Мировоззренческие универсалии культуры

В обществе всегда воспроизводятся разнообразные виды деятельности, поведения и общения. Человек имеет уже готовые цели, ценности, знания и навыки для осуществления своей деятельности, существующие в массиве человеческого опыта. Они выступают как особые программы будущей деятельности человека. Такого рода программы могут транслироваться, передаваться в виде образцов, знаний, предписаний, верований, норм, мировоззренческих установок и т. п. Все эти компоненты называются «мировоззренческими универсалиями» и составляют основание культуры той или иной исторической эпохи.

Культура - это очень гибкая, изменчивая система, это огромный массив постоянно меняющихся программ деятельности, поведения и общения людей. Но в то же время культура представляет собой целостный организм, по выражению Шпенглера. Что же придает ему целостность? Необходим системообразующий фактор. В системе культуры такими факторами могли быть смыслы мировоззренческих универсалий. Они обеспечивают селекцию человеческого жизненного опыта и включение его в поток культурной трансляции. Ведь опыт многообразен, каждый человек постоянно что-то изобретает в своей жизни, но не все попадает в культуру. Культура обладает средствами селекции: этот поступок справедливый, а вот этот не справедливый, люди знают, что такое справедливость, хотя часто не могут выразить это рефлексивно. Если спросить у человека на улице, как понимать справедливость, он продемонстрирует свое понимание на жизненных примерах. Но категорию справедливости он, чаще всего, не определит.

Есть скрытые и часто не осознаваемые жизненные смыслы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Эти осознанные и неосознанные смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалий культуры. Они фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, его осмысление и переживание. Для человека вопрос о справедливости или несправедливости всегда эмоционально переживается - это оценка, а значит, предполагает ценность.

Универсалии культуры задают, во-первых, способы селекции человеческого опыта, они как бы отбирают, что попадет в поток культурной трансляции. Во-вторых, они образуют категориальный строй сознания людей той или иной исторической эпохи. И, наконец, в-третьих, в своем сцеплении и взаимодействии они задают обобщенный целостный образ человеческого жизненного мира. Этот образ выражает отношение человека к природе, обществу и духу (сознанию). Он определяет миропонимание, мироосмысление и миропереживание (мироощущение) людей той или инойкультуры в определенную историческую эпоху. И тогда появляется философский термин - мировоззрение.

Универсалии культуры – это мировоззренческие категории. С этих позиций можно выделить в универсалиях культуры три уровня смыслов: 1) общечеловеческий - весьма абстрактный, но в нем фиксируется отличие человека от остального мира, 2) исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры определенной эпохи, и 3) групповое и личностное содержание, соответствующее индивидуальному опыту человека и опыту той или иной социальной группы, в которую он включен. Все три уровня связаны между собой, и ни один из них не существует в изоляции от других.

Наиболее интересным является анализ второго уровня, поскольку именно здесь выражаются особенности разных типов ивидов культуры, взятых в их историческом развитии. Известно, что помимо групповых сходств и различий есть глубинные структуры сознания, которые отличают людей одной эпохи от людей другой эпохи, например, древнего грека от человека эпохи Средневековья. Они отличают людей, принадлежащих к разным культурам, например, людей традиционного общества Китая III в. до н.э. от древних греков III в. до н.э. Можно, например, сравнить, как древние греки и китайцы представляли себе бытие и небытие - а это смыслы ключевых мировоззренческих универсалий. Для грека, для его обыденного сознания бытие - это предметный мир, а небытие - это исчезновение бытия. А для древнего китайца небытие - это потенциальная возможность предметного мира, «резервуар», из которого выплывают и в котором пропадают воспринимаемые нами вещи, события, явления. И тогда у него небытие - это не отсутствие бытия, а вся полнота бытия.

С этими широкими смыслами универсалий связаны смыслы других, конкретизирующих их категорий. Небытие, например, ассоциировалось с пустотой. Для древних греков понимание пустоты - это отсутствие предметов, исчезновение вещей, а для китайцев - это формообразующее начало вещей. В «Книге перемен» можно найти такие фрагменты: строят дом, прорубают окна и двери; что делает дом годным к потреблению? Пустота в нем. Делают кувшин, лепят глину, обжигают ее. Что делает кувшин годным к потреблению? Пустота в нем. У древних китайцев пустота - формообразующее начало и, одновременно, пустота - это отсутствие страданий, особое состояние, которое обеспечивает самосохранение духа.



Наши рекомендации