Механизмы реализации содержания воспитания
Воспитательный процесс в оздоровительном лагере – специально организованная деятельность педагогов и детей, направленная на решение задач дополнительного образования, воспитания и развития личности.
Обстановка лагеря, которая отличается от домашней обстановки, это ключевой фактор в определении целей и содержания деятельности лагеря. Это одно из важнейших и редких свойств лагерной жизни, которое позволяет юным обрести опыт общения с природой и социумом.
1. Развлечение и отдых. Лагерь всегда должен быть отдыхом. Приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать вас на протяжении всей жизни - это ценный опыт.
2. Создание опыта демократии. Дети в лагере имеют возможность первый раз пожить в реальном демократическом сообществе.
Участие в программах лагеря. Дети принимают участие в планировании лагерной жизни и осуществлении программ.
3.Понимание взрослыми и руководство ими. Взаимоотношения с воспитателями - это новый вид отношений со взрослыми для большинства детей. Хороший воспитатель - это такой воспитатель, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает помощь, высказывает предложения, слушает их и направляет их поведение.
4.Процесс индивидуального взросления и развития. Лагерь должен предлагать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.
Принципы воспитательного процесса в лагере:
1.Общестратегические
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип гуманизации – в основе воспитательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
- принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей траектории развития и участия в деятельности лагеря;
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
2. Ценностно-ориентационные
- принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
- принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанников, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
- принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
3. Конструктивно-технологические
- принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта воспитательного процесса;
- принцип дифференциации и индивидуализации – в воспитательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;
- принцип увлекательности и творчества – воспитательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;
- принцип системности – преемственность знаний;
- принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.
-
4. Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.
Воспитательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.
Воспитательный процесс в детском оздоровительном выполняет две группы функций:
- обучающие,
- социально-педагогические.
Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях.
Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.
Структура самоуправления
В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.
При формировании структуры отрядного самоуправления будет применяться метод чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными детьми. Чередование творческих поручений будет осуществляться по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. В начале смены воспитатель организует сбор отряда, на котором дети решают, какие постоянные поручения должны быть в отряде, какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.
Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.
При введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.
Временные органы самоуправления:
1.Работа творческих групп.
Постоянно действующие органы самоуправления:
1.Совет лагеря.
Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей отрядов. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течение дня.
2.Совет командиров отрядов.
Отрядное самоуправление:
1.Члены редколлегии.
2.Журналисты.
3.Ответственные за спортивные мероприятия..
4.Помощники воспитателей.
5.Ответственные за утреннюю зарядку.
6.Творческая группа
Творческие группы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.
Законы лагеря.
1.Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря
и режиму дня.
2.Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье
4.Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с
уважением к другим.
5.Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином
своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
6.Закон «Правая рука».
Если воспитатель поднимает правую руку –все замолкают.
8.Закон «Рука молчания».
Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
9.Закон «За свой отряд».
Всегда и везде старайся стоять за честь отряда.
Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от
каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его
улучшения.
11.Закон «Распорядок дня».
Никому в лагере нельзя нарушать распорядка
12.Закон «Мотор».
Долой скуку!
13.Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
15.Закон «Творчество».
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям
16. Закон доброго отношения к людям.
Мониторинг воспитательного процесса будет проводиться в виде анкетирования.
6.Предполагаемые результаты реализации программы:
- укрепление здоровья детей;
- понимание и принятие детьми национального и культурного своеобразия нашей Родины;
- проявление способностей к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей;
- возникновение заинтересованности о культурном наследии разных народов, получение детьми новых знаний;
- духовно-нравственный рост участников смены;
- приобретение опыта продуктивной работы, навыков самоуправления, раскрытие лидерских качеств.
За участие детей в мероприятиях предусмотрены следующие меры стимулирования:
Участие | Звание | Награда |
Творческие конкурсы | Умник, умница, мастер, знаток | Диплом, грамота, сертификат, медаль |
Спортивные соревнования | Чемпион, сильнейший, призер | Медаль, лента чемпиона |
Народные игры | Победитель | Трехцветная лента на пояс или голову |
Подготовка и участие в общелагерных делах | Активный участник, мастер “Золотые руки” | Диплом, грамота. |
Список литературы
1.Тазиев С.Ф. Организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации. – Альметьевск, 2005. - 120 с
2. URL:http://uchkopilka.ru/letnij-lager/rabota-s-otryadom/1119-samoupravlenie-v-otryade
Приложение 1