Психофизиологические особенности подросткового возраста

Ведение

Одной из ключевых проблем методики формирования коммуникативной культуры является совершенствование устноречевых умений учащихся, которые позволят достигать цели общения и не допускать сбоев в частотных ситуациях взаимодействия. Связано это прежде всего с тем, что понятие «хорошее общение» становится универсальной и важнейшей категорией человеческого существования в XXI веке.

Однако в непосредственной коммуникации нередки случаи, когда говорящим не удается реализовать свои цели, в результате чего возникают недопонимание, разочарование и даже обида. В этом случае можно говорить о неудаче в общении, способной нанести вред не только дружеским отношениям, но и профессиональным, партнерским. Кроме того, в современном коммуникативном пространстве социума активно используется речевая агрессия как способ негативного воздействия на собеседника, разрушающая искренние, доверительные отношения между людьми.

Актуальность данного исследования заключается в том, что успешная коммуникация необходима для эффективной реализации учебного процесса. С развитием информационых технологий и внедрением их в образовательные системы появилась возможность использовать Интренет-материалы как основу для исследований, в том числе педагогического плана.

Предмет исследования – сис­тема формирования коммуникативных знаний о речевых промахах и неудачах, их причинах, а также умений, необходимых для создания готовности к успешному, вежливому, гармоничному и эффективному общению в повседневной коммуникации.

Цель работы – выявить эффективность предложенных методов предупреждения коммуникативных промахов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующиезадачи:

1) Рассмотреть психологические особенности работы с подростками;

2) Дать определение понятию «коммуникативный промах»;

3) Исследовать материалы по проблеме коммуникативных неудач;

4) Собрать и проанализировать материал, полученный на основе Интеренет-форумов.

Методы и приемы исследования. При сборе и анализе материала были использованы описательный метод и метод наблюдения, а также исследовательские приемы классификации полученных данных.

Теоретическая значимость. Данная исследовательская работа вносит определенный вклад в теорию коммуникации, в изучение повседневного речевого общения, механизмов взаимопонимания, тактик и стратегий регулирования коммуникации.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться для составления рекомендаций, которые позволят избежать возможных трудностей в общении, преодолеть коммуникативные барьеры, а следовательно, положительно повлияют на уровень общей речевой культуры.

Гипотеза исследования – Интеренет-материалы могут использоваться как исследовательские объекты в сфере коммуникации.

Материалом для исследования послужила информация из Интернет-ресурсов, предназначенных для виртуального общения педагогов общеобразовательных учреждений. В ходе исследования проанализировано около 20 примеров коммуникативных неудач.

Собранный и проанализированный в ходе работы материал получил системно-типологическое осмысление и представлен в виде типологии коммуникативных неудач в повседневном речевом общении и предложенных методов решения данной проблемы.

В работе предпринято исследование некоторых факторов, влияющих на возможность возникновения в речи коммуникативных неудач. Особое внимание уделено в повседневном общении прагматическим факторам, которые недостаточно изучены. На материале веб-форумов осуществлена попытка выявить наиболее эффективные способы предупреждения коммуникативных неудач.

Отсутствие сигналов для установления речевого контакта со стороны говорящего и слушателя

Решение: Пользователь форума предлагает использовать невербальные формы установления контакта: смотреть в глаза, жестикулировать, привлекая к разговору слушателя, с осторожностью налаживать тактильный контакт. «Выражайте свое желание контактировать не только словами. Это может быть ваша улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к ребенку.» [ссылка]

Заключение

Данное исследование ориентировано на решение актуальной методической проблемы формирования коммуникативных компетенций педагогов предупреждать и преодолевать коммуникативныепромахи и неудачи в непосредственном общении.

В соответствии с задачами нашего исследования были изучены материалы Интеренет-форумов, теории и психологии общения, собраны и проанализированы образцы речевых ситуаций.

Мы установили, что в процессе непосредственного общения развитие диалога может быть успешным (то есть позволяющим реализовать участникам свои задачи), однако достаточно частотны ситуации, когда адресату или адресанту речи не удается осуществить поставленную задачу. Возникает "аномальная" коммуникативная ситуация, исход которой зависит от предпринимаемых усилий участников общения. Негативным результатом такой ситуации может быть коммуникативная неудача понимается отрицательный результат общения, недостижение или неполное достижение говорящим собственной коммуникативной или практической цели вследствие непонимания друг друга; возникший в процессе общения незапланированный негативный эмоциональный эффект, стратегия речевого поведения, приводящая к конфронтации. Речевые промахи служат лишь препятствием, которое может повлечь срыв общения.

Анализ психологических источников по проблеме исследования позволил утверждать, что эффективность коммуникации с учащимися данной возрастной группы обусловлена личностным становлением подростков, находящихся на этапе перехода в качественно новое состояние взрослого человека, расширением сферы коммуникативных контактов, вхождением в мир новых социальных отношений, что влечет сложности во взаимопонимании с окружающими.

В ходе исследования мы стремились доказать, что современному педагогу средней школы необходимо владеть не только письменно-речевыми умениями, актуальность использования которых в последнее время вызывает сомнение, но и устно-речевыми, связанными с ситуациями непосредственного общения, когда требуется, например, связно и максимально эффективно объяснить свою позицию, воздействовать на поведение подростка, оказать помощь в освоении материала.

Список литературы

1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 282 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – 502 с.

3. Богданова Л.И. Понимание как оценочный акт в межкультурной коммуникации // Понимание в коммуникации: тезисы докладов Междунар.науч. конф. (28 февраля – 1 марта 2005 г.). – М., 2005. – C. 5–6. 92

4. Виноградов С.И. Культура русской речи. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2006. – 549 с.

5. Воронина Т.Н. Причины коммуникативных неудач // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону: материалы VII регион. науч.-техн. конф. – Ставрополь: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 15–23.

6. Городецкий Б.Ю. К типологии коммуникативных неудач // Диалоговое взаимодействие и представление знаний: сб. ст. – Новосибирск, 1985. – С. 4, 64–78.

7. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985. – Вып. 16. – С. 220–234.

8. Ермакова О.Н., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. – М., 1993.

9. Кънева Н.К. Интегральный подход к проблеме коммуникативных неудач: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 1999. – 19 с.

10. Мартынова Е.А. Типология явлений коммуникативного дискомфорта вситуациях диалога: дис. на соис. учен. степени канд. филол. наук. – Орел, 2000. – 192 с.

11. Лазуткина Е.М. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики иприемы // Культура русской речи: учебник для вузов. – М., 1998. – С. 50–79.

12. Садыкова И.А. Корректирующие высказывания как способ передачи коммуникативного опыта // Русская и сопоставительная филология: Исследования молодых ученых. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. – C. 114–123.

13. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. – М.: АСТ, 2007. – 286 с.

14. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М., 1998. – 291 с.

15. Фуко М. Археология знания. – Киев: Ника-Центр, 1996. – 206 с.

Интернет-ресурсы

16. Группа «Вконтакте» «Я – учитель!». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/teacher_club

17. Интер-педагогика. Сайт для учителей и родителей. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inter-pedagogika.ru/

18. Педсовет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.su/forum/

19. Учительский портал. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

20. Форум сайта «учительский портал». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/forum/

21. Форум Короватичской средней школы Речицкого района. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://korovatichi.schools.by/pages/rekomendatsii-dlja-roditelej-podrostkov

Приложение

Возрастной период Ведущий тип деятельности Психологические новообразования Эмоциональные и поведенческие проявления
11-12 лет (младший подросток) Интимно-личностное общение в процессе деятельности и обучения. «Чувство взрослости», стремление к самостоятельности Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность
12-13 лет (средний подросток) Критичность мышления, формирование самоанализа Потребность в самоутверждении и деятельности, имеющей личностный смысл
14-15 лет (старший подросток) Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста. Половое созревание, формирование полового самосознания, половых стереотипов. Определение места своего «Я» в более широкой системе социальных связей Частые конфликты со взрослыми, нарушения поведения, демонстративные реакции. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация на психосексуальных проблемах.

Таблица 1

Ведение

Одной из ключевых проблем методики формирования коммуникативной культуры является совершенствование устноречевых умений учащихся, которые позволят достигать цели общения и не допускать сбоев в частотных ситуациях взаимодействия. Связано это прежде всего с тем, что понятие «хорошее общение» становится универсальной и важнейшей категорией человеческого существования в XXI веке.

Однако в непосредственной коммуникации нередки случаи, когда говорящим не удается реализовать свои цели, в результате чего возникают недопонимание, разочарование и даже обида. В этом случае можно говорить о неудаче в общении, способной нанести вред не только дружеским отношениям, но и профессиональным, партнерским. Кроме того, в современном коммуникативном пространстве социума активно используется речевая агрессия как способ негативного воздействия на собеседника, разрушающая искренние, доверительные отношения между людьми.

Актуальность данного исследования заключается в том, что успешная коммуникация необходима для эффективной реализации учебного процесса. С развитием информационых технологий и внедрением их в образовательные системы появилась возможность использовать Интренет-материалы как основу для исследований, в том числе педагогического плана.

Предмет исследования – сис­тема формирования коммуникативных знаний о речевых промахах и неудачах, их причинах, а также умений, необходимых для создания готовности к успешному, вежливому, гармоничному и эффективному общению в повседневной коммуникации.

Цель работы – выявить эффективность предложенных методов предупреждения коммуникативных промахов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующиезадачи:

1) Рассмотреть психологические особенности работы с подростками;

2) Дать определение понятию «коммуникативный промах»;

3) Исследовать материалы по проблеме коммуникативных неудач;

4) Собрать и проанализировать материал, полученный на основе Интеренет-форумов.

Методы и приемы исследования. При сборе и анализе материала были использованы описательный метод и метод наблюдения, а также исследовательские приемы классификации полученных данных.

Теоретическая значимость. Данная исследовательская работа вносит определенный вклад в теорию коммуникации, в изучение повседневного речевого общения, механизмов взаимопонимания, тактик и стратегий регулирования коммуникации.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться для составления рекомендаций, которые позволят избежать возможных трудностей в общении, преодолеть коммуникативные барьеры, а следовательно, положительно повлияют на уровень общей речевой культуры.

Гипотеза исследования – Интеренет-материалы могут использоваться как исследовательские объекты в сфере коммуникации.

Материалом для исследования послужила информация из Интернет-ресурсов, предназначенных для виртуального общения педагогов общеобразовательных учреждений. В ходе исследования проанализировано около 20 примеров коммуникативных неудач.

Собранный и проанализированный в ходе работы материал получил системно-типологическое осмысление и представлен в виде типологии коммуникативных неудач в повседневном речевом общении и предложенных методов решения данной проблемы.

В работе предпринято исследование некоторых факторов, влияющих на возможность возникновения в речи коммуникативных неудач. Особое внимание уделено в повседневном общении прагматическим факторам, которые недостаточно изучены. На материале веб-форумов осуществлена попытка выявить наиболее эффективные способы предупреждения коммуникативных неудач.

Психофизиологические особенности подросткового возраста

Чтобы в полной мере отобразить проблему данной работы, обратимся к рассмотрению вопроса с точки зрения педагогики.

Переход к подростковому периоду сопровождается резкой ломкой психики, получившей название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростками объясняется изменением отношений подростка к действительности: он чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», а взрослые продолжают считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым.

Наши рекомендации