Эмпирические методы научного познания

Понятие «эмпирическое» в переводе с греческого языка означает познание опытным путем, т.е. познание внешнего средствами чувственного восприятия.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, сравнение, опрос, измерение.

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение,как познание на чувственном уровне, носит субъективный характер, но отражает объективную реальность. Наблюдение бываетсплошными выборочным. Сплошное наблюдение включает фиксацию всех фактов, связанных с данным процессом. Выборочное наблюдение отражает изучение отдельных вопросов. Наблюдение может быть «изнутри» и «со стороны». Первое характеризуется тем, что наблюдатель находится внутри конкретного художественно-праздничного комплекса (праздника, обряда, свадьбы, посвящения и т.д.), второе – наблюдатель не участвует в действовании, а пассивно за ним наблюдает.

Наблюдению предъявляются следующие требования:

– точное определение цели наблюдения;

– тщательный отбор объектовнаблюдения;

– разработка подробного плана наблюдения;

– фиксация результатовнаблюдения.

Наблюдение позволяет классифицировать факты, связи, отношения на основе заранее выбранных критериев. Но следует учитывать, что метод наблюдения имеет ограниченные возможности:

– наблюдение не позволяет проникнуть в сущность процессов и явлений;

– при наблюдении трудно отделить случайное от существенного;

– факты, приобретенные в процессе наблюдения, не лишены печати субъективности.

Для преодоления ограничений, содержащихся в методе наблюдения, он применяется в совокупности с другими методами.

БЕСЕДА КАК ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

Беседа позволяет исследователю установить живой контакт с определенной исследуемой группой, выяснить позицию последних по тем или иным вопросам. Но для этого следует придерживаться известных правил, к которым можно отнести:

– установление доверительных отношений;

– определение целибеседы;

– тщательная разработка плана беседы;

– продуманное ограничение круга вопросов;

– корректная постановка вопросов.

Ценность беседы состоит в том, что она позволяет проникнуть в сущность явлений и процессов.

СРАВНЕНИЕ

Сравнение как метод используется при сопоставлении фактов, явлений или количественных показателей.

Сущность сравнения заключается в установлении сходстваи различия при изучении фактов, условий, средств, факторов.

Нередко сравнение сочетается с аналогией. Отличительная особенность аналогии состоит в том, что она связана с переносом свойствс одного явления на другое. При сравнении же устанавливается лишь сходство или различиемежду явлениями, их признаками, устанавливаются тенденции их развития.

Применение метода сравнения требует придерживаться соответствующих правил:

– сравниваемые признаки должны принадлежать к одному классу или с такими же признаками разных классов;

– в сравнении должны использоваться только сравнимые величины.

ОПРОС

Опрос как метод проводится с помощью открытых и закрытых анкет, которые могут быть анонимными или персонифицированными. Наиболее сложной частью является составление самого опросника. Иногда опрос применяется для сбора первичной информации.

КОНТЕНТ–АНАЛИЗ

Контент-анализ – метод, который используется как дополнительный к перечисленным методам сбора информации. Это может быть контент-анализ сценарных разработок, из которых добывается информация по какой-либо выборке ( напр., характер приемов и форм активизации зрителя, тип театрализации ).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Особенностью теоретического знания является его обобщенность, абстрактность, системность. Теоретические знания в большей мере связаны с философскими идеями и категориями, нежели с практикой.

Теоретические знания отражают сущность процессов, глубинные изменения, происходящие в них.

К обобщенно-теоретическим методам познания в науке относят:

– восхождение от абстрактного к конкретному;

– анализ и синтез;

– индукцию и дедукцию;

– структурный подход;

– моделирование;

– историко-логический метод;

– эксперимент.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО

К КОНКРЕТНОМУ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

Под «абстрактным» в философии понимается все вообще выделенное, обособленное, существующее «само по себе», в своей независимости от всего другого, – т.е. любая «сторона», аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности.

«Абстрагироваться – мысленно отвлекаться от тех или иных сторон рассматриваемых явлений или от частных и конкретных свойств отдельных предметов» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 12).

В качестве абстракции выступают понятияи категории, принципы и теории, выделенные признаки процессов и явлений. То есть любые обобщения есть абстракция.

Конкретное выступает как чувственно-конкретное и как мысленно-конкретное. Конкретность проявляется в фактах, явлениях, процессах.

«Конкретизировать – ( лат. сoncretus – густой, твердый ) – придавать наглядный, предметный характер, давать конкретное выражение чему-либо, уточнять» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 347).

«Восхождение» означает систематическое, поступательное развертывание связей от простых к сложным и, соответственно, переход от менее сложных категорий к более сложным.


Наши рекомендации