перед окружением. Негативные установки по отношению к пожилым и старым людям, существующие у лиц молодого и среднего возраста, вызваны отсутствием у них знаний о возрастных изменениях и оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Пожилые люди все больше становятся невостребованными, поэтому с человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретает пропаганда современных научных знаний о социальной активности поздних лет жизни, о путях достижения "благополучного" старения, чтобы старость стала дальнейшим этапом реализации стремлений пожилых людей, удовлетворения потребности быть значимыми и самостоятельными людьми.

Трудности, связанные с поиском адекватных способов адаптации, неопределенность не только будущего, но и настоящего и прошлого, особенно значимы для пожилых людей. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для науки, но и для общества в целом. В то же время, психология одиночества пожилых людей на сегодняшний день является малоисследованной проблемой.

Объект исследования: психологическое консультирование.

Предмет: психологическое консультирование по проблемам пожилых людей в социальной среде на примере ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ельце Липецкой области.

Цель: разработать и апробировать программу психологического консультирования по проблемам пожилых людей в социальной среде.Задачи:

1) рассмотреть причины одиночества у пожилых людей;

2) изучить психологические проблемы, вызванные одиночеством;

3) рассмотреть методики определения психологического состояния; и психологических проблем;

4) рассмотреть когнитивную психотерапию как метод преодоления негативных психологических состояний;

5) апробировать метод когнитивной психотерапии, арт-терапии, поведенческой терапии в работе с одиночеством пожилых людей.

Гипотеза исследования: использование когнитивной психотерапии и комплексной программы психологической поддержки позволяет снизить уровень ощущения одиночества, тревоги, депрессии пожилыми людьми.

Теоретическая основа исследования:личностно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), теория деятельности и теории активности субъекта при взаимодействии с окружающей действительностью (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлипский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, субъектный подход, изучающий потенциал развития личности в старости (Н.Х. Александрова, Л.И. Анцыферова, М.В. Ермолаева), теории личностного (К. Роджерс, И.Я:юм, Э. Пенло), социокультурного (К.К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер) и дефицитарного (В. Вейс) подходов к изучению одиночества, а также положения отечественных (C.B. Духновский, Л.В. Куликов, О.В. Лазарянц, М.В. Прохорова, Д..4. Леонтьев, Г.М. Тихонов, Н.Ф. Шахматов, В.Э. Чудновский) ученых о феномене и факторах переживания одиночества в пожилом возрасте.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;

- эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики: - опросник «Шкала одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсоном, использовался для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества, методика «Шкала тревоги» Дж. Тейлора, измерялся уровень тревоги, шкала депрессии А. Бека, измерялся уровень депрессии. Также было проведен опрос для выявления социальных характеристик и одиночества у пожилых людей), эксперимент;

- методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;

- методы математической статистики: критерий Вилкоксона.

Эмпирическая база исследования:

В исследовании приняли участие 20 испытуемых, ГУ «Управление Пенсионного Фонда» г. Елец.

Основные этапы исследования:

На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2016 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.

На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь 2016 г.) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.

На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2017 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для психологической коррекции и профилактики одиночества, депрессии, тревожности у пожилых людей. Материалы исследования могут использоваться психологами-консультантами, работающими с пожилыми клиентами.

Достоверность и обоснованность результатов исследованияобеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.

Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 63 источников, приложений.

Выводы по 1 главе

Одиночество – это негативное субъективное переживание, связанное с чувством оторванности, изоляции от людей, ощущение собственной ненужности.

Большинство исследователей признает, что ситуативное, кратковременное одиночество – необходимая часть человеческой жизни, а хроническое одиночество свидетельствует о личностном неблагополучии человека, наличие психологических проблем.

В определенные периоды жизни человек подвержен одиночеству в большей мере, чем в другие периоды, в частности, проблема одиночества актуальна для старости. Можно выделить социальные факторы:

- смерть одного из супругов, уход друзей, взросление детей, уход на пенсию;

- сужение круга социальных контактов из-за ухудшения здоровья;

- отношение к старости в обществе.

- ухудшение материального положения.

Психологические факторы:

- ухудшение коммуникативных навыков;

- самоизоляция;

- возрастные изменения личности, например, усиление акцентуаций;

- чувствительность к стрессу и понижение социально-психологической адаптации.

Следствием ощущения одиночества часто становятся различные виды депрессии и тревожные расстройства. Все это негативно сказывается на психологическом здоровье пожилых людей.

Организация исследования

Для диагностики тревоги и депрессии могут применяться различные опросники.

Методики, разработанные для диагностики депрессии и состояний, схожих с депрессивным, направлены, как правило, на измерение степени выраженности основных симптомов депрессии. Они могут косвенно указывать на наличие органических поражений ЦНС (выявляют астенический синдром), психосоматические или конверсионные расстройства.

Кроме того, опросники и шкалы этой группы могут наводить на мысль о наличии суицидальных рисков, которые характерны для депрессивных пациентов.

Описанные выше свойства делают эту группу методик значимым психодиагностическим инструментом.

Депрессия может выявляться тестом MMPI, опросником FPI и другими клиническо-ориентированными опросниками.

Надо всегда помнить, что, несмотря на высокую надежность и точность опросников и шкал этой группы, результаты, полученные с их помощью, необходимо использовать в сочетании с другими психодиагностическими методами и клинико-психологическим исследованием.

Охарактеризуем наиболее популярные методики:

Шкала Бека (beck depression inventory).

Шкала разработана американским психиатром А.Т. Беком в 1961 году для измерения выраженности депрессивного синдрома и отдельных его компонентов. В основу опросника автором были взяты реальные жалобы пациентов, страдающих депрессией.

Высокая чувствительность шкалы к изменениям тяжести депрессии позволила ей найти широкое применение среди клиницистов в оценке динамики депрессивного состояния и эффекта от проводимого лечения. Кроме верифицирующей депрессивные проявления шкалы, опросник включает две субшкалы: когнитивно-аффективных и соматических проявлений депрессии.

Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. Шкала Бека считается одним из самых надежных и точных инструментов в скрининговой диагностике депрессии.

Опросник включает 21 вопрос, на которые необходимо дать один из четырех предложенных вариантов ответа. Время, затрачиваемое на ответы, зависит от состояния испытуемого и длится от 20 минут до одного часа. В тех случаях, когда тяжесть состояния пациента не позволяет ему выполнить тест, исследование проводит подготовленный эксперт или врач в виде стандартизированного интервью. Исследование шкалой Бека можно проводить повторно даже после коротких временных интервалов.

Самооценочная шкала депрессии (self-rating depression, sds) разработана В. Зунгом в 1965 году для оценки выраженности депрессивных состояний различного типа. Как и в шкале Бека, в основу опросника были взяты жалобы пациентов, которые страдают депрессивным расстройством.

Основная область применения шкалы - это дифференциальная диагностика депрессивных расстройств и субдепрессий. Шкала чувствительна к депрессивным нарушениям, проявляющимся нарушениями сна, снижением активности, субдепрессивным настроением, сомато-вегетативными реакциями в виде нарушений работы сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Методика выявляет проявления депрессивного синдрома в разной степени выраженности, поэтому кроме скрининговой диагностики, шкала используется для оценки тяжести депрессивного состояния.

Опросник состоит из 20 утверждений, результаты исследования формируются в три шкалы: депрессивный аффект, соматические симптомы, депрессивные переживания.

Время, затрачиваемое на исследование, около 8-10 минут.

Адаптация проводилась в отделении наркологии Института им. В.М. Бехтерева Т.И. Балашовой.

Опросник депрессивных состояний (ОДС), методика создана в НИИ им.Бехтерева, в основу методики заложена теория распознавания образов.

Опросник предназначен для дифференцированной диагностики депрессий эндогенного и невротического уровня.

При создании опросника депрессивных состояний были взяты статистически значимые утверждения личностного опросника MMPI, относящиеся к депрессивному регистру, что позволило авторам создать надежный психодиагностический инструмент.

Опросник депрессивных состояний может использоваться как при работе с пациентами, страдающими депрессивным расстройством, так и для исследования здоровых лиц при скрининговых исследованиях.

В клинической практике опросник используется для динамического наблюдения за состоянием пациентов с аффективными нарушениями и указывает на степень выраженности депрессивного синдрома.

Опросник депрессивных состояний хорошо показал себя в исследовании скрытых соматизированых депрессий, психосамотических, невротических и неврозоподобных расстройств. При этом, результаты, полученные при помощи ОДС, следует обязательно сопоставлять с данными клинического наблюдения, так как они основаны на непрямых признаках депрессивных нарушений.

Опросник состоит из 67 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет»; включает три шкалы, две из которых являются биполярными, отдельно выделена шкала лжи.

Первая шкала - «депрессия-норма», предназначена для диагностики депрессивного состояния и его выраженности по отношению к норме.

Вторая шкала - «эндогенная - невротическая депрессия», позволяет провести дифференциальную диагностику между депрессией в рамках циклотимии или других аффективных расстройств и депрессией при невротических расстройствах, связанной с воздействием психосоциальных стрессов или личностных проблем.

По результатам психодиагностического исследования опросником депрессивных состояний исследователь получает ответ на вопросы: “Имеется ли депрессия?” и, если депрессия обнаруживается, то “Какого генеза эта депрессия?”.

Опросник используется в индивидуальной работе по выявлению скрытых признаков депрессивного расстройства, степени депрессивного компонента при соматизированных депрессиях, для контроля за динамикой развития и лечения депрессивного расстройства, а также в массовых скрининговых исследованиях.

Автор методики - И.Г. Беспалько, 1995 год, НИИ им. Бехтерева.

В диагностике депрессивных расстройств зарекомендовали себя и другие шкалы, неописанные в этой статье, такие как шкала депрессии Монтгомери – Асберга (MADRS), шкала Готланда для оценки депрессии.

Опросник Жанет Тейлор (методика ТиД).

Данный опросник является одним из наиболее мощных средств для оценки личностной тревоги. Он состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции обследуемый откладывает вправо и влево карточки в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 минут.

Исследование проходило на базе ГУ Управление Пенсионного Фонда г. Елец, в нем приняли участие 20 пожилых людей в возрасте 62-70 лет, 10 мужчин и 10 женщин.

Были использованы следующее методики для измерения уровня депрессии, тревоги и одиночества:

- опросник «Шкала одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсоном, использовался для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.

- методика «Шкала тревоги» Дж. Тейлора, измерялся уровень тревоги.

- шкала депрессии А. Бека, измерялся уровень депрессии.

Также было проведен опрос для выявления социальных характеристик и одиночества у пожилых людей (Приложение 1).

Эмпирические результаты

Результаты опроса показали, что 70% пожилых людей испытывают чувство одиночества, считают себя одинокими людьми. При этом выяснилось, что у 85% есть родственники, 60% пожилых людей регулярно навещают, 50% ответили, что у них есть друзья и приятели.

Какие-либо увлечения или хобби имеют 35% испытуемых.

На вопрос, почему пожилые люди одиноки, были получены следующие наиболее распространенные ответы:

«Не стало семьи (умер супруг/супруга, разъехались дети и т.д.)»

«Старики никому не нужны»

«У детей своя жизнь»

«Нечем заняться»

Результаты исследования уровня ощущения одиночества представлены на рисунке 1 (Приложение 2).

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 1. Распределение пожилых людей по уровню ощущения одиночества

Из рис. 1 видно, что 30% испытывают сильное чувство одиночества, 40% - умеренное и 30% пожилых людей не испытывают его.

Результаты измерения тревоги представлены на рисунке 2.

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 2. Уровни тревоги у пожилых людей

25% испытуемых имеют высокий уровень тревоги, 45% - умеренный уровень, у 30% тревога не выражена (Приложение 3).

Результаты исследования уровня депрессии пожилых людей представлены на рисунке 3.

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 3. Уровни депрессии пожилых людей

У 25% испытуемых отсутствуют признаки депрессии, у 40% наблюдается легкая депрессия (субдепрессия), у 30% - умеренная депрессия, у 5% выраженная депрессия, тяжелой депрессии не зафиксировано.

Таким образом, можно увидеть, что большинство испытуемых пожилых людей испытывают чувство одиночества, тревоги, депрессии.

После проведения занятий было проведено повторное тестирование.

Результаты исследования уровня ощущения одиночества представлены на рисунке 4.

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 4. Распределение пожилых людей по уровню ощущения одиночества после терапии

Из рис. 4 видно, что 20% продолжают испытывать сильное чувство одиночества, 30% - умеренное и 50% пожилых людей не испытывают его.

Сравнение средних показателей уровня ощущения одиночества у пожилых людей до терапии и после представлено на рисунке 5.

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 5. Сравнение средних показателей уровня ощущения одиночества у пожилых людей до терапии и после

Средние показатели ощущения одиночества после проведения сеансов когнитивной терапии снизились.

Результаты повторного измерения тревоги представлены на рисунке 6.

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 6. Уровни тревоги у пожилых людей после проведения терапии

15% испытуемых имеют высокий уровень тревоги, 55% - умеренный уровень, у 35% тревога не выражена.

Сравнение средних показателей тревоги показано на рисунке 7.

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 7. Средние показатели тревоги до терапии и после

Показатели тревоги после проведения терапии снизились.

Результаты повторного исследования уровня депрессии представлены на рисунке 8.

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста - student2.ru

Рис. 8. Уровни депрессии пожилых людей

У 35% испытуемых отсутствуют признаки депрессии, у 30% наблюдается легкая депрессия (субдепрессия), у 35% - умеренная депрессия.

Сравнение средних показателей депрессии до терапии и после представлены на рисунке 9.

Ян Щепаньский — один из тех великих социологов современного мира, который сформулировал несколько десятилетий тому назад проблемы, не имеющие однозначного решения. В монографии «Элементарные понятия социологии» Ян Щепаньский определил ценности как всеобъемлющее отношение между людьми. Понятие «ценности» является базовым в этике, морали, экономике, социологии, политике и т.д. Сложно назвать вид жизнедеятельности человека и отрасль производства, осуществление которых возможно без формирования системы ценностей и механизмов их реализации. Ценности, которые исповедуют элиты, ученые и обыватели, к глубочайшему сожалению, часто не совпадают, а иногда лежат в основе противоречий развития цивилизации. Слова Яна Щепаньского, что именно ценности обеспечивают не только внутреннее равновесие человека, его согласие с самим собой, но и формируют механизмы их реализации. Необходимость обращения к социологии Яна Щепаньского в вопросах культуры важно еще и потому, что он сформулировал свою социологию на основе богатого опыта предшественников. Представители гуманитарной науки давно пытаются максимально использовать методологию естествознания. Как свидетельствует современная практика проведения научно-практических конференций, форумов гуманитарной направленности, все чаще и чаще звучат призывы о необходимости математизации научных исследований человека. Противоречивость использования теории вероятностей, математической статистики заключается в том, что в сфере человеческих отношений сложно пренебречь даже малейшими проявлениями человеческих эмоций. Знаменитые Ильф и Евгений Петров, когда-то заметили, что происходит с людьми, которые в трамвае начали ругаться утром. Они передадут свое настроение всем до конца дня. Погасить эмоции сложно не только в литературном трамвае. Эмоции в большей степени связаны с инстинктами человека, которые могут быть по утверждению Я. Щепаньского детерминированы как социальными институтами, так и биологией. Обращение к естественнонаучной методологии в гуманитарном изучении человека нельзя рассматривать как панацею. Тем более, что многие проблемы формирования общей и индивидуальной культуры человека, ее роли в познании и предвосхищении острых проблем общественного развития, носят в большей степени гипотетический характер. Сложно назвать хотя бы одно экономическое действие, которое полностью не имело бы эстетической, культурной и моральной составляющей. Производство, приобретение и использование экономического блага всегда сопровождается определенными переживаниями, постоянно насыщаются действующими ценностями. Общество стремится к новому типу развития. Но оно возможно на пути неразрывного соединения ценностных моральных, нравственных убеждений и материального производства. Высокий уровень разделения морального и материального оказывает серьезное негативное воздействие на конечный результат. Игнорирование важности общей культуры человека в процессе выполнения профессиональных обязанностей выражается в наличии противоречий между «желаниями и свершениями». Обращение к социологии Яна Щепаньского вызвано тем, что многие проблемы, которые ученый поднимал более 50 лет тому назад, остаются современными. Научный труд «Элементарные понятия социологии» использован нами как важнейший источник социологического знания о роли поведения человека не только в решении, но и порождении многих проблем общественного развития и культуры, прежде всего. Только на первый взгляд может показаться, что труд Яна Щепаньского «Элементарные понятия социологии» далек от научного осмысления культуры в жизни человека и общества. Такое восприятие возможно только в случае упрощенного толкования понятия «культура». Правы будут и те, кто сделает замечание об отсутствии у ученого специальных работ по проблемам культуры. Философское и социологическое осмысление культуры основано на методологических принципах, идеях, которые проходят через всю названную работу. Целесообразность оценки существующих проблем общественного развития через культурные традиции, состояние общей и индивидуальной культуры обусловлена нынешним противоречивым состоянием научного поиска в гуманитарной сфере. С одной стороны гипотетически признана важность влияния ценностных убеждений, позиций человека на тенденции в развитии цивилизации. А с другой — широко распространено поклонение перед материально-вещественными факторами производства, настойчиво реализуется упрощенное представление о роли человека. В последние годы даже система образования нацелена на удовлетворение сиюминутных потребностей производства. Научные и практические проблемы в «Элементарных понятиях социологии» сформулированы таким образом, что позволяют нам выстроить некоторую условную иерархию проблем культуры на современном этапе общественного развития. Монография начинается с анализа процесса формирования и использования понятий и категорий в науке. Коммуникации (им сегодня уделяется много внимания) важны не только в науке, производственной деятельности, обыденной практике общения, но и выстраивании отношений между различными государствами, народами и т.д. По сути простая, на первый взгляд, проблема человеческого общения на практике оборачивается нарушениями взаимоотношений не только на бытовом, но и политическом уровне. Умение слушать, понимать, принимать и уважать точку зрения собеседника, партнера остаются неизменной компонентой человеческих отношений на протяжении существования цивилизации. Содержание коммуникаций гипотетически отражает действующие системы связей между материальным и духовным факторами. Каждое поколение людей решает обозначенные проблемы в меру сил и возможностей, обусловленных социально-культурным уровнем развития общества. Материальные свойства благ, особенно те, которые позволяют максимизировать некую абстрактную прибыль, прочно завладели умами людей, в конечном итоге стали основой противоречий между материальными и духовными ценностями. В ситуации, когда в качестве важнейшей цели государства выступает материальное богатство, ценность человеческой жизни рассматривается в сопоставлении с объемами материального богатства. Культура взаимоотношений, культура поведения не оказывают прямого воздействия на достижение поставленных целей. Они формируют социальный механизм влияния целей и ценностей на общественную жизнь. В структуре общественных благ находятся наука, культура, моральные и нравственные ценности. Последние крайне редко рассматриваются как достойные изучения, финансирования и развития. Проблема общественных благ давно вышла за пределы абстрактной экономической теории. В противоположность материальным ценностям слабо изучены источники возникновения и реализации системы ценностей в жизни человека. Экономисты не станут оспаривать тот факт, что потребленные материальные блага теряют свою ценность, не потребленные постоянно изнашиваются. Духовные блага обладают уникальными свойствами, т.е. не способны изнашиваться, терять свою полезность. Они не поддаются расчетам, с ними невозможно конкурировать, но их можно накапливать и через них оказывать решающее воздействие на темпы и виды экономического роста. Моральные, нравственные ценности имеют свою иерархию. Научная и практическая проблема выбора ценностей заключается в определении механизмов их восприятия и использования. С точки зрения экономической науки можно установить следующую корреляционную зависимость, чем выше значимость культурных ценностей, тем хуже они воспринимаются. Например, говорить на хорошем литературном языке гораздо сложнее, чем на уличном жаргоне, терпеливо объяснять свое восприятие того или иного события явления сложнее, чем оказывать моральное или физическое воздействие. Мы обращаем на это внимание по ряду причин. Важнейшей считаем предпринимаемые реальные шаги по сокращению затрат на гуманитарное образование и воспитание. Бесспорно, что ценности — это социокультурный продукт, который формируется по своим особым законам. Представители разных философских школ неоднократно предпринимали попытки обосновать природу происхождения ценностей. Наиболее простое, удобное для понимания объяснение источника их возникновения обосновал К. Маркс. По логике марксизма общественное сознание изменяется вслед за преобразованием материально-технической базы. Стоит только улучшить структуру, увеличить объемы материального богатства и сознание, как основная форма выражения культуры человека, радикально изменится. В жизни все оказалось намного сложнее. Практика строительства социализма, а затем реформирования социально-экономических отношений наглядно продемонстрировали, что ценности формируются и изменяются по своим законам, не существует прямой корреляционной зависимости между величиной материального богатства и иерархией ценБесспорно, что ценности — это социокультурный продукт, который формируется по своим особым законам. Представители разных философских школ неоднократно предпринимали попытки обосновать природу происхождения ценностей. Наиболее простое, удобное для понимания объяснение источника их возникновения обосновал К. Маркс. По логике марксизма общественное сознание изменяется вслед за преобразованием материально-технической базы. Стоит только улучшить структуру, увеличить объемы материального богатства и сознание, как основная форма выражения культуры человека, радикально изменится. В жизни все оказалось намного сложнее. Практика строительства социализма, а затем реформирования социально-экономических отношений наглядно продемонстрировали, что ценности формируются и изменяются по своим законам, не существует прямой корреляционной зависимости между величиной материального богатства и иерархией цен ностей. Пока ясно только то, что определил Ян Щепаньский «Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей и интересов, определяет предпочтение в стремлениях». В начале ХХ1 века гуманитарное знание, в том числе и социология оказались в очень сложном положении. Причин много, но глубинные истоки ситуации — в преклонении перед материальными и вещественными факторами. Ян Щепаньский писал: «Социология, как всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой реальности». Значимость социологических исследований в получении объективной информации о соотношении официальных ценностей и неформальных определяется степенью разрешения противоречий между теорией и практикой. В настоящее время можно наблюдать удивительную ситуацию, характеризующую не только состояние социологии, но и культуры в целом. Социологические исследования все чаще проводятся по индивидуальным заказам, растет количество отраслевых социологий. Если на начальном этапе становления социологического знания отмечался некоторый уклон в сторону психологии, то в настоящее время лидирующие позиции начинают занимать социологические исследования, что называется на «злобу дня». Чаще всего проводятся прикладные исследования, которые «ближе к маркетингу», чем собственно формированию социологического знания о проблемах, противоречиях, тенденциях развития современного общества. Кто-то может сказать: «Какое отношение имеет современное состояние социологии к проблемам культуры?» На наш взгляд, самое непосредственное. Если даже важнейшая гуманитарная наука отдает предпочтение мелким темам, то абсолютно естественно, что и обычный человек реализует прежде всего сиюминутные цели. Философское и социологическое видение культуры, процесса ее развития остаются вне предмета системных исследований. Общеизвестно, что «не все продукты человеческой деятельности входят в культуру». По меткому выражению Яна Щепаньского, социология не использует в поной мере свою особую роль. Социологию отличает от других наук то, что она должна направлять свои усилия на поиски законов, явлений, возникающих между людьми, исследование структур, то есть законов взаимного приспособления людей друг к другу в общностях...». Высокие требования к социологии и социологической науке Ян Щепаньский обосновывает тем, что творцы социологии в Х1 Х веке были людьми с широким гуманитарным и общественным образованием, и не из чистой фантазии они очертили границы социологических исследований. Нынешнее состояние эмпирических исследований, на наш взгляд, иногда напоминает ситуации с «соломенными опросами». Автором данного термина считается известный английский юрист, политик и ученый, один из наиболее эрудированных людей своего времени Джон Селден (1584-1654). Под такими опросами понимаются обычно те, которые проводятся по упрощенной схеме, нерепрезентативным выборкам. Качество подготовки и проведения исследования заменяется информацией, которая заранее известна. Публикации о результатах таких исследований стали нормой. Изучение структурных элементов социокультурных явлений и процессов все чаще становятся научной редкостью. Широко распространенное заимствование методов естествознания толкают исследователей к поиску простейших образований, таких как това у К. Маркса или атом в физике. Упрощение способно привести не только к своего рода «недоразумениям» в науке, но и потерям человеческих жизней, материальных богатств. Ярчайший пример упрощенной подготовки научного исследования и практического эксперимента — это Чернобыльская катастрофа. К сожалению, именно социальные механизмы подготовки и реализации различных технологических и технических новшеств пока находятся за пределами предмета социологических исследований. Подготовка любого исследования требует изучения широкого спектра мнений, организации полномасштабных дискуссий, при проведении которых точка зрения, несовпадающая с официальной, не может отождествляться с «вражеской позиций». Социалистические стереотипы гипотетически оказались очень сильными. Что их подпитывает сегодня, ответить сложно, но необходимо. Социализация, установление ценностей, образцов и моделей поведения все чаще оказываются уделом энтузиастов науки. Изучение проблем и получение информации с помощью которой невозможно в краткосрочном периоде получить рост материального богатства активно поддерживается в основном на вербальном уровне. Семья и школа были всегда теми островками, где закладывались принципы морали и нравственности, формировали структуру и принципы отношений «человек — социальная группа — государство — отношение человека к самому себе»: «Для него культура — это уже готовый мир, в который он должен войти, обучаясь многим вещам в течение многих лет». Чему и как может обучиться будущий гражданин страны, если с самого рождения лишен семьи. Количество детей, которые находятся на попечении государства в последние десятилетия, к сожалению, не сокращается. Культура определяет сущность и характер всех принимаемых экономических и производственных решений. Об отношениях власти к человеку можно прочитать и прослушать огромное количество негативной информации. Подавляющее большинство решений власть принимает, руководствуясь своими ценностями, принципами и методами удовлетворения собственных потребностей. Противоречия между культурой власти и общества постоянно находится в центре внимания. Правда они обсуждаются чаще всего с позиций личного поведения того или иного руководителя государства или представителя властной вертикали. Эмоциональные и продолжительные, но пока безрезультатные попытки выбрать или назначить достойных людей на государственные должности обусловлены прежде всего тем, что основное внимание сосредоточено на личностных характеристиках. Любая критика, направленная на отдельные личности оказывается

Наши рекомендации