Особенности российской политической культуры
Многие объективные факторы оказали свое влияние на форму российской политической культуры. Среди них обычно выделяют:
· Особое геополитическое положение, пограничное между Западом и Востоком
· Громадные размеры территории, предъявляющие особые требования к жесткости стягивающих политических конструкций
· Пестрота этнического состава
· Несколько религиозных конфессий при доминировании православия
· Догоняющий тип модернизации общества с постоянным отставанием от технологически рывков Запада
· Традиционная закрытость общества, «окна» всегда были достаточно узкими
· Доминирование коллективного образа жизни, общинность.
Эти факторы сыграли свою роль в том, что России постоянно стояла в стороне от западной дороги политического развития. Это можно оценивать как самобытность и самоценность российского политического опыта, но только особых преимуществ такая самобытность стране не принесла. Временами за счет титанических усилий удавалось обрести самоуважение, но временно (космос, ядерное оружие, сверхдержава).
Россия вынуждена ориентироваться на высокие стандарты западной демократии, но они пока не достижимы. Им мешают особенности наше политической культуры:
· Неразвитость гражданского общества
· Этатизм, признание приоритета государства в регуляции всех общественных отношений
· Преобладание групповой справедливости над принципами индивидуальной свободы и нравственный характер требований к государству
· Персонализация государственной власти и поиск харизматического лидера
· Недооценка и недоверие к правовым способам регуляции взаимоотношений
· Отсутствие длительной практики функционирования демократических институтов.
Сегодняшнее состояние системы политических ценностей - знаковое для России слово раскол. Это не просто выражение неоднородности политической культуры, но констатация одновременного наличия несовместимых ценностных парадигм.
В видоизмененном культурно-политическом пространстве выделяются три относительно самостоятельных блока политических ценностей:
· Традиционные ценности (патриотизм, державность, коллективизм, почитание отечественной истории)
· Ценности советского периода (интернационализм, приоритет общенародных, государственных интересов, государственные гарантии социальной защищенности, исторический оптимизм, комплекс сверхдержавы).
· Западные постиндустриальные ценности (права и свободы человека, гуманизм, технологизм, инновационность, экологическая безопасность).
Безконфликтная совместимость возможна только в 2 вариантах:
1+2 или 1 + 3 - третьего не дано.
Состояние ценностной разобщенности общества всегда дискомфортно. Решение проблемы консолидации общества видится большинству в патриотически-государственном духе. Неслучайно эти идея сейчас эксплуатируются всеми политическими силами. Поиск единства уже практически не связывается с использованием социалистических средств. Да и сторонники западной демократии то же не в фаворе.
Политическая социализация – приобщение к социальному, адаптация к жизни в обществе.
Хаймен ввел термин политической социализации в 1959г. Под ней понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В процессе политической социализации индивид приобщается к типу политической культуры, что способствует поддержанию стабильности политической системы.
Есть разные типы политической социализации - прямая (непосредственное приобщение к политическим знаниям) и косвенная (проекция первичных черт характера, раннего детского опыта на формируемые политические установки. Например. Установки ребенка по отношению к отцу могут в дальнейшем трансформироваться в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.д.) - (первичная и вторичная).
Политическая социализация осуществляется в несколько этапов:
· Этап латентной социализации – человек усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на его политическое поведение. Авторитарное воспитание в детстве коррелирует с агрессивным поведением во взрослом возрасте и нарушениями восприятия социальной и политической информации. Частые наказания в детстве могут быть связаны с поддержкой смертной казни, консерватизмом и милитаризмом в политических пристрастиях взрослого возраста.
· Стадия прямой социализации - знакомств с основными политическими идеями и политическими символами. Индивид обучается основным формам политического поведения.
Основные этапы политической социализации:
1. первый этап - политизация (у детей под влиянием родителей),
2. второй этап - персонализация. На этом этапе персонифицируется восприятие власти ( премьер-министр, полицейский),
3. третий этап – идеализация, на нем важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональное отношение к политической системе.
4. четвертый этап– институализация. Переход от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. Закладываются представления об институтах власти
Модели политической социализации по Р.М. Морелману:
· Системная модель- формирование позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Агенты - школа, семья. сверстники.
· Гегемонистская модель формирует враждебно настроенная против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущим агентом является средства массовой информации.
· Плюралистическая модель ее целью явления формирование представлений граждан.