Регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре

Петрова Людмила Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра анатомии, физиологи и валеологии, факультет физической культуры, спорта и безопасности, Уральский государственный педагогический университет, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Петров Валерий Григорьевич,

заведующий кафедрой, кафедра физического воспитания и спорта, Уральский государственный юридический университет; 620066, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: физические упражнения; игра; здоровье; двигательная подготовленность; волевые качества.

Аннотация. В статье предложена методика применения специально-направленных физических упражнений для регуляции эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре.

REGULATION OF EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH VISUAL IMPAIRMENT IN THE PHYSICAL TRAINING

Petrova Lyudmila Grigoryevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Faculty of Physical Education, Sports and Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Petrov Valery Grigorievich,

Head of the Department, Department of Physical Education and Sports, Ural State Law University; Ekaterinburg, Russia.

Keywords: exercise; game; health; motor ability; volitional qualities.

Abstract. In the article the methods of application of specially-designed physical exercises for the regulation of emotional - volitional sphere of children with visual impairment in the classroom for physical education.

Современное дошкольное образовательное учреждение обладает большими возможностями реализации задач по восстановлению психического и физического здоровья детей с учетом возрастных и психологических особенностей. Однако, за последнее десятилетие, система образования и воспитания направлена на активизацию процесса обучения и развития интеллекта ребенка и с меньшим вниманием относится к развитию эмоциональной и двигательной сферы детей.

Одной из современных проблем в дошкольном образовании является развитие психофизических функций дошкольников в воспитании эмоционально-волевой сферы, как закладки фундамента здоровья и эффективного процесса обучения детей на последующих этапах их развития.

Серьезное внимание исследователей привлекает вопрос о развитии психических и физических возможностей детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и в частности, с нарушением зрения [1; 3; 4; 5;6; 7].

Известно, что для нормального протекания психических процессов имеет значение двигательная активность и это связано с тем, что между деятельностью центральной двигательной структурой головного мозга и периферической работой нервно-мышечного аппарата человека существует тесная взаимосвязь. По данным А. С. Фомина (1998), важным условием совершенствования функциональной и психофизической подготовки детей является выбор адекватных форм занятий физическими упражнениями. Как показывают экспериментальные исследования, эффективность занятий по физической культуре во многом, зависят от того, насколько многообразен по содержанию процесс физического воспитания детей, имеющих нарушения зрения.

Для регуляции эмоционально-волевой сферы ребенка эффективным является целенаправленная тренировка, выбор форм поведения при разыгрывании эмоционально острых ситуаций, а также проработка специальных приемов изменения поведенческих состояний и правил их реализации на занятиях по физической культуре.

В настоящее время методика применения специально направленных упражнений, для развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре, не достаточно разработана. Мы не нашли работ, в которых бы рассматривались методы и средства внедрения в учебный процесс физических упражнений, выполняемых в определенной последовательности в сочетание с вариативностью ситуационных заданий и какие упражнения более эффективны для формирования волевой сферы ребенка.

В этой связи значительный интерес представляет обоснование возможностей эффективного развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с нарушением зрения на занятиях физической культурой.

Цель исследования: изучить особенности развития эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе занятий по физической культуре.

В работе использовались методы: анализ литературы; тестирование, оценка функционального состояния (по показателям частоты сердечных сокращений), педагогические наблюдения и педагогический эксперимент,оценка структуры эмоциональной сферы детей, определение уровня мобилизации волевых качеств (по методике Ш. Н. Чхартишвили), диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей; математико-статистическая обработка результатов.

Исследование проводилось на базе МДОУ ДС № 569 г. Екатеринбурга в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Всего приняло участие в исследовании 20 детей в возрасте 6-7 лет. С учетом диагноза, физической и психической подготовки были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная (по 10 человек).

Содержание занятий отличалось тем, что дети экспериментальной группы занимались по методики разработанной нами, в которой в определенной последовательности в учебном процессе по физкультуре применялись упражнения статико-динамического характера с различными ситуационными заданиями для мышц туловища и глаз.

Сравнительный анализ результатов показал, что включение в занятия целенаправленных динамических и статических упражнений, гимнастики для глаз, различных подвижных игр, воздействующих на тренировку нервной системы, положительно повлияли на результаты в физическом развитии, двигательной подготовленности, волевых качествах и в состоянии здоровья детей экспериментальной группы.

Педагогические наблюдения свидетельствуют о положительных изменениях в поведении детей экспериментальной группы. Так, повысилась подвижность и реактивность детей на упражнения, выполняемые по сигналу, улучшилась концентрация внимания при выполнении ситуационных игровых заданий, у 75% детей отмечалось стремление к точности выполнения движений и улучшению своего результата.

Анализ результатов выявил, что физическое развитие детей экспериментальной и контрольной групп имели положительную динамику. Однако достоверные различия были выявлены у девочек в экспериментальной группе в показателях роста и ОГК (Р<0,05). Прирост результатов в обеих группах у мальчиков по всем исследуемым параметрам незначительный. Наибольшие сдвиги отмечены в развитии двигательных качеств гибкости и скоростно-силовых результатах (Рис 1, А, Б). Достоверные различия в экспериментальной группе выявлены у девочек в развитии координационной ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств (при Р<0,01 и Р<0,05), у мальчиков в координационной ловкости (при Р<0,05). Вконтрольной группе достоверные различия наблюдались по двум показателям: у девочек в координационной ловкости (Р<0,01), у мальчиков в скоростно-силовых качествах (Р<0,05).

       
  регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре - student2.ru   регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре - student2.ru

А Б

Рис. 1. Динамика развития скоростно-силовых качеств (А) и гибкости (Б) детей 6-7 лет в процессе педагогического эксперимента: ■ – исходный фон, □ - конечный результат

Оценка хронотропной реакции сердца на физическую нагрузку свидетельствует о том, что систематическое использование статических и статико-динамических упражнений, гимнастики для глаз, танцевальных упражнений в физкультурных занятиях улучшают качество регуляции сердечно-сосудистой системы. Так, показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС уд/мин) в экспериментальной группе снизились к концу педагогического эксперимента с 96 уд/мин до 84 уд/мин соответственно. В контрольной группе динамика показателей ЧСС почти не изменилась (соответственно 96 - 92 уд/мин). Снижение частоты сердечных сокращений в конце эксперимента обусловлено адаптацией к мышечной деятельности и экономизацией работы сердечно-сосудистой системы у детей экспериментальной группы. Педагогические наблюдения подтверждают, что у детей экспериментальной группы во время выполнения упражнений физическая работоспособность сохранялась на стабильном уровне, а признаки утомления были выражены в меньшей степени, чем у детей контрольной группы.

Анализ результатов в развитии эмоционально-волевых качеств у детей экспериментальной группы, которые выполняли на занятиях упражнения статического характера с элементами гимнастики для глаз, статико-динамические упражнения, танцевальные движения, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, имели положительную динамику к концу эксперимента. Так, по результатам теста «Дом-дерево-человек» у 80% детей при выполнении заданий отсутствовали сильные нажимы, не было стираний, размеры рисунков адекватны листу, эти факты указывают о снятии психических зажимов, повышении уверенности в себе, снижение тревожности, агрессивности по сравнению с контрольной группой (рис. 2.).

регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре - student2.ru регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре - student2.ru Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис.2. Особенности эмоциональной сферы детей в процессе педагогического эксперимента

Полученные данные продуктивности и устойчивости внимания, проявления волевых качеств, при выполнении статических упражнений и различных по трудности заданий, свидетельствуют о наибольших сдвигах у детей, занимающихся по нашей методике (рис.3). Все дети осваивали задание на уровне словесной инструкции и метода показа, 20% детей выполняли задания без ошибок, 100% детей довели работу до конца.

       
  регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре - student2.ru   регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре - student2.ru
 

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис.3.Оценка уровня мобилизации воли в процессе педагогического эксперимента

Таким образом, включение в уроки физкультуры несложных, но необычных упражнений для детей, какими являются статические напряжения, направленные избирательно на развитие различных мышечных групп и различные по трудности задания, можно рассматривать как одно из эффективных средств регуляции эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. Разработанная методика применения статико-динамических упражнений в сочетание с игровыми заданиями, выполняемые в различных ситуациях положительно воздействовала на проявления и умения детей владеть своими эмоциями, способствовала снижению агрессивности, тревожности, продуктивности и устойчивости внимания.

Литература:

1. Беженцева, Л. И. Особенности организации процесса физического воспитания детей-инвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы-интерната / Л. И. Беженцева. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2003. – С. 233-237.

2. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 10. – С. 61-64.

3. Игнатьева, А. В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения / А. В.Игнатьева // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г.Уфа). – Уфа, Издательство: ИРО РБ, 2012. – С. 202-204.

4. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Просвещение, 1990. – 222 с.

5. Лазарева, Л. В. Методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детей с нарушением зрения и речи / Л. В. Лазарева // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 47-50.

6. Мишин, М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения / М. А. Мишин // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2003. – № 4. – С. 48 – 68.

7. Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян. – М.: Просвещение, 1998. – 56 с.

Наши рекомендации