Способы поведения в конфликтной ситуации
Школа вожатского мастерства
Лекция №12
План:
· Конфликт. Основные понятия;
· Стадии развития конфликта;
· Способы поведения в конфликтных ситуациях;
· Виды конфликтных ситуаций в ДОЛ;
· Практические рекомендации по преодолению детских конфликтов;
· Как избежать конфликтных ситуаций.
«Умение избежать конфликта - одна из
составных частей педагогической мудрости»,
Сухомлинский В.А.
B нашем сознании со словом «конфликт» ассоциируются такие малоприятные вещи, как «ссора» и «скандал», «спор», «выяснение отношений», «драка», «крик» и т.д. Все эти негативные явления, бесспорно, связаны с конфликтами. Это формы и виды проявления конфликтных отношений. Это то, через что конфликтные отношения между людьми иногда (но далеко не всегда) проявляются. Ссора или скандал без конфликта не существуют, они являются своеобразными показателями того, что конфликт есть. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. А вот конфликты без ссор и скандалов – запросто. Например, в тех случаях, когда человек желает сделать что-то, его желание вступает в конфликт со страхом перед наказанием.
Конфликт есть, ссоры или скандала - нет.
Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами w лицами или группами.
Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.
Первая стадия конфликта – наличие, существование противоположных позиций.
У разных членов коллектива – разные стремления и интересы, и, следовательно, разные позиции. Вот когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие, тогда может возникнуть конфликт.
С уверенностью можно говорить о существовании конфликта, когда не просто есть две разные позиции, а произошло столкновение этих позиций, не важно в какой форме.
Вторая стадия конфликта – столкновение противоположных позиции.
Третья стадия конфликта – разрешение конфликтной ситуации.
Три основных вида конфликта:
· внутриличностный;
· межличностный;
· групповой.
Способы поведения в конфликтной ситуации
Для более эффективного решения проблемы конфликта вожатому необходимо выбрать определенную стратегию поведения. Можно выделить пять способов поведения в конфликтной ситуации:
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. (сл. С.И. Ожегова)
Эффективен, когда:
· Необходимо время для решения проблемы;
· Аргументы сторон одинаково убедительны;
· Может устроить временное решение;
· Можно получить хоть что-то, а не все потерять.
Приспособление – процесс освоения с чем-нибудь, приобретения нужных навыков, сноровки.
Эффективно, когда:
· Наиболее важной задачей является восстановление стабильности, а не разрешение конфликта;
· Необходимо признать свою неправоту;
· При решении данной ситуации имеется возможность возникновения более сложных проблемных ситуаций.
Избегание – процесс уклонения от чего-нибудь.
Эффективно, когда:
· Необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
· Необходимо более тщательное изучение ситуации, поиск дополнительной информации о сути конфликта;
· Открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию.
Соперничество – состязание, в котором каждый из участников пытается добиться своей цели. (потери обоих во времени, энергии, или материальные несопоставимы с полученным результатом).
Эффективно, когда:
· Требуются быстрые и решительные меры (форс-мажорные ситуации);
· Решается глобальная проблема.
Сотрудничество – совместная работа, участие в общем деле (сотрудничество, положительных результатов достигли оба).
Эффективно, когда:
· Основной целью является приобретения совместного опыта работы;
· Есть время поработать над возникшей проблемой (обе стороны – выдвигают идеи для обсуждения и хотят участвовать в выработке решения).
Школа вожатского мастерства
Лекция №12
План:
· Конфликт. Основные понятия;
· Стадии развития конфликта;
· Способы поведения в конфликтных ситуациях;
· Виды конфликтных ситуаций в ДОЛ;
· Практические рекомендации по преодолению детских конфликтов;
· Как избежать конфликтных ситуаций.
«Умение избежать конфликта - одна из
составных частей педагогической мудрости»,
Сухомлинский В.А.
B нашем сознании со словом «конфликт» ассоциируются такие малоприятные вещи, как «ссора» и «скандал», «спор», «выяснение отношений», «драка», «крик» и т.д. Все эти негативные явления, бесспорно, связаны с конфликтами. Это формы и виды проявления конфликтных отношений. Это то, через что конфликтные отношения между людьми иногда (но далеко не всегда) проявляются. Ссора или скандал без конфликта не существуют, они являются своеобразными показателями того, что конфликт есть. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. А вот конфликты без ссор и скандалов – запросто. Например, в тех случаях, когда человек желает сделать что-то, его желание вступает в конфликт со страхом перед наказанием.
Конфликт есть, ссоры или скандала - нет.
Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами w лицами или группами.
Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.
Первая стадия конфликта – наличие, существование противоположных позиций.
У разных членов коллектива – разные стремления и интересы, и, следовательно, разные позиции. Вот когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие, тогда может возникнуть конфликт.
С уверенностью можно говорить о существовании конфликта, когда не просто есть две разные позиции, а произошло столкновение этих позиций, не важно в какой форме.
Вторая стадия конфликта – столкновение противоположных позиции.
Третья стадия конфликта – разрешение конфликтной ситуации.
Три основных вида конфликта:
· внутриличностный;
· межличностный;
· групповой.
Способы поведения в конфликтной ситуации
Для более эффективного решения проблемы конфликта вожатому необходимо выбрать определенную стратегию поведения. Можно выделить пять способов поведения в конфликтной ситуации:
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. (сл. С.И. Ожегова)
Эффективен, когда:
· Необходимо время для решения проблемы;
· Аргументы сторон одинаково убедительны;
· Может устроить временное решение;
· Можно получить хоть что-то, а не все потерять.
Приспособление – процесс освоения с чем-нибудь, приобретения нужных навыков, сноровки.
Эффективно, когда:
· Наиболее важной задачей является восстановление стабильности, а не разрешение конфликта;
· Необходимо признать свою неправоту;
· При решении данной ситуации имеется возможность возникновения более сложных проблемных ситуаций.
Избегание – процесс уклонения от чего-нибудь.
Эффективно, когда:
· Необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
· Необходимо более тщательное изучение ситуации, поиск дополнительной информации о сути конфликта;
· Открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию.
Соперничество – состязание, в котором каждый из участников пытается добиться своей цели. (потери обоих во времени, энергии, или материальные несопоставимы с полученным результатом).
Эффективно, когда:
· Требуются быстрые и решительные меры (форс-мажорные ситуации);
· Решается глобальная проблема.
Сотрудничество – совместная работа, участие в общем деле (сотрудничество, положительных результатов достигли оба).
Эффективно, когда:
· Основной целью является приобретения совместного опыта работы;
· Есть время поработать над возникшей проблемой (обе стороны – выдвигают идеи для обсуждения и хотят участвовать в выработке решения).