Общая характеристика западноевропейской средневековой культуры

Средние века (средневековье) - общепринятое обозначение перио­да всемирной истории, следующего за историей древнего мира и пред­шествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium acvum, букв. - "средний век") появилось в XV - XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.) и утвердилось в науке с XVIII в.

Культура средневековья является неотрывным и закономерным этапом мирового культурного развития, обладающим самобытным со­держанием и оригинальным обликом.

Она глубоко противоречива, и эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепен­но начинал обращаться к самому себе, а не только к Богу. Основными достижениями средневековой культуры стали:

1. образование жизнеспособных наций и государств;

2. формирование современных европейских языков;

3. складывание историко-культурного единства Европы;

4. расширение горизонтов европейской культуры;

5. создание произведений искусства, достижение научных и техниче­ских успехов, обогативших мировую культуру.

Хронологические рамки средневековья

Вопрос о хронологических рамках средних веков решается обще­ствоведами неоднозначно. Марксизм рассматривает средневековье как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, поэтому связы­вает его наступление с крушением рабовладельческой Римской импе­рии (476 г.), а завершение - с Английской буржуазной революцией (1640-50 гг.).

В специальной литературе приводятся и другие возможные даты начала эпохи. Это 315-325 гг. (Миланский эдикт, Никейский собор, принятие Константином христианства); 395 г. (разделение Римской империи); 410 г. (захват Рима вестготами); 418 г. (основание первого варварского поселения на территории Италии); 455 г. (разгром Рима вандалами); начало VI в. (христианизация варваров в ортодоксальном толковании); 800 г. (восстановление Западной империи Карлом Вели­ким).

В качестве возможных дат завершения эпохи называют 1490 г. (открытие Колумбом Нового Света); 1517-20 гг. (начало европейской Реформации, распад христианского единства Европы); 1789-1815 гг. (распад феодализма во Франции).

Периодизация европейского средневековья

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее средневековье (конец V - середина XI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно от­стает от культур Византии и арабского Востока.

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. XI — кон. XV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIIIвв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Вос­ток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодейст­вие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее средневековье (XVI - перв. пол. XVuвв.). Создана высо­кая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, ви­зантийские и исламские влияния. Это период разложения феода­лизма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, ха­рактерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности, основанная на личной и по­земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства - самообеспечение, нераз­витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового про­изводства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, прони­занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо­дов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не­избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизнисоставляла 40-45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет - возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.

Источники формирования культуры европейского Средневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирова­ния культуры европейского средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех про­тиворечивых внутреннихначал:

• наследия античности,

• культуры варваров,

• традиций христианства.

В период становления средневековой культуры выкристаллизовы­вается определенный тип духовной жизни западноевропейского обще­ства, главная роль в которой начинает принадлежать христианской ре­лигии и церкви.

Внешнимфактором формирования культуры средневековой Ев­ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав­но находился центр мощной римской цивилизациии где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная рим­ская традиция, система "семи свободных искусств ".

Огромную роль в формировании, становлении и развитии евро­пейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного обще­ния, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспре­пятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сбе­речь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для станов­ления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фун­дамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварамидревние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным виде­нием мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, приклад­ным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где осо­бое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с са­кральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это на­ложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

Наши рекомендации