Мировоззренческие основы средневековой культуры

Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство.

Христианствопоявилось в середине I в. н.э. в восточных провин­циях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения - от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варвар­ских обрядов.

Христианство влияло на огромные массы людей:

• наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;

• сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распростра­ненные и привычные обряды;

• провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, незави­симо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;

• обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и полити­ко-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика)оформи­лась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах - Никейском (325) и Константинополь­ском (381) - сложился христианский Символ веры,то есть краткое из­ложение основных догматов христианства.

Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (час­тей), христиане верят:

• в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

• в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

• в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

• в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

• в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;

• в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

• в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса; Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;

• в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить жи­вых и мертвых, которые воскреснут;

• в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божест­венную благодать), Соборную (составленную из свободных лично­стей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

• в таинство крещения;

• в будущее воскресение мертвых;

• в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos -бог, logos - учение), или богословие. Видными средневековыми теоло­гами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

Средневековая картина мира

Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии.Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некото­рой иерархической логикой, как симметричная схема,напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верх­ней, - Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сна­чала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню -архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерар­хии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подзем­ном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вер­шине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог - олицетворение Добра и Любви, то Сата­на - его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Христианский образ человека разорван на два начала:"тело" и "душу", - и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отда­ется началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры при­шел средневековый аскет,добровольно переносящий лишения.

Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух кос­мических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить "по плоти" или "по духу". Хри­стианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.

Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII - на­чало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на про­тяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сосло­вий. Три главных сословия феодального общества - духовенство, ры­царство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Был ли христианский образец человека - человек глубоко религи­озный, а потому нравственный, - реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?

СОСЛОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ

ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Монастырская культура

Первым, высшим сословием, считалось духовенство,сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества («дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "под­вигам" во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Поз­же возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) -общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Васили­ем Великим (IVв., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский(VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.

Согласно "Правилам" Бенедикта, монастырской братии предписы­валась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического хри­стианского милосердия.

В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора,считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, кото­рая стала традиционной для средневековья: библиотека (книгохрани- ' лище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богосло­вия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признава­лась "богопротивной". В условиях раннего средневековья, когда моно­полия на образование принадлежала церкви, монастыри способствова­ли распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широ­ко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «дея­тельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени - это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, вклю­чаются в светскую жизнь, в результате чего "обмирщаются". Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в на­родных антифеодальных движениях. Руководство католической церко­вью объявило эти движения ересью.

Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католиче­ская инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы - уже не «воины», а «псы Господни».

За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, тре­бующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и ни­щенствующие ордена (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).

Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. фраЕщисканский орден изменяет своим идеа­лам.

Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение мо­нашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) - это военно-аристократическое сословие феодального общества, призванное вы­полнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства - «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло рас­цвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в XV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вас­салитета, они получали земельные владения - при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стерео­типами мышления и языческими верованиями, а с другой - в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добро­детелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обяза­тельствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях свет­ских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении жен­щин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года ос­тавались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обу­чение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, вла­дению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Ры­цари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель доби­вался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровожда­лись тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная(от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература- придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Про­ванс), труверов(север Франции), миннезингеровв Германии, а также рыцарским романом.

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда - внешнийблеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцар­ства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения - гордость, вместо прощения - месть, полное неува­жение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, на­рушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел - охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Народная культура

Двойственность ценностных ориентации еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего крестьянства,сословия «трудя­щихся».

Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне(сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинно­стей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне.Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу вы­сокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян - собственников земли,зависимость кото­рых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в од­ной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались. Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народ­ным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эль­фов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда - под видом католических святых.

Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

В рутинной, медленно развивающейся цивилизации средневековья временные ориентиры были расплывчаты.Точное измерение вре­мени распространяется лишь в позднем средневековье. Личное, быто­вое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро - день - вечер - ночь; зима - весна - лето - осень. Понима­ние же исторического времени было иным. Время оказывалось линей­но направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.

Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком. Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о жизненной магической силе.

Городская культура

Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе - это небольшие группы людей (1 -5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций еписко­пов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, ох­ватывая и пригороды.

Большинство зданий было деревянными и очень часто подверга­лось пожарам. Улицы - узкие, кривые, с тупиками, и необычайно гряз­ные, такие что германский император Фридрих II дважды чуть ни уто­нул в грязи вместе со своей лошадью в двух немецких городах. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи навесали над нижними. Не су­ществовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот иптица.

К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происхо­дит быстрый рост городов как центров ремесла иторговли. Теперь вкрупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов.

Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ра- • туша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрест­ных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).

Состав городского населениябыл очень пестрым. Здесь прожи­вают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий - юристы, врачи, ар­хитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, ни­щие и преступники - легкой поживы.

Постепенно складывается сословие горожан - бюргеров.Его ос­нову составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы - цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Мастера иторговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феода­лов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII-XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из бога­тых купцов, руководителей цехов — патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организа­цию.

С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления.

Наши рекомендации