Механизмы реализации содержания воспитания

Воспитательный процесс в оздоровительном лагере – специально организованная деятельность педагогов и детей, направленная на решение задач дополнительного образования, воспитания и развития личности.

Обстановка лагеря, которая отличается от домашней обстановки, это ключевой фактор в определении целей и содержания деятельности лагеря. Это одно из важнейших и редких свойств лагерной жизни, которое позволяет юным обрести опыт общения с природой и социумом.

1. Развлечение и отдых. Лагерь всегда должен быть отдыхом. Приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать вас на протяжении всей жизни - это ценный опыт.

2. Создание опыта демократии. Дети в лагере имеют возможность первый раз пожить в реальном демократическом сообществе.

Участие в программах лагеря. Дети принимают участие в планировании лагерной жизни и осуществлении программ.

3.Понимание взрослыми и руководство ими. Взаимоотношения с воспитателями - это новый вид отношений со взрослыми для большинства детей. Хороший воспитатель - это такой воспитатель, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает помощь, высказывает предложения, слушает их и направляет их поведение.

4.Процесс индивидуального взросления и развития. Лагерь должен предлагать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.

Принципы воспитательного процесса в лагере:

1.Общестратегические

- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

- принцип гуманизации – в основе воспитательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;

- принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей траектории развития и участия в деятельности лагеря;

- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные

- принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;

- принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанников, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;

- принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

3. Конструктивно-технологические

- принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта воспитательного процесса;

- принцип дифференциации и индивидуализации – в воспитательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

- принцип увлекательности и творчества – воспитательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;

- принцип системности – преемственность знаний;

- принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

-

4. Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.

Воспитательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.

Воспитательный процесс в детском оздоровительном выполняет две группы функций:

- обучающие,

- социально-педагогические.

Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях.

Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.

Структура самоуправления

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

При формировании структуры отрядного самоуправления будет применяться метод чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными детьми. Чередование творческих поручений будет осуществляться по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. В начале смены воспитатель организует сбор отряда, на котором дети решают, какие постоянные поручения должны быть в отряде, какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

При введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Временные органы самоуправления:

1.Работа творческих групп.

Постоянно действующие органы самоуправления:

1.Совет лагеря.

Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей отрядов. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течение дня.

2.Совет командиров отрядов.

Отрядное самоуправление:

1.Члены редколлегии.

2.Журналисты.

3.Ответственные за спортивные мероприятия..

4.Помощники воспитателей.

5.Ответственные за утреннюю зарядку.

6.Творческая группа

Творческие группы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.

Законы лагеря.

1.Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря

и режиму дня.

2.Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье

4.Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с

уважением к другим.

5.Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином

своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

6.Закон «Правая рука».

Если воспитатель поднимает правую руку –все замолкают.

8.Закон «Рука молчания».

Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!

9.Закон «За свой отряд».

Всегда и везде старайся стоять за честь отряда.

Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от

каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его

улучшения.

11.Закон «Распорядок дня».

Никому в лагере нельзя нарушать распорядка

12.Закон «Мотор».

Долой скуку!

13.Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

15.Закон «Творчество».

Творить всегда, творить везде, творить на радость людям

16. Закон доброго отношения к людям.

Мониторинг воспитательного процесса будет проводиться в виде анкетирования.

6.Предполагаемые результаты реализации программы:

- укрепление здоровья детей;

- понимание и принятие детьми национального и культурного своеобразия нашей Родины;

- проявление способностей к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей;

- возникновение заинтересованности о культурном наследии разных народов, получение детьми новых знаний;

- духовно-нравственный рост участников смены;

- приобретение опыта продуктивной работы, навыков самоуправления, раскрытие лидерских качеств.

За участие детей в мероприятиях предусмотрены следующие меры стимулирования:

Участие Звание Награда
Творческие конкурсы Умник, умница, мастер, знаток Диплом, грамота, сертификат, медаль
Спортивные соревнования Чемпион, сильнейший, призер Медаль, лента чемпиона
Народные игры Победитель Трехцветная лента на пояс или голову
Подготовка и участие в общелагерных делах Активный участник, мастер “Золотые руки” Диплом, грамота.

Список литературы

1.Тазиев С.Ф. Организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации. – Альметьевск, 2005. - 120 с

2. URL:http://uchkopilka.ru/letnij-lager/rabota-s-otryadom/1119-samoupravlenie-v-otryade

Механизмы реализации содержания воспитания - student2.ru

Приложение 1

Наши рекомендации