Глава 2.Организация методов исследования представлений о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников
Объектомданного исследования были учащиеся, в возрасте 15-16 лет
Предмет исследования-представления о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников.
Описание выборки:всю выборку составляют учащиеся в возрасте15-16 лет МБОУ Средняя общеобразовательная школа №2 г.Елабуга, всего 40 респондентов.
Для проведение данного исследования была составлена и применена авторская анкета с открытыми и закрытыми вопросами. Результаты анкетирования были проанализированы при помощи метода контент – анализа.
Описание применяемых исследовательских методов:
Авторская анкета, содержащая шесть вопросов, предполагающих открытые и закрытые ответы:
1)Дайте определение понятию жизненный успех?
2)За счет чего можно достичь жизненного успеха?
3)Считаете ли вы, что карьерный рост зависит от жизненного успеха?
4)Напишите свои представления о жизни после школы?
5)Чем вы будете руководствоваться при выборе будущей своей профессии?
Данная анкета позволит выявить представления старшеклассников о жизненном успехе, а также поможет узнать влияние представлений о жизненном успехе на их профессиональный выбор. Таким образом мы сможем ответить на вопрос о том, какие же представления о жизненном успехе у старшеклассников и их влияние на профессиональный выбор старшеклассников.
Для качественного анализа полученных данных был использован метод контент – анализа.
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
В ходе данного исследования методу контент – анализа качественно обрабатывались ответы старшеклассников на открытые вопросы анкеты ( 1, 4, 5). Процедура контент анализа проводилась поэтапно, ответы респондентов на каждый из открытых вопросов по отдельности были подвержены процедуре анализа. Каждый ответ респондентов на конкретный вопрос «сжимался», оставалось небольшое словосочетание, отражающее основную мысль. Этот сжатый ответ, отражающий основной смысл выделялся в качестве первого пункта классификационной анкеты, далее анализировался и «сжимался» ответ следующего респондента на этот же вопрос, и если основной смысл его совпадал с ответом предыдущего респондента, то в специальной графе классификационной таблицы, напротив соответствующего пункта значение количества подобных ответов увеличивалось на единицу. В том случае, если ответ имел иное смысловое значение, то в таблице добавлялся следующий пункт, отражающий основную сущность уже данного ответа. Далее полученные пункты классификационной таблицы были повторно рассмотрены, выполнялась ранжировка пунктов классификационных таблиц в зависимости от частоты встречаемости, затем проводилось укрупнение классификационной схемы при помощи объединения близких по смыслу пунктов.
Далее после анализа ответов на открытые вопросы, мы произвели обработку ответов на закрытые вопросы.
Вначале проведём анализ результатов, полученных при контент - анализе ответов старшеклассников на первый вопрос анкеты «Дайте определение понятию жизненный успех?» Цель, с которой респондентам задавался данный вопрос состояла в том, чтобы определить их представлений о сущности понятия «жизненный успех». В результате контент – анализа ответов на данный вопрос мы получили следующую классификационную таблицу. (см. табл. 1).
Таблица 1
Категории(ответы) | Частота встречаемости | № респондентов, у которых встречается |
Везение и удача в жизни | 5,6,23,24,36,38 | |
Успешность в жизни | 2,8,16,21,23,32 | |
Высокий статус | 34,35 | |
Уважение в обществе | ||
Репутация в обществе | ||
Духовное богатство | 25,31,35 | |
Удовлетворение своих потребностей | 22,36 | |
Материальное богатство | 5,16,29,35,37 | |
Когда тебе хорошо | 12,15,16,33 | |
Радоваться жизни | 4,7,39 | |
Семейное благополучие | 5,15,21,31,33 | |
Достижение поставленных целей | 1,8,9,11,13,14,20,26,27, 28,29,30,33,34,36,40 | |
Успех в личной жизни | 17,31 | |
Когда у тебя есть друзья | 5,39 | |
Учебная деятельность | ||
Профессиональная деятельность | 5,15,17,33,40 | |
Добиваться результатов той или иной деятельности | 4,7 | |
Длинный жизненный пройденный путь | 18,19 | |
Быть первой везде | 18,19 | |
Когда в жизни все складывается так,как ты хочешь. | ||
Знать все мемасики интернета(сленг) | ||
Это моральный или физический успех, которого ты добивался всю жизнь |
Классификационная таблица к вопросу «Дайте определение понятию жизненный успех?»
В результате получилась классификационная таблица, содержащая более двадцати пунктов. Далее мы выделили сходные по смыслу пункты и получили более укрупнённую классификационную схему. В пункт «удача в жизни» были включены пункты: «везение или удача в жизни», «когда в жизни все складывается так, как ты хочешь», в пункт «значимость человека в обществе» были включены «высокий статус» и «уважение в обществе», «репутация в обществе»; в пункт «получение положительных эмоций» были включёны пункты « когда тебе хорошо», «радоваться жизни», «это моральный успех, которого ты добивался всю жизнь»; в пункт «наличие близких людей рядом» были включены пункты «семейное благополучие», «когда у тебя есть друзья», «успех в личной жизни»;в пункт «значимое достижение в жизни» были включены пункты «достижение поставленных целей», «успешность в жизни», «добиваться результатов той или иной деятельности», «знать все мемасики интернета(сленг)», «быть первой везде», «удовлетворение своих потребностей», в пункт «здоровье» мы включили пункты «длинный жизненный пройденный путь», «физический успех, которого ты добивался всю жизнь» .Остальные пункты остались без изменений.
В тоге получилась следующая классификационная таблица с укрупнёнными категориями (пунктами) (см. табл. 2).
Классификационная таблица с укрупнёнными категориями к вопросу «Дайте определение понятию жизненный успех?»
Категории(ответы) | Частота встречаемости |
Удача в жизни | |
Значимость человека в обществе | |
Духовное богатство | |
Получение положительных эмоций | |
Наличие близких людей рядом | |
Значимое достижение в жизни | |
Учебная деятельность | |
Профессиональная деятельность | |
Здоровье | |
Материальное богатсво |
Для наглядности представим результаты в виде диаграммы.
Классификационная диаграмма с укрупнёнными категориями к вопросу «Дайте определение понятию жизненный успех?»
Как показывают результаты, наиболее часто встречающимися ответами, являются ответы, основной смысл которых заключается в том, что у опрошенных старшеклассников понимают понятие «жизненный успех» как значимое достижение в жизни. На втором месте по количеству встречаемости – стоит «наличие близких людей рядом» ,исходя из этого, можно сказать, что старшеклассники охарактеризуют данное понятие с поддержкой семьи и друзей. Мы предполагаем, что это связано боязнью потерять близких людей. На третьем месте по встречаемости у исследуемой выборки старшеклассников стоят такие пункты, как «получение положительных эмоций» и «удача в жизни» , это свидетельствует о том факте, что старшеклассники представляют жизненный успех некой удачей и получением положительных эмоций. Далее по частоте встречаемости стоит «значимость человека в обществе». Данное явление свидетельствует о том, что старшеклассники считают, что если станут популярным, значимым человеком в обществе, то они достигнуть жизненного успеха. Далее идут пункты «профессиональная деятельность» и «материальное богатство». Материальное богатство – является достаточно типичным представлением успеха в обществе, хотя в данной исследование по иерархии представлений находится довольно низко. «Профессиональная деятельность» - то есть в данном случае старшеклассник понимает данное понятие как работу по специальности, которая ему нравится. Так же в данной диаграмме есть такие пункты, как «духовное богатство», «здоровье» и « учебная деятельность». Данные представления находятся в иерархии представлений данного исследования предпоследних и последнем соответственно. Это говорит нам, а том, что старшеклассники соотносят понятие «жизненный успех» к пунктам «духовное богатство», «здоровье» и «учебная деятельность», но не больше, чем предыдущие пункты.
Также можно разделить все ответы респондентов на два ещё большие группы на основании того, какого рода факторы опосредуют представления – это внешние («удача в жизни», «значимость человека в обществе» «наличие близких людей рядом» «материальное богатство» «профессиональная деятельность», «учебная деятельность», «значимое достижение в жизни») и внутренние («духовное богатство», « получение положительных эмоций л», « здоровье ».
Далее, по аналогии, был проведён контент – анализ ответов респондентов на пятый вопрос анкеты «Чем вы будете руководствоваться при выборе будущей своей профессии?» Стоит сказать, что основная цель, с которой задавался данный вопрос респондентам, состояла в том, на что они полагались, при выборе своей будущей профессии. Ниже представлена классификационная таблица, отражающая все встречающиеся ответы респондентов и их частоту. (См. табл. 3)
Таблица 3
Классификационная таблица для вопроса №5 анкеты.
Категории(ответы) | Частота встречаемости | № респондентов, у которых встречается |
люблю ремонтировать машины | 1,11 | |
я владею программой 3D моделированием | 2,12,26 | |
у меня есть художественные способности | 3,16 | |
могу помощь людям душевно | 4,9 | |
люблю решать задачи, думать логически | 5,7 | |
у хорошее физические данные, хорошо бегаю, тренируюсь профессионально | 6,8,18,19,22 | |
уровнем ее легкости | 25,32,34 | |
хорошо владею иностранным языком | 12,38,39 | |
есть музыкальное образование | ||
я люблю лечить и общаться людьми | 16,24,25,32 | |
у меня хорошо с черчением | 17,23 | |
полагаюсь на свои способности | 21,28 | |
своими представлениями, | ||
нравится профессия | 2,12,21,26,28,31 | |
люблю красить людей | ||
это престижно | 16,24,25,32,34 | |
востребовано | 10,29,36,37 | |
высокая зарплата | 2,12,16,24,25, 26, 27,30,32,35 |
Далее мы произвели укрупнение классификационной схемы: в пункт «Люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии» мы включили пункты «люблю ремонтировать машины», «люблю решать задачи, думать логически», «люблю красить людей», «я люблю лечить и общаться людьми»; в пункт «владею определенными способностями и навыками» - «владею программой 3D моделированием», «у меня есть художественные способности», «у хорошее физические данные, хорошо бегаю, тренируюсь профессионально»,«могу помощь людям душевно»,«хорошо владею иностранным языком», «у меня хорошо с черчением»,«полагаюсь на свои способности», «есть музыкальное образование»; а остальные пункты остались на свои их местах. В итоге получилась следующая классификационная таблица. (см. табл. 4)
Таблица 4.
Таблица с укрупнённой классификацией на вопрос №5 анкеты.
Категории(ответы) | Частота встречаемости |
люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии | |
владею определенными способностями и навыками | |
уровнем ее легкости | |
своими представлениями, | |
нравится профессия | |
это престижно | |
востребовано | |
высокая зарплата |
Для наглядности представим результаты в виде диаграммы.
Диаграмма с укрупнённой классификацией на вопрос №5 анкеты
Как видно из диаграммы – по количеству встречаемости на первом месте стоит пункт «владею определенными способностями и навыками», на втором – «высокая зарплата», на третьем месте стоит пункт «люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии»; далее идёт пункт «нравится профессия»; затем – «это престижно»; далее – «востребовано» и самыми последними оказались пункты «своими представлениями» и «уровнем ее легкости».
Исходя из результатов исследования, мы можем сказать, что старшеклассники при выборе своей будущей профессии в основном полагаются на свои способности и навыки. Это говорить о том, что у старшеклассников уже сформирован положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Вторым на что ориентируется старшеклассники при выборе своей будущей профессии стал пункт «высокая зарплата». Пункт «высокая зарплата» - отражает естественное желание старшеклассника быть материально обеспеченным и независимым от близких или чужих людей. И что у них происходит формирование навыков целеполагания, жизненного планирования и личностной ответственности. Третьем стал пункт «люблю заниматься деятельностью в рамках своей профессии» . Это пункт говорит нам о том, что старшеклассники в своем профессиональном самоопределении опираются на свои интересы и склонности . Пункт «нравится профессия» - отражает тот факт, что данной выборке старшеклассников не безразличен выбор будущей профессии. Далее по частоте встречаемости находится пункт «это престижно».Данный пункт отражает , что респондентам важным фактором профессионального самоопределения – престижность будущей профессии. Затем идет пункт «востребовано».Наличие данного пункта показывает, что старшеклассников волнует тот факт, смогут ли они найти работу по данной профессии. И последние по частоте встречаемости пункты «своими представлениями» и «уровнем ее легкости»-отражают, что респонденты данной выборки при выборе своей будущей профессии опираются на свои представления о различных профессиях и их уровни легкости
Далее мы провели контент – анализ ответов на вопрос № 4 анкеты «Напишите свои представления о жизни после школы?»
Мы задали данный вопрос выборке старшеклассников с целью выявить общие представления у старшеклассников о жизни после школы. В итоге мы получили следующую классификационную таблицу. (см. табл. 5)
Таблица 5
Классификационная таблица к вопросу №4 анкеты.
Категории(ответы) | Частота встречаемости | № респондентов, у которых встречается |
Поступлю в колледж или техникум | 1,8,11,33,36 | |
Пойду учиться Университет | 2,3,4,5,7,9,10,13,14,15,16,17, 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27, 28,29,30,31,32,34,35,37,38,39, | |
Начну карьеру футболиста | ||
Выйду замуж | ||
Устроюсь на работу | 2,3,4,5,7,9,10,13,14,15,16,17, 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27, 28,29,30,31,32,34,35,37,38,39, | |
Заведю семью | 2,3,4,5,7,9,10,14,15,16,17,18 ,19,20,21,22,24,25,26,27,28,29 ,30,31,32,34,35,37,38,39,40 | |
Буду заниматься формированием профессионально важных качеств | 2,5,7,16,17,18,19,20,27,28,34, | |
Пойду учиться на права | 1,5,7,9,10,14,15,16,17, 18,20, 26,30,31,32, |
Для наглядности представим результаты в виде диаграммы.
Классификационная диаграмма к вопросу №4 анкеты.
Как видно из полученных данных –что чуть ли не все старшеклассники представляют, что после школы с большой вероятностью они пойдут учиться в университет, как мы полагаем после университета они собираются устроиться на работу и завести семью. Чуть меньше половины респондентов представляют ,что они после окончания школы пойдут учиться на права. Мы считаем ,что это связана с требованиями ,которые выдвигает современная общества. Далее по частоте встречаемости находится пункт «Буду заниматься формированием профессионально важных качеств».Наличие данного пункта подчеркивает, что данная выборка респондентов будут заниматься формированием самосовершенствованием в своей профессиональной деятельности. Затем идет пункт «пойду учиться в колледж или техникум».Это говорит о том ,что эти старшеклассники понимают адекватно оценивают свои шансы, они осознают все требования современного общества и стараются адаптироваться под них. А вот пункты «выйти замуж» и «начну карьеру футболиста» являются субъективными представлениями данного исследования, но это не говорит о том, что их надо исключить из данного исследования, потому данные мотивы встречаются, но реже чем другие.
Далее мы провели контент – анализ ответов на вопрос № 2 анкеты «За счет чего можно достичь жизненного успеха?»При проведение Контент-анализа содержание ответов на первый вопрос полностью совпало с содержание ответами респондентов на второй вопрос. Исходя из этого, мы сочли не целесообразным проводить Контент -анализ ответов на второй вопрос.
На следующем этапе работы мы произвели обработку и анализ ответов респондентов на закрытый вопрос анкеты – это вопрос№3 ( сводная таблица вынесен в прил. 2).Обработка ответов на вопрос №3 анкеты «Считаете ли вы, что карьерный рост зависит от жизненного успеха?»Данный вопрос подразумевал ответы «да», «нет». В результате 27 из 40 опрошенных при заполнении анкеты выбрали утвердительный ответ и остальные 13 соответственно отрицательный (см. таблицу 1 в прилож.2).Т.е больше половины всех опрошенных старшеклассников считают ,что карьерный рост зависит от жизненного успеха, а меньше половины считают ,что не зависит. Исходя из этого, можно сказать, что жизненный успех зависит карьерного роста человека, однако не во всех случаях.