Глобальные проблемы человечества
Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
Интерсоциальные проблемы – проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е между группами государств.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
Главные (приоритетные) глобальные проблемы | |||||||
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны | Преодоление отсталости развивающихся стран | ||||||
Экологическая | Демографическая | ||||||
Энергетическая | Сырьевая | ||||||
Продовольственная | Использования Мирового океана | ||||||
ч | Мирового освоения космоса | »/ | |||||
Предотвращение отсталости развивающих стран – глобальная проблема, так как безысходность положения неразвитых стран бьет и по процветающим обществам, которые не могут расширять рынки сбыта своей продукции.
К демографическим проблемам наиболее развитых стран мира относится увеличение доли пожилых людей в структуре населения.
Основные направления разрешения глобальных проблем
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации
Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений
Четкая международная система прогнозирования
С учетом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:
— Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») связаны с тем, что разрешить Глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.
— Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») обосновывают тем, что научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является принятие мировым сообществом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества.
Образец задания
Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) проблема образования народных масс
2) демографическая проблема
3) продовольственная проблема
4) торговая проблема
5) проблема использования космоса
6) научная проблема
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 235.
Культура
Понятие культуры.
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества (архитектурные сооружения, орудия труда).
— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность (живопись, литература).
— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей (мировоззрение, поведение, отношение между людьми).
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли, воспитание, образование, почитание) понимали воспитание человека, развитие его души и образование (культура – уровень, степень развития человека). Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества (культура – исторически обусловленный уровень развития общества), постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация ».
Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
Другие определения понятия «культура»:
1. совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;
2. совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;
3. уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления (убеждения о потребительских ценностях и нормах, которые регулируют потребление и привычки покупателей, возникающие при постоянном потреблении товаров, потребительские права и обязанности, санкции за нарушение потребительских норм), правовая культура, деятельность в сфере искусства);
4. характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций (русская культура, традиционная культура);
5. уровень, степень развития человека как члена общества (воспитанность, цивилизованность человека).
6. Исторически обусловленный уровень развития общества
7. Все виды преобразовательной деятельности человека
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» вшироком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Пример задания: Укажите наиболее общее значение понятия культура».
1. воспитанность, цивилизованность человека
2. все виды преобразовательной деятельности человека
3. исторически обусловленный уровень развития общества
4. деятельность в сфере искусства и науки