Глобальные проблемы человечества

Термин «глобальные проблемы» появился в научной ли­тературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы совре­менности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и уг­лубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Глобальные проблемы человечества - student2.ru

Интерсоциальные проблемы – проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е между группами государств.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

    Главные (приоритетные) глобальные проблемы    
  Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны     Преодоление отсталости развивающихся стран  
Экологическая Демографическая
Энергетическая Сырьевая
Продовольственная Использования Мирового океана
ч   Мирового освоения космоса »/  
               

Предотвращение отсталости развивающих стран – глобальная проблема, так как безысходность положения неразвитых стран бьет и по процветающим обществам, которые не могут расширять рынки сбыта своей продукции.

К демографическим проблемам наиболее развитых стран мира относится увеличение доли пожилых людей в структуре населения.

Основные направления разрешения глобальных проблем

Формирование нового пла­нетарного сознания. Вос­питание человека на прин­ципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах

Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, ус­ловий, приводящих к воз­никновению и обострению проблем

Концентрация усилий всех стран по решению глобаль­ных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирово­го центра по изучению гло­бальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации

Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень

Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений

Четкая международная система прогнозирования

С учетом наличного уровня общественного развития и осо­бой остроты стоящих перед человечеством глобальных проб­лем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

— Пессимистические прогнозы («экологический песси­мизм») связаны с тем, что разрешить Глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления та­ких мер, которые реализовать практически невозможно (на­пример, приостановка роста населения, отказ от техничес­кого и технологического прогресса, снижение уровня потреб­ления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

— Умеренно оптимистические прогнозы («научно-тех­нический оптимизм») обосновывают тем, что научно-тех­нические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проб­лем. Условием для этого является принятие мировым сообще­ством концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природ­ной среды существования человечества.

Образец задания

Найдите в приведенном ниже списке глобальные про­блемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 235.

Культура

Понятие культуры.

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распрост­раненными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества (архитектурные сооружения, орудия труда).

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность (живопись, литература).

— Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей (мировоззрение, поведение, отношение между людьми).

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли, воспитание, образование, почитание) понимали воспитание человека, развитие его души и образование (культура – уровень, степень развития человека). Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию че­ловечества (культура – исторически обусловленный уровень развития общества), постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, ре­лигии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация ».

Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал чело­век, а природа — то, что существует независимо от него.

Другие определения понятия «культура»:

1. совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;

2. совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;

3. уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления (убеждения о потребительских ценностях и нормах, которые регулируют потребление и привычки покупателей, возникающие при постоянном потреблении товаров, потребительские права и обязанности, санкции за нарушение потребительских норм), правовая культура, деятельность в сфере искусства);

4. характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций (русская культура, традиционная культура);

5. уровень, степень развития человека как члена общества (воспитанность, цивилизованность человека).

6. Исторически обусловленный уровень развития общества

7. Все виды преобразовательной деятельности человека

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» вшироком смысле слова можно опреде­лить как исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

Пример задания: Укажите наиболее общее значение понятия культура».

1. воспитанность, цивилизованность человека

2. все виды преобразовательной деятельности человека

3. исторически обусловленный уровень развития общества

4. деятельность в сфере искусства и науки

Наши рекомендации