Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры
Остановимся подробнее на историческом аспекте психологической культуры личности. Значительным явлением культурной истории человечества на этапе первобытного общества было мифотворчество. Мифология - это совокупность преданий, сказаний о богах, духах, героях, обожествленных или связанных с богами своим происхождением. В то же время, - это система фантастических представлений о мире и человеке. В первобытном обществе мифология служила основой понимания мира. Мифотворчество являлось следствием того, что человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Построение мифов несет в себе черты первобытного мышления: диффузность, образность, большая эмоциональная насыщенность, акцент на действии в противовес ориентировке, рефлексии. Для мифологического мышления объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Все эти элементы, развиваясь, становятся самостоятельными сферами общественного сознания, сохраняющими многочисленные связи с мифологией. Мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Особенности мифологического сознания могут сохраняться наряду с формами научного знания, соседствовать с научной логикой [17, 21].
В когнитивном аспекте миф выступает средством усвоения социального опыта, его конденсации, структурирования и сохранения. Возникновение и жизнь мифа обычно были связаны с определенными архетипами - неосознаваемыми базовыми схемами представлений и тенденциями к образованию общих для людей представлений, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития, уровня образования и т.д. По мнению К.Юнга, некоторые мыслительные формы, универсально понимаемые жесты, многие установки следуют образцам, сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлексивное мышление, и продолжают существовать независимо от рефлексивного мышления [8, 202]. Это продукты биологического, доисторического развития разума архаического человека, психика которого была еще близка к животной.
Основой примитивного сознания являются образы: дерева, яйца, змеи и др. В них символически отражены вечные общечеловеческие идеи (голода, болезни, старости, смерти, войны, богочеловека, богатыря, побеждающего зло в виде драконов, змей, демонов и освобождающего свой народ от смерти и разрушения), вошедшие во множество мифов, религиозных и философских учений и оказавшие воздействие на целые народы и исторические эпохи. Повествование или ритуальное повторение священных текстов и церемоний, почитание образа героического деяния с помощью танцев, музыки, гимнов, молитв и жертвоприношений возбуждают и охватывают людей возвышенными эмоциями через идентификацию с героем. Роль архетипов заключается в том, что, будучи структурными элементами человеческой психики, общими схемами поведения они хранят опыт филогенетического развития человечества, обеспечивают человеку понимание мира, самого себя, других людей, единство человеческой культуры, преемственность различных эпох.
Архетипическое восприятие - это одна из реализаций обобщенности и осмысленности на верхних уровнях социальной перцепции. Оно является базисом и ориентиром в понимании групповой и индивидуальной форм поведения и деятельности, в понимании мотивов, установок, отношений, причин решений и поступков [6, 194]. Архетип, связанный с мифом, и содержание мифа, которое соотносится с действительностью и помогает ее понимать, более постоянны в своем историческом и географическом существовании. Оформление же мифа, т.е., те сюжеты, сказания, легенды, в которых он передается, более изменчиво и имеет большую культурно-историческую обусловленность, зависимость от этнических факторов. Одним из основных механизмов передачи психокультуры были и остаются ритуалы. Форма ритуального действа важна не меньше его содержания. Ритуалы эффективны для изменения эмоциональных состояний, для формирования и поддержания чувства общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, они способствуют сплочению, позволяют отдельному индивиду ощутить свою групповую идентичность.
Самоидентификация личности, переживание собственной уникальности предполагают уединение, периодическое одиночеств. Но для личности не менее важна и противоположная потребность - быть с другими и вести себя, как другие. В истории человечества многие существенные черты психологического воздействия формировались в русле психотерапевтического влияния.