Актуальность проблематики с точки зрения изменения роли ИТ в бизнесе и обществе

Бизнес и информационные технологии

О чем пойдет речь

«Для того чтобы уберечь бизнес от дезинтеграции, концепция создания архитектуры информационных систем перестает быть просто одной из возможных опций, а становится настоятельной необходимостью.» Дж. Захман

Исторически понятие архитектуры ассоциируется прежде всего со строительством зданий. С точки зрения обычного наблюдателя, именно этот термин обычно используется для того, чтобы сжато и полно выразить все аспекты восприятия сооружения – как оно гармонирует с окружением, как выглядит изнутри и насколько комфортно нам в нем находиться. Наверное, каждый без труда сможет представить себе и на интуитивном уровне описать характерные черты древнегреческого храма, классического особняка XVIII-XIX века или типовой застройки наших городов, получившей распространение в 60-х годах прошлого века и связанной в фольклоре с именем тогдашнего руководителя партии и государства.

Для специалиста архитектура здания означает гораздо больше: он может оценить профессиональным взглядом идеи, использованные автором для достижения желаемого результата, примененные технологии и соответствие результата проекту. Немаловажное значение может иметь и личность автора проекта. Заметим, что оценка специалиста также будет разной в зависимости от его профессии – является ли он архитектором, специалистом по эксплуатации здания или агентом по продаже недвижимости.

Можно проследить интересную аналогию между архитектурой здания и архитектурой информационной системы организации. Наряду с характеристиками, описывающими состав, структуру и назначение компонент информационной системы, ее реальный эффект во многом будет определяться субъективными аспектами восприятия со стороны пользователей. Хорошо продуманный интерфейс пользователя и поддержка всех тех функций, которые реально нужны на практике, обеспечат успех информационных систем и создадут предпосылки для успеха организации в целом. Напротив, морально устаревшие приложения и архаичные технические средства скорее мешают, нежели способствуют продуктивной работе, и их судьба будет схожа со сносимыми постройками.

В этом курсе мы будем неоднократно возвращаться к данной удобной аналогии – как оказалось, многие понятия, применяемые в области создания информационных систем, имеют "предшественников" из терминологии строительной архитектуры. Прежде всего, речь идет о шаблонах (или паттернах), которые более подробно будут рассмотрены в лекции 7, а также о сравнении процессов планирования и развития городов и ИТ-систем в лекции 10.

Некоторые аналогии исключительно интересны. Мы могли бы рекомендовать прочесть статью Пата Хелланда (Pat Helland) из Microsoft, названную "Metropolis" [2.1], в которой он проводит очень интересные аналогии между эволюцией информационных технологий и процессами эволюции городов и промышленности. Статья доступна по ссылке http://msdn.microsoft.com/architecture/journ/. По мнению автора, уровень развития информационных технологий с точки зрения стандартизации, совместимости и т.д. сейчас соответствует уровню развития процессов урбанизации, промышленного производства и торговли примерно 80-х годов XIX-го века. В это время в сфере розничной торговли господствовали мелкие магазины, предлагающие товар, который требовалось подгонять под заказчика, поскольку не было единых стандартов. Многие промышленные изделия делались под заказ в мелких мастерских. Эта ситуация кардинально изменилась с появлением массового производства с применением сборочных линий и развитием сети железных дорог, что привело к бурному росту распространения стандартизованных товаров. Очевидно, делается вывод, что и в сфере ИТ нам предстоит пережить переход к новому уровню развития систем, основанному на глобальном взаимодействии стандартных компонент.

Конечно, все эти аналогии не нужно воспринимать слишком буквально – рано или поздно специфика предмета приведет к существенным отличиям. Но в определенном приближении, подходящее сравнение со знакомыми или простыми аналогами из другой области всегда может быть полезно – как для изучения предмета, так и в ходе создания нового знания.

Само понятие архитектуры информационной системы не является чем-то принципиально новым, но в настоящее время наблюдается своеобразный ренессанс – достаточно обратить внимание на число публикаций в прессе и Сети. Для этого должны существовать объективные причины, и главная из них, вероятно, связана с возможностью увеличения эффективности использования информационных технологий (ИТ) для основной деятельности организации. В англоязычной литературе обычно используются сразу два термина – effectiveness и efficiency, отражающие как улучшение/увеличение конечного результата, так и оптимальность применяемых для этого усилий. Сама по себе эта задача не является элементарной – существует достаточное количество примеров "создания" ИТ-архитектуры предприятия, когда эта архитектура не только не оправдывает надежд ее авторов и заказчиков, а наоборот, приводит к излишним трудозатратам. Поэтому перед тем как начать действовать, полезно будет сформулировать точное определение целей проекта разработки архитектуры и методов работы, а также учесть уже имеющийся опыт и рекомендации.

Сложность проблемы усугубляется еще и тем, что не существует простого, однозначного и общеупотребительного определения самого понятия ИТ-архитектуры. Разные авторы вкладывают, в общем-то, близкий, но, тем не менее, отличающийся смысл в этот термин или же выделяют в составе архитектуры различное число составляющих компонент – от двух до семи и более. Более того, акцент и трактовка данного предмета, даже в публикациях одной и той же такой известной компании, как Gartner, претерпевают изменения буквально за несколько последних лет. В рамках данного курса в лекциях 3 и 4 мы попробуем выделить наиболее существенные для практики аспекты понятия архитектуры информационных технологий, а также проследить их связи – от конкретных реализаций информационных систем до глобальных стратегических концепций их развития.

Другим основным предметом нашего внимания является стратегия развития информационных технологий в организации – ИТ-стратегия. Ее возникновение и выделение в качестве самостоятельной области рассмотрения вызвано, прежде всего, необходимостью обеспечения постоянного соответствия между уровнем развития информационных систем предприятия и требованиями бизнеса. Очевидно, что развитие бизнеса неминуемо будет сопровождаться соответствующими изменениями в ИТ-системах. Однако такие изменения, хотя и более медленные, будут неизбежны и для достаточно редкого в наши дни случая неизменности деловых процессов и стабильных внешних условий – хотя бы из-за морального и физического устаревания отдельных компонентов информационной системы. Таким образом, если архитектура характеризует определенное состояние информационных технологий, то ИТ-стратегия задает направление для изменения этих состояний и правила таких переходов. Грубо говоря, если в отсутствие стратегии к цели может вести множество путей, то определенная стратегия позволяет выбрать только оптимальные. Заметим, что понятие оптимальности само по себе неоднозначно – нужен ли нам самый быстрый путь, или самый короткий, или самый приятный?

Образно говоря, архитектура и стратегия аналогичны силам "инь" и "янь" древнекитайской философии, которые характеризуют баланс сохранения и изменения. Все хорошее в этом мире строится на взаимодействии этих дополняющих друг друга сил. Архитектура информационных технологий обеспечивает определенный уровень стабильности, возможность сохранять высокую степень соответствия прикладных систем потребностям бизнеса, соответствие инфраструктуры потребностям прикладных систем. В то же время стратегия информационных технологий определяет необходимый процесс управляемых, целенаправленных изменений и прогресса в архитектуре и наборе прикладных систем и технологий, которые необходимы для удовлетворения будущих потребностей организации (воображаемое будущее).


Рис. 1.1. Архитектура и стратегия: инь и янь информационных технологий предприятия

Фактически ИТ-стратегия определяет возможные в контексте конкретной организации способы достижения целевого состояния (перехода из текущего исходного состояния) информационной системы. Поскольку исходное и целевое состояние информационных систем в значительной степени определяются соответствующей архитектурой, то понятия архитектуры и ИТ-стратегии оказываются неразрывно связаны между собой.

В частности, стратегия развития прикладных систем определяет перспективные направления, так что выбор каждого отдельного приложения или технологии зависит от конкретных задач с учетом общего предопределенного направления. Конечно, реализация отдельных требований возможна путем выбора конкретного продукта и при отсутствии стратегии, но набор таких приложений будет крайне неэффективен с точки зрения перспективности развития и эксплуатации всех информационных систем предприятия в целом. Проекты будут слабо связаны друг с другом, бюджеты и сроки будут с большей вероятностью превышены, а бизнес-подразделения будут недовольны тем, как работают приложения, да и самой ИТ-службой.

Один из принципов системного мышления гласит: "То, что является в меру хорошим для каждой части, обычно является наилучшим для всей системы в целом. Если интересы одной части максимизируются, то это неизбежно означает потерю для остальных частей". Поэтому, безусловно, "хорошая" ИТ-архитектура и ИТ-стратегия являются плодом компромисса между бизнесом и ИТ-службой, а также между различными применяемыми в организации технологиями.

Само понятие стратегия (так же, как, впрочем, и архитектура) имеет греческое происхождение. Первоначально оно было связано с военным искусством – управлением воинскими отрядами, а потом постепенно стало применяться и к управлению процессами в системах самых различных типов – от социальных обществ до искусственного интеллекта.

Вообще говоря, стратегия является одним из самых "обманчивых" терминов, который часто не к месту употребляется и, что еще хуже, неправильно понимается. Хотя, в соответствии с опросом руководителей более 1000 крупных компаний, проведенным компанией Price Waterhouse Coopers, наличие корпоративной стратегии находится на третьем по значимости для предприятий месте после дохода и прибыли, но формулировки "стратегических направлений" далеко не всегда соответствуют своему назначению. Такими примерами псевдостратегических целей на бизнес-уровне являются:

  • улучшение продукции: благая цель, однако никак не определяющая методы и средства ее достижений;
  • ориентация на клиента: непонятно, неужели раньше компания была занята чем-то другим? Ведь, в конечном счете, весь бизнес и строится на основе продаж товаров и услуг клиентам;
  • сокращение расходов: свидетельство того, что в прошлом компания неэффективно вела свой бизнес.

Соответственно, на уровне ИТ-стратегии достаточно часто встречаются формулировки типа "повышение уровня автоматизации управления организацией" или "внедрение системы видеоконференций". Являются ли эти утверждения элементами стратегии? В этом курсе мы попробуем разобраться в том, что должна включать в себя ИТ-стратегия, зачем она вообще нужна, каковы правила и порядок ее разработки и, главное, что является признаком успешной ИТ-стратегии.

Актуальность проблематики с точки зрения изменения роли ИТ в бизнесе и обществе

Почему вопросы разработки ИТ-стратегии и формирования ИТ-архитектуры становятся особенно актуальны именно сейчас? Объяснение может основываться на целой совокупности факторов, основные из которых связаны с:

  • происходящими изменениями в самом бизнесе и индустриальном обществе;
  • изменением роли информационных технологий в бизнесе и обществе;
  • изменением корпоративной культуры и стиля управления в бизнесе;
  • а также с объективным увеличением ИТ-бюджетов компаний.

По результатам опроса руководителей информационных служб в начале 2004 года [2.2] было получено распределение представлений о наиболее существенном изменении роли ИТ для бизнеса в ближайшие 3 года, показанное на рисунке 1.2.


Рис. 1.2. Наиболее существенные области изменения роли ИТ для бизнеса

Создание "более совершенных" процессов стоит на первом месте и получило специальное название "слияние бизнес-процессов" – в оригинале business process fusion. Фактически в результате такого слияния осуществляется преобразование бизнеса через объединение ранее существовавших автономных процессов (например, поставка, сбыт, управление клиентами) на основе интенсивного использования возможностей ИТ. Предполагается, что к 2007 году с вероятностью 70% именно слияние бизнес-процессов будет определять инвестиции в ИТ в крупных компаниях. Однако именно существующие информационные системы, наряду с корпоративной культурой, являются одним из важнейших ограничений на пути таких преобразований – часто из-за несовершенства архитектуры.

Так, в соответствии с данными компании Fujitsu (2002 г.), только в одной трети случаев службы, ответственные за информационные технологии, рассматриваются в качестве стратегических партнеров бизнес-подразделений, и в то же время две трети организаций испытывают ограничения, связанные с неспособностью информационных технологий быстро адаптироваться к потребностям бизнеса, 15% организаций считают, что ИТ не вносят вообще никакого позитивного вклада в деятельность предприятий, а 10% рассматривают ИТ просто как очень дорогие накладные расходы [2.3].

К числу характерных изменений бизнеса, которые оказывают существенное влияние на использование информационных технологий, относятся прежде всего:

  • глобализация бизнеса, связанная с необходимостью объединения различных национальных процессов, данных и персонала;
  • динамика слияний и поглощений, приводящая к объективно необходимой интеграции различных информационных систем, объединению ИТ-служб и, что является наиболее сложным, интеграции различных корпоративных культур. Стоит отметить, что корпоративные поглощения стали уже актуальны и в России;
  • появление адаптивного стиля бизнеса – переход от модели, основанной на имеющейся линейке продуктов (т.н. "make-and-sell"), к модели, основанной на гибком реагировании на потребности рынка – ("sense-and-respond"). Этот стиль связан с признанием неизбежности и непредсказуемости изменений во внешней среде. Компании, принявшие такую модель, связывают достижение успеха с осуществлением таких преобразований в бизнес-процессах и организационной структуре, которые могли бы оперативно и адекватно подстраиваться под происходящие изменения;
  • сокращение характерных длительностей бизнес-процессов и виртуализация бизнеса.

Рассмотрим последний фактор более подробно. В последнее время активно стали обсуждаться такие понятия, как "Динамичность предприятия" ("Enterprise agility") и "Предприятие реального времени" (Real-Time Enterprise, RTE).

Под динамичностью предприятия понимается [2.4] способность предприятия к быстрой реализации бизнес-инициатив с широким использованием возможностей интеграции. На практике это означает следование следующим основным принципам:

  • концентрация на основных компетенциях;
  • максимально возможная передача непрофильной деятельности внешним поставщикам услуг (аутсорсинг), а в ряде случаев и аутсорсинг управления проектами;
  • систематическая разработка и реализация инноваций;
  • расширение полномочий нижестоящих менеджеров – иерархическая структура управления как бы "раздается вширь";
  • активность в образовании альянсов, в том числе частичное сотрудничество с конкурентами;
  • максимальное использование опыта и способностей всех сотрудников.

Современные условия бизнеса характеризуются существенным сокращением времени выполнения всех процессов. Типичные деловые транзакции занимают секунды вместо дней, сроки жизни продуктов снижаются с десятилетий до десятков месяцев, преобразования в организациях становятся все более частыми и также реализуются в течение нескольких месяцев вместо нескольких лет, требовавшихся ранее.

Изменения в окружающей среде все чаще случаются за более короткие промежутки времени, чем организация способна отреагировать. Это и является причиной того, что время, требующееся для перехода на новые бизнес-процессы и для реализации бизнес-стратегии, является новым "узким местом".

С другой стороны, при планировании инвестиций в ИТ критичным становится факт существенного сокращения характерного времени изменения для бизнес-процессов и организационной структуры компании – с 10 лет до порядка 3 лет, с перспективой дальнейшего сокращения до полутора-двух лет. В связи с этим наблюдается очевидное несоответствие между временными рамками краткосрочного планирования ИТ в рамках годовых бюджетов и реализацией крупных ИТ-проектов – таких, как внедрение ERP-систем, требующих 2-3 лет. При этом надо заметить, что речь идет о достаточно структурированных и стандартных процессах. В противном случае, когда изменения связаны с интеграцией с другими системами и доработками под специфические потребности заказчика, речь может идти о гораздо более продолжительных периодах времени.


Рис. 1.3. Изменение моделей ведения бизнеса в сравнении с изменениями продуктов и процессов

Понятие "Предприятия реального времени" (RTE – Real Time Enterprise) было предложено в [2.5] для отражения стиля осуществления бизнеса, когда "актуальная на каждый момент времени информация о критичных для бизнеса процессах используется для получения конкурентных преимуществ за счет постоянного сокращения задержек в управлении". Само это определение не содержит упоминания ИТ, так как характеризует прежде всего основную деятельность компании. Однако нет сомнения в том, что достижение данной цели возможно только на основе широкого использования информационных технологий. В 2004 году это определение было доработано и выглядит следующим образом: "Предприятие реального времени регистрирует и анализирует явные события и их первопричины, которые являются критичными для его успеха, в момент их возникновения, для того чтобы определить новые возможности, избежать ошибок и минимизировать задержки в выполнении основных бизнес-процессов. Затем Предприятие реального времени использует эту информацию для дальнейшего сокращения задержек в управлении и выполнении ключевых процессов".

Характерные оценки изменения временной шкалы используемых для управления предприятием данных приведены на рисунке 1.4.


Рис. 1.4. Доля используемой информации с различными параметрами временной шкалы по данным Gartner

Видно, что в 2006 году ожидается почти трехкратное увеличение доли используемых для управления компаниями данных реального или близкого к реальному времени, т.е. данных о деятельности организации, получаемых с запаздыванием всего в несколько часов. Подчеркнем, что речь идет именно об управлении предприятием в целом (поставки, склад, продажи и пр.), а не об управлении технологическими процессами производства. Другой важный аспект прогноза связан с существенным – почти в 6 раз – сокращением использования данных месячной давности.

Основной критический фактор для обеспечения функциональности предприятия реального времени будет связан с развитием коммуникационных возможностей. Это потребует как революционных изменений в одних подсистемах, например, широкое внедрение беспроводных технологий или обеспечение изменения пропускной способности по запросу (Bandwidth on demand), так и существенного увеличения пропускной способности или качества традиционно используемых каналов связи. Другими важными технологиями в свете развития такого стиля ведения бизнеса предположительно будут являться электронный документооборот, взаимодействие и обмен сообщениями в реальном времени (Instant messaging), системы позиционирования/слежения за объектами по радио-меткам, хранилища данных реального времени и т.п. Отметим, что многие ведущие производители аппаратного и программного обеспечения, такие как Microsoft, IBM и Oracle выступили в последнее время со стратегическими инициативами (.NET, On Demand, Grid computing), направленными на поддержку новых стилей ведения бизнеса, включая RTE.

Таким образом, концепция предприятия реального времени базируется на интеграции практически всего, что связано с деятельностью организации: инфраструктуры, систем, информации, процессов и людей. А основой этого как раз и является архитектура информационных технологий, а в более широком смысле – архитектура предприятия в целом.

Другое важное следствие – предпосылки к реализации так называемой Сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture). Суть этого понятия составляет все более модульная реализация прикладных систем и "открытие" отдельных функций, реализуемых этими системами, в виде сервисов (услуг), доступных другим информационным системам. Технологической основой такого взаимодействия между системами по принципу предоставления услуг друг другу является технология web-сервисов, влияние которой на будущую архитектуру ИТ предприятий можно сравнить разве что с влиянием Интернет на мировые коммуникации. Более подробно эти аспекты мы рассмотрим в лекции 7.

Бизнес-стратегии "динамичного предприятия" с большой вероятностью будут включать реализацию таких проектов, как внедрение систем управления отношениями с клиентами и управления цепочками поставок, организацию виртуальных команд разработчиков и специалистов, расположенных в разных частях страны или даже мира, централизацию общих служб поддержки и сервисов, агрессивное приобретение и интеграцию других компаний. Поэтому все большее значение придается виртуализации бизнеса – налаживанию прямых связей с клиентами и поставщиками и концентрации преимущественно на тех частях деловых процессов, которые обеспечивают непосредственное создание добавочной стоимости.

Реализация всех этих принципов основана на широком использовании возможностей и средств информационных систем организации. Как справедливо отмечено в [2.7], "... руководителям крупных компаний с развитыми партнерскими сетями все труднее контролировать состояние дел. Если большая часть бизнеса находится в партнерской сети, не так-то просто однозначно ответить на вопрос, жива ли ваша компания или она уже банкрот". Поэтому такой подход, в свою очередь, предполагает изменение фокуса внимания в области корпоративной архитектуры.

Критическим условием для обеспечения такой работы информационных систем является определенный уровень развития ИТ-архитектуры всех предприятий партнерской сети. В противном случае, цели бизнеса просто не будут достигнуты из-за ограничений в технологии и несовместимости между информационными системами разных участников общего процесса. Таким образом, актуальная потребность в проектах указанного типа может быть с успехом использована в качестве обоснования для создания ИТ-архитектуры. Предполагается, что фокус внимания будет сосредоточен не в области архитектур отдельных предприятий, а более общей экосистемы, объединяющей различных участников бизнеса. Здесь мы выходим на тему интеграции бизнесов и интеграции информационных систем формально независимых организаций. С технологической точки зрения это повышает важность технологий интеграции, которые являются сегодня существенным элементом архитектуры ИТ.

Наряду с изменениями в стиле ведения бизнеса, распространение информационных технологий способствовало образованию нового информационного общества, ориентированного на совместное создание и использование знаний. Существование такого общества в технологическом плане обеспечивается, прежде всего, развитием средств передачи данных, хранения информации и автоматизации рутинных операций, что позволяет сосредоточивать все большие и большие ресурсы на творческой и созидательной работе, а также развитии членов этого общества. Важнейшими задачами в этой области являются расширение возможностей электронных сообществ всех типов, а также и создание и поддержка деятельности "электронного правительства" уже как необходимого элемента существования государства.

При этом под "электронным правительством" понимается трансформирование внутренних и внешних связей и административных процессов за счет использования информационных и коммуникационных технологий с целью повышения эффективности внутренних операций, оптимизации предоставления государством услуг гражданам и бизнесу, более активного вовлечения граждан в политические процессы.

Как считают специалисты Gartner, "...государства, которые не разработают архитектуру "электронного правительства", будут дублировать усилия и инфраструктуру, не смогут оправдать ожидания по предоставлению услуг, будут нерационально использовать фонды" [2.8].

Роль информационных технологий также претерпевает существенные изменения даже в том случае, когда сам ключевой бизнес коммерческой компании или основная деятельность государственной организации принципиально остаются неизменными. Это обусловлено новыми возможностями ИТ в части доступности, распространенности, увеличения вычислительной мощности и производительности, интерактивности и т.д. Фактически, за время жизни одного поколения основной фокус применения информационных технологий сместился, как показано на рисунке 1.5, от автоматизации отдельных рутинных операций к преобразованию основной деятельности организации.


Рис. 1.5. Эволюция роли ИТ

Вначале фокус применения ИТ был связан с "кусочной" автоматизацией отдельных операций. При этом основной эффект достигался за счет сокращения времени или стоимости выполнения существующих функций, а развитие ИТ как бы следовало за развитием бизнеса. Сейчас же все более и более заметной становится возможность изменения самого бизнеса или деловых процессов организации за счет внедрения ИТ.


Рис. 1.6. Изменение целей и результатов применения ИТ

Такие изменения, однако, происходят на фоне одного парадокса, который состоит в тенденции уменьшения возврата от инвестиций в ИТ [2.9]. И связано это, в частности, с тем, что время, требующееся на изменение бизнес-процессов и поддерживающих их информационных систем, оказывается существенно более продолжительным, чем то время, которое необходимо для выхода на новые рынки и выработку новой бизнес-стратегии. Сегодня многие бизнес-процессы (у нормальных организаций, конечно) настолько хорошо выполняются, что их дальнейшее совершенствование будет едва ли замечено пользователями с точки зрения качества и стоимости. Например, уменьшение времени отклика системы с двух секунд до одной во многих случаях не даст положительных изменений, оправдывающих инвестиции в технологию. Эта тенденция может привести к тому, что влияние руководителя ИТ-службы (CIO) в организации будет уменьшаться по мере того как возврат от инвестиций в ИТ будет падать.

С нашей точки зрения, подходы, основанные на использовании принципов архитектуры информационных технологий предприятия, могут привести к радикальным изменениям в негативной тенденции отдачи от инвестиций в информационные технологии. Новая корпоративная архитектура, которая неразрывно связана с бизнесом и гибко реагирует на его потребности, поможет CIO сохранить и усилить свое влияние.

Наши рекомендации