Русская геополитическая мысль начала XX века
Если в работахМилютина и Данилевского геополитические идеи были похожи на вкрапления ввоенную географию и статистику, втеорию соци-альныхобщностей, то вначале XX в. появились оригинальные геополити-ческиеработы. К их числу можно смело отнестисолидный труд Л. Вандама«Наше положение», вышедший в 1912 г. Давая характеристику местоположения России, он, в частности,пишет: «Несмотря на большие размеры своей территории, русский народ, по сравнению с другими народами белой расы, находится в наименее благоприятных дляжизни условиях». И далее, развивая эту мысль, ученый констатирует:
«Страшные зимниехолода и свойственные только северному климату распутицы накладывают на его деятельность такие оковы, тяжесть которых совершенно незнакома жителям умеренного Запала. Затем, не имея доступа к теплым наружным морям, служащим продолжением внутренних дорог, ониспытывает серьезные затруднения в вывозе за границу своих изделий, что сильно тормозит развитие его промышленности и внешней торговли и, таким образом, отнимает у него главнейший источник народного богатства».
Отсюда, отмечает ученый, в народных массах хранится инстинк-тивное стремление«к солнцу и теплой воде», что определило положение русского государства на театре борьбы зажизнь.
Мысли А. Вандама перекликаются с идеями, высказанными моря-
ком-историком Е.Н. Квашниным-Самариным о том, что «многие в Рос-сиидо сих пор не понимаюттого, что на море лежат главные русские интересы», а «флот - более верное средство для зашиты их интересов».
Вандам полностью разделяет точку зрения Милютина, что главным геополитическим, геостратегическим противником нашей страны явля-ется Англия. Это противостояние, по его мнению, определяет облик мира. Если пользоваться понятиями геополитики, то он говорит о про-тивостоянии морской и континентальной держав.По этому поводу он пишет: «Главным противником англосаксов на пути к мировому гос-подству является русский народ». И главные цели их - оттеснить русских «от Тихого океана в глубь Сибири», вытеснить Россию изАзии на Север от зоны между 30-м и 40-м градусами северной широты».
Для того чтобы противостоять англосаксонской экспансии, нужно создать баланс сил. Противником Британской империи должна стать коалиция «сухопутныхдержав против утонченного деспотизма Англии». На взгляд русского геополитика, такую коалицию должны составить Россия, Франция и Германия.
Геополитические работы Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского(1870—1942), сына знаменитого путешественника, географа и демографа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, многие геополи-тики, а также ученыеразличных отраслей знания считают классическими. В очерке по политической географии «О могущественном территориальном владении применительно к России» вышедшем в 1915 г., автор рассмотрел много вопросов, представляющих большой интерес и в конце XX в. Первым был вопрос «об естественных границах», где описаны земные оболочки для сгущения органическойжизни, миграция и стихийное переселение, естественные границы. главное развитие человечества вне площади Тихого океана. В главе, посвященной этой теме, Семенов-Тян-Шанскийво многом соглашается сидеями немецкого геополитика Ратцеля. Но уже вглаве «О формах могущественного территориального владениявообще» виден оригинальный иглубоко продуманный новый подход. Автор обстоя-тельно проанализировал проблемы первоначального ареала человечества, значение ледниковой эпохи для развития человека, описал три среднеземноморских моря на Земле, а также три территориальные сис-темы политического могущества (кольцеобразная, от моря до моря, клочкообразная)и результаты их применения.
Семенов-Тян-Шанский выделял на земной поверхности обширную зону между экватором и 45° северной широты, где расположены три боль-шие океанические бухты: Европейское Средиземное море с Черным, Китайское (Южное и Восточное) море с Японским и Желтым, Карибское море с Мексиканским заливом.Географ пишет, что здесь, у трех среди-земных морей и двух полуостровов между ними - Индостанского и Мало-азийско-Аравийского, выросли наиболее сильные и оригинальные чело-веческие цивилизации и государственности - арийцев-семитов, монголов-малайцев и ацтеков-инков, «в то время как остальные слабые племена и расы рода человеческого большею частью застыли внеолитическом веке». В этой зоне, по его мнению, сформировались наиболее сильные цивилизации и религиозные системы. «Господином мира», полагал он, будет тот, кто «сможет владеть одновременно всеми тремя морями», тремя «господами мира» будут те три нации, «каждая из которых в отдель-ности завладеет одним из этих морей».
Семенов-Тян-Шанский описывает три исторически сложившиеся системы геополитического контроля над пространством.
Первая система - кольцеобразная.Появиласъ она на Средиземноморье в незапамятные времена. Сухопутные владения державы-метрополии представляли собой кольцо, позволявшее контролировать внутреннее морское пространство. Замыкали в кольцо свои владения греки, карфа-геняне, римляне, венецианцы, генуэзцы. Их примеру следовали в XVII в. шведы, в XIX в. Наполеон (эта идея реализуется сейчас блоком НАТО в Атлантике).
Вторая система - клочкоооразная, или точечная.Она применяется европейцами начиная с эпохи Великих географических открытий. Порты,пункты, военные базы построены по морям и океанам в стратегически важных географических точках планеты. Такую систему создавали португальцы, испанцы, голландцы, французы. Но наиболее преуспели в этом англичане, особенно в XIX в. Клочкобразную систему они дополнили важными элементами государств-буферов (в XX в. с разной степенью эффективности ее пытались реализовать СССР иСША.
Третья система - континентальная. Таковой система является, если вла-дения господствующей державы охватывают территорию «от моря до моря». Наибольшего успеха в ее создании добились русские и амери-канцы.
Анализируя плюсы и минусы русской континентальной системы, Семенов-Тян-Шанский отметил ее главный недостаток: растянутостьтерритории, а также резкие перепады встепени освоения центра (он хоро-шо развит) и периферии (она значительноуступает центру и напоминает сравнительно отсталуюколонию). Как полагает ученый, такую систему можно сохранить только тогда, когда удастся «подтянуть» периферию по плотности населения, развитию инфраструктуры до уровня центра. Сделать это можно двумя способами: во-первых, перенести центр в Екатеринбург,во-вторых,создать в азиатских владениях культурно-экономические «колонизационные базы» - анклавы ускоренного развития.Он полагалнеоб-ходимым иметь четыре такие базы: Урал; Алтай с горной частью Енисейской губернии; Горный Туркестан с Семиречьем: Кругобайкалье.И сейчас, в начале XXI в. предложения ученого выглядяткак никогда кстати.
Размышляя о форме могущественного территориального владения в России, ученыйуказывает на недостатки системы «от моря до моря», на необходимость приближения государственного центра территориик ее географическому центру,отмечает неправильность разделения России на Европейскую и Азиатскую части, подчеркивает роль культурно-экономи-ческих колонизационныхбаз для дальнейшего освоения территорий.
В сравнительно небольшойстатье «Географическиесоображения о расселении человечества в Евразии и о прародине славян», написанной в1916 г., Семенов-Тян-Шанский подчеркивает, что между явлениями геогра-фииформ земной поверхностии явлениями астрономогеографии существует полная аналогия. Далее онвысказывает любопытную мысль:
«Результатом медленныхвнедрений человечества является более или менее обширное географическое распространение ею племен, а резуль-
татом завоеваний- их расчленение на государства».
Ученый говорит о двух основных видах освоения географических пространств:внедрении и завоевании.По этому поводуон пишет:
«Внедрения и завоевания двигалисьвсегда в стороны наименьшего сопротивления, причем, если при завоевательном движении не слишком исто-щались внутренние силы народа-завоевателя, то образовывалось долговечное и сильное государство с последующим медленным внедрениемею господствующегоплемени во все углытерритории; если же они при том слишком истощались,то государствобыстро распадаюсь, оставив лишь известный след на культуре аборигеновтех территорий, которые оно занима-ло».
Мирное внедрение народов оставляет, по мнению ученого, «боль-шие следы не на территории, а на духовной жизни человека, особенно большой отпечаток - на его языке», «мирное внедрение, многовековая земледельческая колонизация прежде всего ищет удобных и привычных почв... и подходящих топографических условий». Население, как полагает Семенов-Тян-Шанский, пришло по рекам и оседало по сухим водораз-делам с удобными почвами, и о реках в значительнойчасти забыло. Географическая среда, по его мнению, распределяла иразделяла народы на менее выносливые и более выносливые к природным невзгодам, дели-ла их на оседлый и кочевой образ жизни.
Идеи, высказанные Семеновым-Тян-Шанским в обозначенных двух работах, были развиты им в солидном труде «Район и страна», опубликованном в 1928 г.
Нельзя не согласиться с утверждением многих ученых, что В.П. Семенов-Тян-Шанский создал целостную глобальную концепцию геополитики: он представлял ее как антропогеографическую,занимающую свою нишу в многоуровневом знании в структуре географической науки, видел ее как географию «территориальных и духовных господств человеческих сообществ».
В традиционный географический детерминизм он внес антрополо- гическое видение, заключающееся в том, что экономическая деятельность человека была важнейшей в процессе формирования территориального государства; могущественно-территориальное владение у него было резу-льтатом действия природных, экономических икультурных факторов в развитии территорий. На русском историческом, статистическом, демогра-фическом материале он разработал гипотезу о колонизационных базах как гарантах, исходных точках территориально-политического могущества; предложил выделить «цельные в политико-географическом отношении местности».
Для наших современников чрезвычайны интересны будут мысли человека казалось бы далекого от геополитики. Но гениальный человек гениален во всех сферах духовной, идеологической жизни. Хотя бы в нескольких абзацах необходимо сказать о «Заветных мыслях» автора периодической системы - химика Дмитрия Ивановича Менделеева(1834 -1907). В работе, написанной на склоне лет, он анализирует геополити-ческие проблемы, которые видны его «угасающему взгляду». Этот «угасающий взгляд» проник в сущность геополитических концепций нача-ла XX в. и предсказал суть процессов, которые в третьем тысячелетии назы-вают глобализационными.
Дмитрий Иванович дал оригинальную трактовку начала истории, которая «могла начаться, по его мнению, только после сложения сель-ского хозяйства у народов или пастушеских, или земледельческих, в особенности у последних, всего же сильнее и выразительнее у тех осед-лых народов, которые сумели сочетать скотоводство с земледелием».
В отличие от Ратцеля. который рассматривает проблемы экспансии, абстрагируясь, не приводя точных расчетов, Менделеев приводит точные расчеты:
«Когда в умеренных климатах Европы приходится примерно около 3 - 4 десятин на среднего жителя, тогда становится уже тесно и является надобность в переселении... сокрытая цель войн состоит в занятии земли... Войны чаще всего начинают вести пастушескиеплемена, кочевые народы, потому что им нужны большие плошали земли, для прокормления своих умноженных стад».
Лекарством от подобного рода войнон называет усиленное развитие промышленности, которая дает возможность получать населению более высокие доходы.
Геополитические проблемы интересовали русского историка, публициста и социолога Ивана Лукьяновыми Солоневича(1891 - 1953). В споем капитальном труде «Народная монархия» этот ученый-монар-хист рассуждает о несопоставимости свобод России и Англии, России и США в силу большой разницы географического фактора. По этому поводу он пишет:
«Американская свобода, как и американское богатство, определяется американской географией: наша свобода и наше богатство ограничены русской географией. Из ряда факторов «несвободы»воинская повинность явля-ется первым и решающим».
Почему воинская повинность является первыми решающим фактором? И далееСолоневич объясняет: русскийнарод никогда не будет иметь та-кие свободы, какие имеют народы США и Англии, потому что безопас-ность последних гарантирована океанами и проливами, а наша может быть гарантирована только воинской повинностыо. Бедность России, полагает ученый,«обусловлена тем фактором, для которого евразийцы нашли очень яркое определение: географическая обездоленность России». И далее он пишет, что история России есть история преодоления геогра-фии России.
Весомый вклад внес в копилку геополитических идей русский философ Иван Александрович Ильин(,1882—1954). Его взгляды пере-кликаются с «органической теорией» отца термина «геополитика» - швед-ского ученого Рудольфа Челлена. Как и последний, Ильин считал, что государство, страна, с ее населением является «живым организмом». Россия как «живой организм» складывалась веками не как «механическая сумма территорий», а как «органическое единство».В формировании этого единства решающую роль, считал он, играет земля, географическая среда. По этому поводу он пишет:
«С первых же веков своего существования русский народ оказался на отовсюду открытой и лишь условно делимой равнине. Ограждающих рубежей не было: был издревне великий «проходной двор», через который валили «переселяю-щиеся народы», - с востока и юго-востока на запад. Поэтому Россия была организмом, вечно вынужденным к самообороне».
Ильин, определяя Россию как «географический организм больших рек и удаленных морей», считал вполне нормальной политику русских государей, заключающуюся в том, чтобы выйти к морям «ногою твердой стать при море», овладеть низовьями рек. Современная Россия по большому счету на Западе отрезана от морей, как и в допетровские времена. Но ее западным «друзьям-атлантистам» этого мало. Они стре-мятся во что бы то ни стало расчленить страну. Александр Иванович, как будто предвидя это, в середине 1950 г. в статье «Что сулит миру расчле-нение России» написал, что «Россия есть не случайное нагромождение территорий и племен... но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся ОРГАНИЗМ, не подлежащий произвольному расчлене-нию», что этот организм «есть государственное истратегическое един-ство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия»
Ильин особо подчеркивает, что расчленение организма на составные части всегда было болезненным распадом, процессом разложения,броже-ния, гниения и всеобщего заражения. В нашу эпоху, по его мнению, в этот процесс будет втянута вся Вселенная, распри и гражданские вой-ны в России будут постоянно перерастать в мировые столкновения,державы всего мира будут вкладывать свои деньги, интересы, стратегиче-ские расчеты во вновь возникшие малые государства и станут соперничать друг с другом, добиваясь преобладания «опорных пунктов», будут поку-шаться на прямое или скрытое «аннексирование» неустроенных и незащи-щенных новообразований.
Как видим, И.А. Ильин пророчески предсказал, куда будут направлены взгляды Германии, Англии, Японии, США, Канады при усло-вии расчленения России, и тогда она превратится в вечный источник войн.
Течение евразийцев
Русская геополитическая школа, как отмечалось, имела несколько течений, и наиболее мощное из них - евразийское.Главная тема евразий-ского движения - это утверждение самобытных основ российской истории и культуры.Для этого движения характерна также разработка своих собственных, порой весьма оригинальных взглядов на мировую и русскую историю.
В концепции евразийцев Россия является особым этногеографиче-ским и культурным миром,занимающим срединное положение («Харт-ленд») между Западом и Востоком, Европой и Азией.
Истоки евразийского движения, как полагают многие его исследо-ватели, связаны с именами князя Николая Сергеевича Трубецкого(1890-1938) - лингвиста и филолога, Петра Николаевича Савицкого(1895-1968) –
философа, географа и экономиста, которого все исследователи его твор-ческого наследия, бесспорно, причисляют к самым ярким геополитикам, Георгия Васильевича Флоровского(1893 - 1979) - православногобогосло-ва и историка, П.П. Сувчинского(1892-1985) - видного ученого искусст-воведа. К евразийцам относят и таких известных ученых, как Георгий Владимирович Вернадский(1887-1973) - крупный историк (сын акаде-мика Владимира Ивановича Вернадского - автора теории био- и ноосфе-ры, основателя школы геохимии, биохимии и др.), и уже упоминавшемся И.А. Ильина – известного философа, юриста, всесторонне подготовленного специалиста, обладавшего планетарной провидческой эрудицией, а также других русских ученых послеоктябрьской эмиграции.
Евразийство как идейно-политическое и философское течение врусской эмиграции возникло в 1920-х гг. Началом его стал выход в свет сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения» (София. 1921), подготовленный Трубецким, Савицким, Флоровским и Сувчинским. Несколько позже был издан сборник «На путях. Утверждение евразийцев». В указанных работах в сжатой форме были) изложены осново-полагающие правила нового геополитического движения. Нетрадицион-ный подход к теоретическому обоснованию и решению многих геопо-литических проблем, само название «Евразия», оригинальные проекты преобразования российского общественного устройства - все это привлек ло пристальное внимание не только ученых, но и читающей публики на Западе. Сторонников-движения объединяла идея о России как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евра-зия.
Концепция евразийцев формировалась во многом на идеях славянофилов, почвенничества Ф.М. Достоевского. Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики - «месторазвитие»(его автор - П.Н. Савицкий) и включили в него неповторимую географическую среду, основу которой составлял «Хартленд». В этой среде происходило станов-ле-ние не только отдельного индивида, но и крупных человеческих общностей.
Термином «месторазвитие». Савицкий обозначил взаимосвязью целостность социально-исторической и географической среды. Он в определенной степени напоминает немецкий термин «Raum» (простран-ство). Как известно, Ратцель подчеркивал, что по геологическому устройству, климату, качеству почвы и растительности географическая среда может быть различных типов. Народы исторически приспосаб-ливаются к географической среде, которая накладывает свой отпечаток на образ жизни, нравы, традиции обитателей тех или иных ландшафтов. Месторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детермини-рует формы их хозяйственной деятельностельности.
Большее месторазвитие включает в себя меньшее. Для челове-чества вцелом таким глобальным месторазвитием выступает планета. Идея месторазвития Савицкого признает множественность форм челове-ческой истории. Евразия выступает как интегральная форма длямногих мелких месторазвитий.
Постепенно центр евразийскогодвижения переместился из Софии в Париж. И там роль первойскрипки стал играть Лев Павлович Карсавин(1882 – 1952) – религиозный философ и историк. Он не скрывалсвоей просоветской ориентации, курса на сближение ссоветской властью и на сотрудничество с ней. Такая позиция Карсавина и его сторонников не полу-чила одобрения главных теоретиков евразийцев,и в 1930-е гг. это движение перестало существовать.
Идеи евразийства были возрождены Львом Николаевичем Гумилёвым, которого судьба свела с Савицким, оказавшим на него огромное влияние.
Истоки идей евразийцев надо искать в русской истории конца XV в. После разгрома турками Константинополя в 1453 г. центр Православия перемещается в Москву (вместе с последней византийской предста-вительницей Палеологов Софией). Конец XV в. и весь XVI в. являются периодом формирования нового русского самосознания - защитника земель Древней Руси и Великой Степи, Православия и наследия византийской культуры. Видимо, поэтому монах Елизарова монастыря Филофей наз-вал Русь третьим Римом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим кни-гам, и это - российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать».
Эта мысль Филофея получила развитие в трудах славянофилов - Ивана Сергеевича Аксакова(1823—1886), Константина Сергеевича Аксакова(1817-1860), Ивана Васильевича Кириевского(1806-1856), Алексея Степановича Хомякова(1804-1860) и др. Ее придерживался и П.Н. Савицкий - единственный русский автор, которого можно сполным осно-ванием назвать геополитиком. Он утверждал, что «евразийство», конечно, лежит в общей со славянофилами сфере.
Савицкий П.Н. окончил экономический факультет Петроградского политехнического института,был близок к кадетам. До 1917 г. был сотрудником русского посольства в Норвегии. Судьба свела его в Крыму в армии Врангеля с бывшим легальным марксистом П.Б. Струве. После поражения врангелевцев Савицкий бежал в Болга-рию, где работал в журнале «Русская мысль». Затем судьба занесла его в Чехословакию, в которой жил до конца 1920-х гг., преподавая качестве приват-доцента на кафедре экономики и статистики Русского юридического факультета в Праге. В 1921 г. еще в Софии вместе с князем Н.С. Трубецким Савицкий создалевразийское движение, став главным его теоретиком и идеологом. После взятия советскими войсками Праги в 1945 г. Петр Николаевич был арестован и как человек, противостоящий просоветским настроениям евразийцам-пражанам, был осужден на 10 лет. В 1956 г. Савицкий был реабилитирован, вернулся в Прагу, где умер в 1968 г. До самых последних дней он поддерживал тесные связи, переписку (даже в стихах) со своим самым талантливым учеником Л.Н. Гумилевым.
Мировоззрение большинства евразийцев, не исключая и Савицко-го, складывалось, как отмечалось, под влиянием трудов славянофилов. Но особенно большое влияние оказали на их взгляды работы Н.Я. Данилев-ского и К.Н. Леонтьева, идеи которых были наиболее близки евразий-цам.
Константин Николаевич Леонтьев(1831 - 1879) - русский писа-тель, публицист и литературный критик, которого относят к поздним славянофилам, считал главной опасностью для России либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия. Он проповедовал «византизм», т.е. церковность, монархизм, сословную иерархию, и ратовал за союз России со странами Востока как охранительное сред-ство от революционных потрясений. Леонтьев отстаивал известный тезис о том, что «славянство есть, атавизма нет». Эту мысль он рас-
толковывал так: этническая и лингвистическая близость славянских народов не является достаточным основанием, чтобы говорить об их культурном и характерном единстве. Евразийцы не были простыми преемниками идей славянофилов. Связывая культуру с религией, судьбой Православия, славянофилы по мнению евразийцев, были правы. Но только это одно не определяет культуру России XIX-XX вв.
Савицкий особо отмечал, что нет оснований говорить о славянском мире, его культуре как о русской культуре. Русская культура своеобразна: в ней переплетаются и взаимодействуют евразийские и азиатские цементы.И в этом ее сильная сторона. Подобным образом сочетала культурные элементы Запада и Востока Византия. Ее культура - евразийская.
Кроме того, евразийцы утверждали первенство духовного, куль- турного родства над этнической общностью. Они также признававали приоритет общности исторических судеб над этнической общностью.Так они понимали упомянутый выше тезис Леонтьева, который первым обратился к восточным корням русской культуры.