ЛЮБОВЬ – САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ЧУВСТВО ЧЕЛОВЕКА
(Красота собирательного и ведущего чувства)
Взрослым: человеческие представления о любви довольно сильно разнятся. Нередко любовь (радость безусловной отдачи себя на бескорыстное и самоотверженное служение) ставится на одну ступень с привязанностью или бурной безумной страстью, когда за яркими эмоциями и переживаниями кроются слабо осознаваемые желания и интересы эгоистичного свойства, а также самопожертвование с оговорками и условиями для себя. Профанация наиважнейшего высокого чувства, желание низвести его, приспособив под свои пристрастия и понимание, лишает его притягательности и красоты.
Затасканное в обиходе и суете понятие любви, как правило, не может привлечь внимания ребенка и восхитить его. Так, знакомство с мощным возвышающим и ведущим чувством, способным перерождать и одухотворять человека, откладывается на неопределенные годы, а красноречивой нормой детского отношения к любви становится насмешливое "жених и невеста...", надписи на заборах и т.п. Цель беседы – привлечь внимание ребенка к особой красоте, силе и героизму любви. Сердца детей особо отвечают на героизм. А любовь, облаченная в героизм, легко может стать внутренним ориентиром и идеалом, ведущим по жизни.
Любовь – это сильное желание приносить радость, пользу и добро любимому человеку; это когда человек счастлив, потому что может быть рядом с любимым и помогать ему. Любить – значит, не думать о себе и почти забыть о своих желаниях, быть готовым все доброе, красивое, лучшее отдать своему любимому (жить для него).
° Любовь воспевалась всегда и у всех народов, как самое красивое и сильное чувство...
° Любовь творит чудеса, преображая и облагораживая человека.
Когда в сердце вспыхивает любовь, каждый человек (даже плохой) становится лучше. От любви в человеческом сердце пробуждаются все лучшие чувства и качества (вспыхивают с новой силой), человек меняется (в лучшую сторону), и многим вокруг кажется это чудом. Поэтому говорят, что любовь творит чудеса...
° Любовь вдохновляет на сильные и красивые действия. Героизм любви.
Любовь вдохновляет (вдыхает в сердце красивые возвышенные желания) на красивые поступки, и человек легко совершает самые смелые геройские поступки и подвиги.
á Как пример: слабая женщина и в то же время сильная любовью мать...
° Любовь разнится по силе и качеству. Любовь на словах и на деле. Любовь всегда деятельна, если она не подтверждена делами – она мертва.
Если человек говорит, что любит, это еще не значит, что он любит по-настоящему. Сказать "я люблю" может каждый. Но настоящая любовь видна в делах и поступках человека (подтверждается делами). Если человек любит по-настоящему, то все время вспоминает и думает, и скучает о любимом, без любимого ему очень тяжело, грустно и одиноко жить.
° Любовь наполняет человека особой радостью, одаривает счастьем.
Влюбленный человек больше всего на свете боится потерять свою любовь (разлюбить), потому что любовь дает ему особую сильную радость и ощущение огромного счастья. Он готов отдать все самое лучшее на свете, чтобы продолжать любить. Самая лучшая и веселая жизнь без любимого человека безрадостна и кажется ужасной и скучной.
Дополнительно: об огромной значимости и красоте любви прекрасно говорят приведенные выдержки, которые можно обсудить с ребенком. "Если я говорю языками человеческими, но любви не имею, то я становлюсь подобным меди звенящей или кимвалу бряцающему. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и обладаю всей мудростью, и веру имею мощную, как ураган, который горы сдвигает, но любви не имею, – то я ничто".
"Любовь терпелива, любовь добра. Любовь не завидует, не творит зла, не гордится, не знает грубости и корысти, не спешит гневаться, не замышляет дурного, не радуется неправде, но наслаждается истиной. Любовь все покрывает, всему верит, всегда надеется, любовь все переносит, никогда не прекращается...". (Из апокрифического Евангелия от ессеев; аналогичное, но более сложное для ребенка высказывание Апостола Павла, 1 Кор 15.1–8 )
° Любовь, не замечающая недостатков в любимом (полное слияние и растворение сознания в любимом), выше любви прощающей (подмечающей то, что надо прощать).
Фиалка и Подснежник
Прошла зима. Еще кое-где оставался лежать снег, а среди молодой травы уже стали появляться первые цветы. Рядом с белым Подснежником показался маленький росток. Он рос с каждым днем все выше и выше, пока не превратился в красивый фиолетовый цветочек. Это была Фиалка. Проснувшись, она раскрыла свои лепестки и стала с удивлением и восторгом осматриваться. Сначала она увидела нежно-голубое небо с плывущими по нему облаками. Потом долго смотрела на теплое яркое солнце, проглядывающее через деревья. И вдруг рядом с собой она заметила прекрасный белый цветок.
– Как тебя зовут? – спросила она своего соседа.
Белый цветок повернул свои лепестки. Он увидел Фиалку и был изумлен ее красотой.
– Я Подснежник, – ответил белый цветок и тут же добавил, – ты такая красивая, давай дружить!
– Давай! – согласилась Фиалка. И с этой минуты они стали неразлучными друзьями.
Каждый день теперь для них обоих был радостным и счастливым. Подснежник и Фиалка часто шелестели о чем-то друг другу, любили вместе пить капли дождя и подолгу дышали теплым весенним ветром. По ночам, когда становилось прохладно, Подснежник травинками укрывал Фиалку и старался согреть ее своими листочками. А Фиалка одаривала друга нежным ароматом своих лепестков.
Но однажды рано утром, когда солнце еще не успело взойти и пробудить цветы, произошла одна неприятная история. Фиалка проснулась от какого-то хруста и непонятного шелеста. Рядом с Подснежником она увидела большую прожорливую Гусеницу, которая медленно подползала к листьям Подснежника, чтобы ими полакомиться.
– Что же мне делать, – думала Фиалка. Не зная чем помочь своему другу, она сильно волновалась и переживала.
И вдруг она, обрадовавшись, наклонилась к Гусенице и быстро протянула ей навстречу свои листочки. Было очень больно, а Фиалка терпела. Она не пыталась убрать лепестки, а мечтала лишь о том, чтобы Гусеница поскорее наелась и не стала трогать ее друга.
Когда Подснежник проснулся, Гусеницы уже не было, наевшись, она уползла. Он повернулся к Фиалке и вдруг с ужасом увидел, что у нее не стало двух фиолетовых лепестков, а все ее листья наполовину изъедены.
– Какой ты стала безобразной и уродливой, ты, наверно, заболела, – прошелестел Подснежник. – Мне больше совсем не хочется с тобой дружить. Он отвернулся от нее и постарался поскорее о ней забыть.
Фиалка ничего не ответила. Посмотрев на остатки своих листьев, она лишь горько заплакала. Удивительно, но Фиалка совсем не обиделась на своего друга. Он по-прежнему был для нее самым лучшим на свете.
– Пусть лучше он не знает, что случилось, – думала она, – зачем я буду портить ему настроение своим видом.
Теперь она старалась расти рядом незаметно и не попадаться Подснежнику на глаза. Из травы она лишь молча глядела на своего любимого друга. Всякий раз, когда Подснежник поворачивался в ее сторону, она, чтобы его не испугать, поскорее наклонялась и пряталась среди травы.
Как-то раз на поляне появилась маленькая Девочка, которая собирала букет. Подснежник и все остальные цветы стали скрываться от девочки в траве и прижиматься к земле. Не пряталась только одна Фиалка. Она, наоборот, сильно вытянулась вверх и как можно шире раскрыла свои оставшиеся лепестки, закрывая собою своего друга.
– Не срывай моего друга, – изо всех сил шелестела она на ветру, – сорви лучше меня.
Девочка, напевая песню, прошла мимо. Все цветы вновь приподнялись к солнцу, а Фиалка тут же поспешила спрятаться от Подснежника и снова стать незаметной.
Через несколько дней к Подснежнику прилетела красивая многоцветная Бабочка, она села рядом и рассказала ему свою историю:
– Я летаю и ищу одну Фиалку, чтобы попросить у нее прощения, – сказала она. – Раньше, когда я была еще гусеницей, эта Фиалка ради своего друга Подснежника пожертвовала своими листьями и ими накормила меня. Не встречал ли ты, Подснежник, искалеченную Фиалку с изъеденными листочками и без двух лепестков.
Только теперь понял Подснежник, что Фиалка отдала свои листья и свою красоту для того, чтобы спасти его от Гусеницы.
– Эту Фиалку я знаю, она здесь, рядом, и прячется в траве, – радостно воскликнул Подснежник.
Он позвал Фиалку, но она не выглянула из травы. Подснежник позвал ее еще раз и еще, но Фиалка не отзывалась. Залетев в траву, Бабочка увидела увядшую и искалеченную Фиалку, которая лежала на земле и была сухой. Было слишком поздно, и помочь ей было уже ничем нельзя.
Много дней плакал Подснежник. Огромная тяжесть была у него на сердце, и чувство вины не покидало его еще очень долго. Но однажды Подснежник почувствовал, что кто-то его нежно гладит и успокаивает. Он обернулся и увидел рядом с собой красивую Бабочку с фиолетовыми крыльями. Он узнал в ней Фиалку.
– Не плачь, я совсем не сержусь на тебя, – сказала Бабочка, – Видишь, я опять стала красивой, давай дружить?
С тех пор многие цветы удивлялись странной Бабочке с фиолетовыми крыльями, которая почему-то никуда не улетала от самого обыкновенного белого Подснежника. А травинки даже посмеивались над глупой Бабочкой, которая в жару не пряталась, как все в тень, а заботливо обмахивала Подснежника своими крыльями.
Не вытерпел Ветер, пролетел он над насмешливыми травами, примял их немного и прошептал:
– Тише вы, бессердечные, тише. Она любит, ее сердце так красиво, не мешайте ей любить.
[?] – Настоящая ли была любовь у Фиалки?
– Какие качества вы увидели у любящей Фиалки? (Самоотверженность – умение забыть о себе ради другого, умение прощать, смелость, готовность пожертвовать собой, верность, жалость).
– Почему Фиалка не обиделась на Подснежника? (Настоящая любовь и дружба не сомневается и не осуждает, она прощает и даже не замечает плохого в любимом).
– Правильно ли сделал Подснежник, что судил о Фиалке лишь по внешнему виду? Какую красоту не увидел Подснежник? (Внутреннюю красоту, красоту любящего сердца).
– Почему Подснежник стал ненавидеть себя после истории Бабочки? (Угрызения совести, предательство).
– Вы смогли бы простить Подснежника, как простила его Фиалка?
– Можно ли насмехаться над человеком, который любит другого так же сильно, как Фиалка?
Любите друг друга всегда
Осенним утром двое деревенских мальчишек, Боря и Сема, решили прогулять уроки в школе. Погода была на редкость солнечной и теплой, это были последние погожие деньки перед наступающими холодами, а значит, в самую пору успеть порыбачить.
Утром, перед тем как идти в школу, Сема тайком от родителей прихватил отцовскую рыболовную сеть и вместе с Борей, отправился на озеро. Когда рыбалка была в самом разгаре, ребята увидели, как на озеро приземлилась пара красивых, величественных белоснежных птиц.
– Я знаю, это лебеди-шипуны, – сказал Боря, – они семьей живут и всегда вдвоем летают, а когда летят на юг, то на это озеро отдохнуть приземляются.
– Давай их покормим, – предложил Сема, – у меня хлеб есть и печенье.
Ребята стали кидать кусочки хлеба в воду и приманивать птиц. Лебеди на удивление оказались очень доверчивыми, а один из них, что был поменьше, подплыл совсем близко и даже брал хлеб прямо с рук.
– Сразу видно, что прирученные, – сказал Борис. – Наверное из какого-нибудь парка городского на юг летят. Видишь, совсем нас не боятся, а дикие лебеди никогда так близко не подплывают.
– Вот бы нам в школу в живой уголок такого красивого, а то у нас там одни хомячки и попугаи, а лебедя никогда не было.
– Ура! Я придумал! – воскликнул Борис. – У нас же сеть есть! Давай одного поймаем и в школу отнесем. Скажем учительнице, что нашли его больного по дороге в школу и пожалели.
– Точно! Еще скажем, что пока ловили и несли, прошло много времени и из–за этого нам пришлось уроки пропустить. Тогда нам ничего не будет и даже похвалить могут. Тащи скорее сеть, а я пока хлебом приманивать буду.
Когда лебедь вновь подплыл к ребятам и стал брать хлеб из рук, Боря сумел ловко накинуть на него сеть. Пойманная птица отчаянно билась крыльями и пыталась вырваться, но лишь окончательно запутывалась в сети. В это время второй лебедь, что был побольше, вовсе не испугался и не улетел. Он расправил свои большие крылья и храбро, с громким страшным шипением, бросился на ребят. А те, струсив, с пойманной птицей бросились убегать и скоро скрылись в лесу.
Ребята были очень довольны. Они весело вприпрыжку бежали в школу и всю дорогу только и говорили о том, как в школе все обрадуются, когда увидят лебедя. В классе Боря с Семой стали врать. Они сказали, что птицу нашли около дороги, что она не могла летать, и, чтобы спасти ее от голодных собак и зверей, они целых два часа ловили ее, потому и опоздали на уроки. Учитель, конечно же, похвалил ребят, а птицу сразу же отнесли в живой уголок.
Слух о белоснежной красавице быстро разнесся по всей школе. На каждой перемене толпы ребят приходили полюбоваться птицей. Ей бросали хлеб, печенье и даже кусочки яблок, но она почему-то отказывалась от еды и никого к себе не подпускала.
Через несколько дней без еды птица обессилела и перестала вставать. И тут забеспокоились не только ученики, но и учителя. Кто-то вспомнил, что птица была поймана рыболовной сетью, а значит, ребята не случайно по дороге в школу увидели и поймали лебедя, а заранее раздобыли где-то сеть и несли ее с собою. Стало ясно, что ребята лгут и о чем-то недоговаривают.
На одном из уроков учительница рассказала ребятам о том, как живут лебеди. О том, что у них бывает очень сильная любовь и что если их разлучить друг с другом, то они не желают жить и быстро умирают от тоски. А иногда люди видели, как лебедь, оставшийся без пары, не выдерживал, взмывал высоко в небо, а потом, сложив крылья, стремительно падал и разбивался о землю. После своего рассказа учительница потребовала от Бори и Семы рассказать правду, чтобы, пока не поздно, спасти птицу. Ребята решили во всем сознаться и честно рассказали о том, как все было на самом деле.
– А где же другой лебедь, который за вами гнался? – спросила учительница.
– Мы не знаем, – ответил Сема.
– Он, наверное, уже давно на юг улетел, – добавил Борис.
– Лебеди не бросают друг друга, – сказала учительница. – Они скорей замерзнут и умрут от голода, чем улетят в теплые страны без своего любимого.
После уроков весь класс вместе с учительницей отправился на озеро. Ребята долго искали лебедя, пока не нашли его лежащим на берегу среди зарослей камыша. Он уже был не в силах уплыть или защищаться, а лишь приподымал голову и угрожающе шипел.
В школу ребята несли лебедя по очереди, каждому хотелось погладить и пожалеть его. Ведь он, действительно, оказался верным и преданным и не улетел на юг один.
Вскоре лебеди вновь оказались вместе. Они радостно прижимались друг к другу, нежно пощипывали друг друга клювами, ласкались шеями, и казалось, что силы снова вернулись к ним. С этого дня птицы стали принимать пищу от людей. Они потихоньку крепли и выздоравливали, но на волю их не отпускали, потому что наступили сильные морозы. Всю зиму прожили лебеди в школьном живом уголке. Иногда во время уроков им разрешали прогуляться и пролететь по коридорам школы. Лебеди ходили медленно, важно раскачиваясь, а заметив какую-нибудь приоткрытую дверь, любили заходить на урок в классы. Как будто хотели проверить, как учатся ребята.
Весной, когда снег стал таять, а в небе показались птицы, возвращающиеся с юга, лебедей вывели в школьный двор. С ними вышла прощаться вся школа. Ученики и учителя расступились и освободили лебедям дорогу. А птицы, тяжело взмахивая огромными белыми крыльями, стали разгоняться и медленно взлетели.
– Прощайте, счастливого вам пути, – кричали вслед удаляющимся птицам ребята, – любите друг друга всегда.
[?] – Из каких поступков видно, что лебеди любят друг друга? (Смело кинулся спасать от ребят свою подругу, не бросил и не улетел на юг один, она отказывалась принимать пищу)
– Что говорило о том, что птицы любят друг друга по-настоящему' (Не хотели и не могли жить друг без Друга)
– Когда вы слушали этот рассказ , вам хотелось шутить над лебедями за то, что они любят друг друга?
– Часто ли дети , видя любовь, начинают дразниться "жених и невеста" (писать на заборах)'' Вы поступали бы так же или иначе?