Эмпирические методы познания

Форма государства

Форма государственного правления Организация государственной власти и взаимодействия госорганов, должностных лиц и граждан Монархия-абсолютная и конституционная; республика - парламентская, президентская, смешанная

Форма территориального устройства Административно-территориальное деление государства Унитарное - простое, единое; федерация и конфедерация

Политический режим Способы и методы, используемые властью для осуществления своей политической миссии Тоталитарный, авторитарный (автономия личности за пределами политической сферы), демократический. либеральный

В современном социально-гуманитарном знании активно используется понятие правового государства. Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его сущностными характеристиками являются: - верховенство закона как правовой основы демократически функционирующего государства; - всеобщность права, сила которого распространяется как на государственные органы, так и на отдельных граждан; - разделение властей как защитного механизма от сосредоточения власти в одних руках; - гарантия прав и свобод граждан со стороны государственных органов; - взаимная ответственность государства и личности.

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет государства имеет свои символы: герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Государственный суверенитет включает следующие аспекты:1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;2) право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества;3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление государством власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Отношение граждан к правовым нормам и законам, совершенство законодательства выступают необходимой основой упорядочения политической жизни общества, исключения политического властного волюнтаризма и вседозволенности, злоупотреблений служебно-должностным положением, а также анархии и беспорядка со стороны граждан. Основными субъектами данной сферы жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Субъектами политики и права выступают также различные общественные организации, союзы и движения, целью которых является участие в политико-правовой жизни, в завоевании или удержании власти. Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

№41 Право - это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения. Признаки права:

1. Системность: право представляет собой иерархичную, согласованную, непротиворечивую совокупность взаимодействующих норм.

2. Исходит от государства: нормы право создаются компетентными государственными органами - парламент издает законы, органы исполнительной власти - подзаконные акты.

3. Охраняется силой государственного легализованного принуждения - за правонарушением следует юридическая ответственность.

4. Общеобязательность - нормы права имеют общий характер, то есть они неперсонифицированы и действуют по отношению к неопределенному кругу лиц, независимо от того, желает лицо им подчиниться или нет, знаком он с ними или нет.

5. Формальная определенность - право имеет четкую форму (нормативно-правовой акт, прецедент, обычай, доктрина, нормативный договор или религиозный текст).

6. Право является государственным регулятором общественных отношений.

Выделяется объективное право - право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право - возможность субъекта права действовать в своем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь)

Функции права - это направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно развиваются и изменяются.

Виды функций права:

1. По месту в системе правового регулирования: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права.

2. Виды общеправовых функций права:

а) собственно-юридические:

- регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения:

* регулятивно-ститическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность;

* регулятивно-динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права;

- охранительная: правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству;

б)социальные:

- экономическая - осуществление правового воздействия на экономическую сферу общественной жизни;

- политическая - правовое воздействие на политическую сферу;

- воспитательная - правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры;

- оценочная - оценка поведения субъектов права с точки зрения соответствия правовым предписаниям.

Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.

Источники права.

Источники права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государст-ва. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деяте-лям науки, искусства не являются источниками права.

Источники права:

Источник права - совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.

Одним из древнейших источников права является обычай – многократно повторяющее-ся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

Источники права классифицируются:

по юридической важности (законы, подзаконные акты)ü

по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)ü

по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)ü

по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомствен-ные)ü

Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется, каким орга-ном издана. В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ: Конституция имеет высшую юриди-ческую силу, на территории России нормы конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противо-речить конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный закон. На третьем – текущее законодательство.

Таким образом, источники права – это факторы, на основе которых формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений.

Естественные права появляются в силу рождения человека. Это неотчуждаемые от человека права: право на жизнь, право на свободу, право на свободу передвижения, на неприкосновенность личности, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д.

Теорияестественного правазавершённую форму получила в период буржуазных революций в XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Монтескье, Руссо, Радищев и др. Считает, что право не имеет божественного происхождения, а является результатом волевой деятельности людей.

Основной тезис заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теориивозрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистскаятеория права и "светские" концепции естественного права.

Позитивные правапоявляются юридически в силу того, что само государство их учреждает. Государство может учредить избирательное право, а может его превратить в обязанность и никто удивляться не будет. Есть страны, где не избирательное право, а избирательная обязанность. Этим они и отличаются.

В основе позитивного права лежит естественное право. К примеру, Конституция, все естественные права превратила в позитивные юридические права. Есть международные правовые документы, например, билль о правах человека, все естественные права там отражены, в Декларации прав и свобод человека, в пактах международных правовых. Естественные права это величайшая социальная ценность.

Позитивное право вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

Система объективного (позитивного) права- это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Множество юридических норм образует систему права. Правовые нормы являются первичным элементом системы права, это значит, что именно из их сочетаний складываются как система права в целом, так и её отдельные компоненты. Нормы могут формироваться в различные комплексы (институты, подотрасли, отрасли) и внутри самой системы права, это обуславливает возникновение новых связей между различными компонентами системы права (нормы взаимодействуют теперь не только между собой, но и с институтами, отраслями и т.п.).

Отрасль права - это наиболее крупное, центральное подразделение системы права, формирующееся на основе единства предмета и метода правового регулирования.

Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института, отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Каждая отрасль права имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права.

Отрасли права имеют собственный правовой режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения обязанностей, меры ответственности. Отрасль права содержит необходимый набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли права характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль от другой.

Выделяют следующие виды отраслей права: профилирующие, специальные и комплексные. Профилирующими (основными) являются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Специальными являются такие отрасли, как трудовое право, семейное и другие. Комплексные отрасли образуются как объединение норм профилирующих и специальных отраслей права. Примером такого рода отрасли является предпринимательское право.

№42 Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

РФ представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

РФ представляет собой республику смешанного типа, так как формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Гос. Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. При этом Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы. РФ в настоящее время состоит из 89 субъектов. Это 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Сегодня на территории России проживает более 140 народов, объединившихся в многонациональный народ РФ.

В корне федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России.

Государственная целостность и единство системы государственной власти в РФ выражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Все они, как и федеральные органы РФ, проводят принципы республиканской формы правления, обеспечивают последовательный демократизм в отношениях между органами государства и населением. Каждый субъект, самостоятельно определяя систему органов государственной власти, учитывает Конституцию РФ и общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Конституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения РФ и её субъектов. В Конституции закреплен перечень вопросов, отнесенных к ведению РФ, а также дается полный перечень вопросов, решаемых РФ совместно с её субъектами.

К исключительному ведению РФ отнесены все те вопросы, решение которых является необходимым для установления или защиты суверенитета страны либо требует единообразного решения на всей территории России˸ 1) защита Конституции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создашь, единой Конституция РФ не устанавливает конкретного перечня пределов исключительного ведения субъектов Федерации. Объем и виды их деятельности настолько велики и разнообразны, что перечислить их надлежащим образом достаточно трудно. Все, что не указано в вышеизложенных перечнях, однозначно относится к сфере исключительного ведения субъектов Федерации.

По форме правления Россия - смешанная (полупрезидентская) республика.

Глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:1)выборность власти;2)ограниченность срока полномочий власти;3)зависимость от избирателей.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.

Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.

Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

По форме государственного устройства Россия-федерация - сложное союзное государство.

Части союзного государства являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; федерация построена по национально-территориальному принципу.

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

№43 Федеральные органы государственной власти России — органы власти России на уровне федерации.

В соответствии с Конституцией РФ — России[1], власть представлена тремя ветвями власти: 1)законодательной; 2)исполнительной;3)судебной.

Законодательная власть в России представлена высшим законодательным органом: Федеральным Собранием, который состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории России.

Исполнительная власть в России представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству России, утверждает Президент России.

Президент России является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.

Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд России, Верховный Суд России, другие федеральные суды. Осуществляет судебную власть, в частности, правосудие.

В соответствии со статьей 75 Конституции России, Центральный банк (Банк России) обладает особым конституционно-правовым статусом и не может относиться ни к одной из ветвей власти.

Порядок распределения полномочий между РФ и её субъектами

Органы государственной власти имеют право наделять своими отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления всех муниципальных образований, муниципальных образований определенной категории или группы, а также отдельного муниципального образования.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления представляет собой передачу органами государственной власти РФ или субъекта федерации части принадлежащих им полномочий органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основании федерального закона или закона субъекта федерации. Законы о передаче государственных полномочии органам местного самоуправления должны содержать обоснование необходимости делегирования и его практической целесообразности.

Делегирование полномочий производится с учетом задач социально-экономического развития муниципального образования субъекта РФ. Передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения муниципальными органами власти вопросов местного значения или ухудшать социально-экономическое положение муниципального образования. Полномочия могут передаваться только при наличии реальных возможностей для их осуществления органами местного самоуправления.

При делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления проект закона должен заблаговременно направляться представительным органам соответствующих муниципальных образований для согласования и мотивированного заключения. Возражения органов местного самоуправления относительно характера, объема делегируемых полномочий и порядка их финансирования подлежат рассмотрению в комиссиях представительных органов государственной власти.

Запрещается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Не допускается Конституцией наделение органов местного самоуправления полномочиями, относящимися к исключительному ведению государственных органов власти. Не допустимо наделение органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти и прокуратуры, а также иными государственными полномочиями, связанными с обеспечением государственной целостности и безопасности РФ.

Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, а также за целевым использованием материальных и финансовых средств, переданных для осуществления этих полномочий, в соответствии с установленными нормативами и иными требованиями.

Органы государственной власти в целях контроля за исполнением делегированных полномочий вправе:

-- запрашивать необходимую информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий и целевом использовании средств;

-- производить проверки деятельности органов местного самоуправления;

-- назначать уполномоченных представителей для оперативного контроля за выполнением делегированных полномочий и за целевым использованием выделенных ресурсов;

-- осуществлять методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам выполнения переданных государственных полномочий.

В законе, наделяющем органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, важно указывать:

-- цель наделения;

-- срок действия делегированных полномочий;

-- дату начала осуществления;

-- нормативы обеспечения материальными и финансовыми средствами;

-- порядок и сроки передачи соответствующих средств;

--органы государственной власти, уполномоченные осуществлять материальное и финансовое обеспечение исполнения данных полномочий;

-- органы государственной власти, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением делегированных полномочий;

-- сроки и перечень проведения подготовительных мероприятий, необходимых для организации и осуществления делегированных полномочий;

-- порядок прекращения исполнения делегированных полномочий в случае их отзыва или истечения срока действия;

-- критерии качества и эффективности осуществления делегированных полномочий;

-- порядок отчетности органов местного самоуправления по осуществлению ими данных полномочий.

Прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, осуществляется в случае истечения срока их действия. В случае невыполнения или невозможности выполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, указанные полномочия могут быть отозваны. Основанием для отзыва может являться взаимное соглашение органов местного самоуправления и органов государственной власти о необходимости отзыва соответствующих полномочий, а также заключение суда о неисполнении органами местного самоуправления полномочий, которыми они были наделены, вынесенное по обращению органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением полномочий. Органы местного самоуправления муниципального образования не могут быть признаны ответственными за неисполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом, если суд установил, что исполнение указанных полномочий не было обеспечено необходимыми материальными и финансовыми средствами в соответствии с законом, либо их исполнение было невозможно в результате решений и действий органов государственной власти.

№44 Характеристика системы законодательства Российской Федерации

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности системы. В то же время в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями. Правовая семья – это совокупность правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: англо-саксонскую, романо-германскую, мусульманскую, социалистическую и обычно-традиционную. Основные различия между романским и германским правом. В романо-германской семье начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами. Другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований можно выделить горизонтальное, вертикальное, федеративное и комплексное строение системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство) и т.п.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Например, во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации в сфере законодательства. В частности, можно выделить два уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

федеральное законодательство – Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты;

законодательство субъектов РФ (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга) – конституции республик, уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты;

система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.);

массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

75. Правовая система: понятие, структура

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств. К ним относят: собственно право (законодательство), юридическую технику, правовые отношения, юридическую практику, правовую идеологию, юридическую науку. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Каждая национальная правовая система имеет свои особенности и характерные черты. Поскольку правовая система – это образование, включающее в себя всю совокупность существующих правовых явлений того или иного государства, то ее состав весьма многообразен.

Во-первых, в качестве цементирующего элемента правовой системы выступает право, выраженное в законодательстве (точнее система права и система законодательства). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой системы.

Во-вторых, юридическая техника – совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

В-третьих, правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни.

В-четвертых, юридическая практика – деятельность компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм.

В-пятых, правовая идеология – совокупность знаний, концепций, доктрин, которые в концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

В-шестых, юридическая наука, вырабатывающая правовые понятия, правовые принципы и категории.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться.

№45 Трудовое право это система правовых норм, регулирующая присущим только ей методом трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, то есть сферу общественного труда.

Организация труда имеет две стороны

1) техническую, отражающую связь человека в процессе общего труда с орудиями труда, техникой, материалами, технологическими процессами, которая регулируется техническими правилами и инструкциями — техническая организация труда в разных странах может быть одинаковой;

2) социальную, охватывающую общественные отношения по труду на производстве, поведение людей в общественной кооперации труда.

Именно социальная сторона организации труда и регулируется трудовым правом.

Трудовое право регулирует все отношения по труду всех работников и всех работодателей на всей территории Российской Федерации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и вида хозяйствования работодателя.

Предметом трудового права являются трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Понятие трудовых отношений закреплено в ст. 15 Трудового кодекса РФ, согласно которой трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

На практике часто трудно отличить отношения по труду, регулируемые административным или гражданским правом от трудовых отношений сферы трудового права. Так, в гражданском праве с трудом связаны договоры: изобретательский, авторский, поручения, подряда и другие. Предметом гражданских отношений является результат труда (изобретение, картина, отремонтированное помещение и т. д.), и трудится гражданин по собственным правилам и получает вознаграждение за результат работы.

В ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса РФ закреплено: когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Главные критерии, отличающие трудовые отношения, — подчинение работника в процессе труда режиму труда и отдыха, устанавливаемому работодателем, и обязанность выполнять работу лично (см. сравн<

Наши рекомендации