Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения
Формирование умения копировать объекты с большим количеством мелких деталей.
Формировать умение классифицировать письменные буквы алфавита – строчных и заглавных – по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв. Формировать умение искать ошибки и их исправлять. Отыскивание чисел в таблицах. Кроссворды. Заполнение таблиц с использованием шифра. Лабиринты.
Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами. Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Использование в речи пространственной терминологии. Восприятие пространственных отношений между частями одного предмета, умение видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями.
Зрительная оценка пространственных отношений между предметами, оценка положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.
Развитие умения использовать технические средства для рассматривания мелких объектов на иллюстрациях.
Формирование зрительных способов выделения пространственного расположения предмета в группе предметов, определение изменения его местоположения.
Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения.
Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии.
Определение удаленность объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски. Перечисление по памяти предметов наблюдаемых вблизи и вдали. Закрепление умения отражать изобразительными средствами глубину пространства.
Перевод пространственных, линейных отношений в смысловые.
Оценивание на глаз расстояния до определённого предмета.
Развитие информационно-познавательной роли зрения
Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное). Выделение главных отличительных признаков предметов одного вида и рода, узнавание по ним предметов в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях.
Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения.
Закрепление представлений о цвете. Совершенствование навыков различения оттенков цветов. Формирование умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета: от светлого к темному и по контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры. Совершенствование способности различать цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.
Целостное прослеживание контуров предметов сложной формы. Составление сложной конфигурации из простых форм. Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей.
Формирование умения узнавания геометрических фигур в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Поиск определенных фигур, предметов расположенных на зашумленном контуре (до 8-и фигур). Узнавание, локализация, соотнесение ранее усвоенных форм, если объект восприятия предлагается в новом пространственном положении.
Сравнение величины предметов по переменным параметрам.
Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти. Использование сформированных представления для более точного отображения свойств предмета.
Выделение на предметных изображениях схематические изображения (не готовые изображения, а мелкие детали, включенные в изображения).
Рассматривание сюжетной картины по плану. Понимание характера картины: изображения знакомых предметов, ситуации, обстановки, действий, выполняемых персонажами. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени.
Узнавание и воспроизведение эмоции и позы человека по схеме. Понимание позы человека и ее истолкование как «застывшего момента» в зависимости от того предмета, с которым действует изображенный на картине человек.