Как обеспечить разностороннее развитие детей на занятиях по физической культуре?

Теоретическая часть

1. Работа методиста по организации физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошколь­ном учреждении осуществляется в соответствии с нормативными документами в области дошкольного образования и физической культуры.

Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетент­ностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреж­дении.

Методист (старший воспитатель) дошкольного учрежденияосу­ществляет методическое руководство работой воспитателей. Он ор­ганизует повышение квалификации педагогов в области физической культуры дошкольников, приобретает необходимую методическую литературу.

Методист (старший воспитатель) анализирует эффективность физкультурно-оздоровительной работы, проводимой воспитателями. Его роль в организации физкультурно-оздоровительной работы наи­более существенна в тех дошкольных учреждениях, где нет специа­листа по физической культуре. В этом случае он контролирует все занятия физическими упражнениями: физкультурные занятия, физ­культурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, физкультур-но-рекреационные мероприятия, самостоятельную двигательную де­ятельность детей. Методист (старший воспитатель) систематически изучает наиболее интересный опыт работы других дошкольных уч­реждений, использование нестандартного оборудования, примене­ние инновационных оздоровительных технологий.

Как правильно запрограммировать физическую нагрузку на физкультурном занятии?

Определение физической нагрузки

На физкультурном занятии

Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не мене чем на 20-25 %, после развивающих упражнений - не менее чем на 50%, после обучения основным движениям – не менее чем на 25 %, после подвижной игры – до 70-90 %. В конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 % .

Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной – прирост пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия. Для занятия обучающего плана физиологическая кривая двухвершинная. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшается двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой , и реагирует на неё перевозбуждением пульса.

Определение частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части занятия, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров. В группе 3-4- летнего возраста тренирующий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не более 130-14- ударов, в старших группах (5-7 лет) – не менее 140-150 ударов.

4. Каким образом методист дошкольного учреждения организует работу по медико - педагогическому контролю в группах?

МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА

Нормативы температурного режима в ДОУ

Возраст Приемная Группа Спальня Туалет Музыкальный зал Физкультурный зал
До 3 лет 20 °С 22 °С 19 °С 21°С 20 °С 19 °С
3-4 года 19 °С 18 °С 18 °С 20°С 19 °С 18 °С
5-7 лет 18 °С 20 °С 17-16°С 20°С 18 °С 17 °С

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ВЫБОРА ОДЕЖДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нормативы

При оптимальной температуре дети должны находиться в двухслойной одежде, гольфах или носках. При отклонениях температуры воздуха в помещении от указанной тепловой комфорт ребенка достигается изменением в его одежде.



t °C воздуха в помещении Одежда детей в помещении
21°-22°±1° (3-4 года) 2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажная или полушерстяная верхняя одежда с длинным рукавом, туфли, гольфы, носки
20°-21°±1° (5-7 лет) 2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажная или полушерстяная верхняя одежда с длинным рукавом, туфли, колготы для детей 3-4 лет, для детей 5-7 лет - гольфы, носки
18°-20°±Г 3-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, трикотажная футболка, шерстяная верхняя одежда с длинным рукавом, колготы, туфли

Во время сна на ребенка надевают одежду, соответствующую времени года и температуре воздуха в помещении; учитывается расположение его кровати (у холодной стены, у окна), наличие теплого постельного белья.

Время года Одежда детей в спальном помещении
Холодное время года Байковая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло
Теплое время года Легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в одних трусиках

Для поддержания нужной температуры в течение всего времени сна с подветренной спальне стороны открывают фрамугу. Закрывают ее за 20-30 минут до подъема детей. Дети переодеваются в групповой комнате.

Нормативы

Чистота воздуха в помещении обеспечивается режимом проветривания (одностороннее и сквозное). Для каждой группы (с учетом расположения группы) режим проветривания определяет медицинский персонал.

Сквозное проветривание проводится всегда в отсутствие детей:

· утром перед приемом детей;

· перед занятиями;

· перед возвращением детей с прогулки;

· во время дневного сна;

· после полдника.

Для поддержания температуры воздуха в групповых помещениях используется одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытой фрамугу с подветренной стороны здания, а педагог обязан обеспечить постоянную двигательную деятельность детей.

В туалетной комнате одностороннее проветривание проводится только в отсутствие детей.

5.Как организовать работу в дошкольном учреждении по специфике использования физкультурного оборудования и тренажерных устройств в зависимости от возраста детей?

Оборудование подбирается также с учетом возраста. Например, в группах раннего возраста используются барьеры-манежи, подвижные опоры, мостики с перилами, которые совершенствуют ходьбу малыша. Некоторые пособия, используемые в младших группах, применяются в старших группах для совершенствования движений.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

Практическая часть

1. Семинар для воспитателей по повышению двигательной активности детей

Цель:Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации двигательной активности дошкольников в ДОО.

Задачи:

1. Выявить затруднения, причины и пути их преодоления по данной проблеме.

2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДОО.

3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

План:

I. Теоретическая часть:

1.1. Сообщение «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

1.2. Анкетирование педагогов «Организация двигательной активности детей»

II. Практическая часть.

Деловая игра для педагогов «Двигательная активность - средство полноценного развития детей»

Материалы: Фишки, карточки с заданиями.

2. Годовой план работы методиста по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с воспитателями на год.

Мероприятия Месяц
Практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные подвижные игры». сентябрь
Тематический контроль «Система взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников». октябрь
Выступление на педагогическом совете: «Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка». ноябрь
Методически рекомендации «Паспорт физкультурно-оздоровителього центра в группах». декабрь
Рекомендации для молодых воспитателей «Требования к одежде детей при проведении утренней гимнастики и НОД по физической культуре». январь
Рекомендации для молодых воспитателей по организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке в зимнее время. февраль
Практикум «Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм». март
Консультация «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников». апрель
Консультация «Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста». май
Методические рекомендации для молодых воспитателей по организации оздоровительного бега на прогулке. июнь
Консультация «Организация двигательной активности на прогулке» июль
Ознакомление с результатами мониторинга физического развития дошкольников и рекомендациями по физкультурно-оздоровительной работе. август

3. Педагогический совет на тему «Обучение дошкольников спортивным упражнениям»

Цель:

· определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по физическому развитию;

· повышение компетентности педагогов в вопросах физического развития воспитанников;

Форма проведения: устный журнал

Повестка дня:

  • Вступительное слово старшего воспитателя
  • Сообщение на тему «Обучение дошкольников спортивным упражнениям» (обмен опытом воспитателей всех возрастных групп)
  • Решение педсовета

ХОД ПЕДСОВЕТА

Вступительное слово старшего воспитателя.

Наш педсовет посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения: Обучение дошкольников спортивным упражнениям.

Следует помнить, что не только педагогу по физической культуре, но и всем воспитателям, необходимо побуждать к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком, являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Для этого нужно решить несколько задач:

1. Объяснить родителям о необходимости заботиться о правильном развитии у ребенка основных дыхательных навыков начиная с младенческого возраста.

2. Убедить родителей в том, что систематические занятия физической культурой помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают смелость. Роль семьи в воспитании ребенка

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе — главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Слово предоставляется педагогу по физической культуре.

Обучение катанию на коньках

Катание на коньках — это один из важнейших видов спортивных упражнений. Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений. Ребенка обучают правильному исходному положению («посадке конькобежца»); разбегу и скольжению на двух ногах; попеременному отталкиванию, скольжению на правой и левой ноге; исполнению поворотов направо и налево; торможению и остановкам. Обучая катанию на коньках, педагог использует различные методы: показ, объяснения, вспомогательные средства; ребенок держится за руки взрослого, за сани-кресла, специальные стулья. Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, поэтому жестко дозирует время проведения занятия. Оно по мере взросления ребенка увеличивается с 8 до 25—30 мин. По прошествии 5— 10 мин занятия ребенку дают возможность отдохнуть на скамейке в течение 2—3 мин. Важно, чтобы педагог сам был готов к проведению занятий по обучению катанию на коньках. Умение кататься на коньках закрепляется в подвижных играх типа «Перебежки», «Кто быстрее» и др.

Катание на санках

Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые, 2—3-летний ребенок сам возитсанки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке.

Постепенно задания усложняются: дети возят друг друга по кругу, «змейкой», выполняют различные задания. Обучая ребенка катанию с горки, воспитатель знакомит его с правилами, учит посадке на санки, управлению ими. В младших группах педагог помогает ребенку скатываться с горки. Ребенок старшего возраста скатывается с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, лежа на животе, по одному и вдвоем. При спуске с горок ребенок может выполнить различные задания: позвонить в колокольчик, дотронувшись до него, снять повешенную игрушку и др. Катание на санках можно организовать в игровой форме. Педагог следит за дозировкой нагрузки, соблюдением правил катания ребенком, эстетическим оформлением горок и дорожек для катания. Длительность катания ребенка с горки увеличивается постепенно с 20 до 30 мин.

Катание на велосипедах


Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, развивает быстроту реакции на изменение окружающей местности, дороги (неровность дороги, препятствия, которые нужно объезжать, и др.). У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность, ориентировка в пространстве.

Ребенку до 4 лет рекомендуются трехколесные велосипеды, а 1етям постарше — двухколесные. Велосипед должен соответствовать росту ребенка. В дошкольных учреждениях чаще приобретаются универсальные велосипеды, т.е. трехколесные, которые без труда можно переоборудовать в двухколесные. Изменение высоты седла при переоборудовании велосипеда из трехколесного в двухколесный производят с учетом роста ребенка. На участке дошкольного учреждения отводится место, где дети могли бы ездить, не мешая другим, не сталкиваясь с ними. Желательно, чтобы это была ровная и довольно широкая дорожка примерно 50 м длиной и 3 м шириной. Если имеется небольшая, покрытая асфальтом площадка, то можно составить упражнения по езде на велосипеде с закреплением знаний о правилах передвижения пешеходов и велосипедиста на улице. Для этого можно использовать импровизированный переход, оборудовать светофор, поставить необходимые дорожные знаки, сделать соответствующую дорожную разметку.

Педагог, обучая ребенка, должен показать ему велосипед, объяснить, как его вести: 1) поставить велосипед с правой стороны; 2) взяться руками за руль, немного сдвинуться в сторону, чтобы педали не мешали при ходьбе; 3) совершая поворот, руль понемногу выворачивать в ту сторону, в которую необходимо направить велосипед. После этого показа дети поочередно ведут велосипед по дорожке, делая повороты вправо и влево.

Ознакомив ребят с тем, как нужно вести велосипед рядом с собой, воспитатель учит их сидеть и ездить на нем, естественно соблюдая необходимые правила безопасности.

Ребенку объясняют: необходимо встать слева от велосипеда, взяться руками за руль, правой ногой перемахнуть через седло и опустить ее на педаль. При этом массу тела также перенести на педаль, затем отделить левую ногу от земли и сесть на седло.

Ребенка обучают ехать прямо вперед, при этом педагог придерживает велосипед за седло, давая возможность ребенку проехать 15—20 м в заданном направлении.

Необходимо обучать ребенка ездить в указанном направлении, выполняя различные задания: объезжать препятствия, проехать «тоннель», проехать между двумя начерченными линиями

Очень полезно обучать ездить, соревнуясь. С этой целью проводятся игры-эстафеты, игры-соревнования «Кто первый?», «Кто быстрее?» и т.д.

Первоначально вождению велосипеда отводится 8—10 мин, а затем, когда дети усвоят технику вождения, это время можно продлить до 20—30 мин.

Дети учатся ездить по кругу, соблюдая очередность.

Обучение плаванию

В детских садах — в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.

2. Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно мыть каменистым, течение — быстрым.

3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.

4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.

5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.

Сначала детям разрешается быть в воде 5—10 мин при условии, что ее температура 20—24 °С, а температура воздуха 24—28 °С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды. Дети дошкольного возраста часто боятся воды — нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками и ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться. Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.

Для подведения итогов слово предоставляется старшему воспитателю.

Проект решения педсовета.

  1. Продолжить работу по обучению детей спортивным упражнениям

Ответственные: воспитатели групп ДОУ, физкультурный работник

Сроки исполнения: постоянно

  1. Принять к сведенью опыт работы педагогов…………………………….
  2. Разработать информационный материал для родителей по обучению детей спортивным упражнениям.

Сроки исполнения: до 1 сентября 2017 года

Ответственный: воспитатели всех возрастных групп

Теоретическая часть

1. Работа методиста по организации физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошколь­ном учреждении осуществляется в соответствии с нормативными документами в области дошкольного образования и физической культуры.

Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетент­ностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреж­дении.

Методист (старший воспитатель) дошкольного учрежденияосу­ществляет методическое руководство работой воспитателей. Он ор­ганизует повышение квалификации педагогов в области физической культуры дошкольников, приобретает необходимую методическую литературу.

Методист (старший воспитатель) анализирует эффективность физкультурно-оздоровительной работы, проводимой воспитателями. Его роль в организации физкультурно-оздоровительной работы наи­более существенна в тех дошкольных учреждениях, где нет специа­листа по физической культуре. В этом случае он контролирует все занятия физическими упражнениями: физкультурные занятия, физ­культурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, физкультур-но-рекреационные мероприятия, самостоятельную двигательную де­ятельность детей. Методист (старший воспитатель) систематически изучает наиболее интересный опыт работы других дошкольных уч­реждений, использование нестандартного оборудования, примене­ние инновационных оздоровительных технологий.

Как обеспечить разностороннее развитие детей на занятиях по физической культуре?

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развития личности предполагает, что при решении специфических физкультурных задач также обеспечивается и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Любое физкультурное мероприятие должно активизировать мыслительную деятельность, создавая условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку.

2. Принцип гуманизации демократизации обязывает отказаться от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов.

Физическое, психическое и социальное благополучие каждого ребенку - вот что лежит в основе любого педагогического процесса, независимо от избранной системы в целом или отдельных направлений. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка. Взрослый должен знать, куда и как вести ребенка. Воспитателю предоставляются права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Оно обязывает воспитателя определять ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей; находить наиболее результативные средства, формы и методы воспитания, объединить их в систему; оценивать эффективность используемых методик.

Принцип индивидуализации обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т. д.

Физкультурно-оздоровительная работа в детских садах оценивается по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей. В начале учебного года (или еще до прихода малыша в дошкольное учреждение) вместе с медиками нужно обсудить все вопросы, связанные с индивидуализацией воспитания каждого ребенка: составить четкое представление о состоянии здоровья, об особенности физического развития, уровне сформированности двигательных умений, о направленности интересов. Пусть картина этих данных будет постоянно в поле зрения воспитателя.

Идея гуманизации должна быть заложена и в режиме детей: при наличии временных ориентиров для отдельных режимных моментов в целом желательно, чтобы режим был индивидуален для каждого ребенка. Так, если кто-то выспался, он не лежит в постели, пока проснутся все остальные; нецелесообразно также будить ребенка только потому, что все остальные уже проснулись. Для каждого ребенка в любое время дня предусматриваются такие условия, которые обеспечивают ему деятельность, собственный стиль сверстников.

Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей. Дети, часто болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие ритмично и красиво двигаться, имеют право на дополнительное внимание воспитателя, врача; здоровые, опережающие в развитии сверстников - на особые формы занятий, условий для развития способностей. Нельзя быть безразличным к тому, что некоторые дети не любят зарядку, ленивые в движениях - физкультура нужна всем. Нужно найти для каждого ребенка «волшебный ключ» - то средство, которое вовлечет малоподвижного ребенка в интересную двигательную деятельность.

Наши рекомендации