Культурная глобализация: причины и последствия.
Глобализация культуры — это процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации.
Важный фактор, ускоряющий уровень развития Г – уровень развития технологий. Именно он помогает избежать временного простоя, свойственного ранее протекавшим процессам. Это способствует созданию информационного глобального общества, не ограниченного рамками государств. Информация, знания ныне становятся важнейшим ресурсом глобализации.
Положительная сторона: процесс Г, направленный на создание единого интегрированного общества, функционирующего через общие информационно-экономические сети, способен решить многие проблемы, возникающие на пути развития человечества. На основе глобализирующегося мира формируется новая реальность, не зависимая от территор границ, политич и экономич отношений между странами, национальных интересов и.т.д.
Отрицательная сторона: неравномерность развития технологий приводит к неравномерному протеканию процессов глобализации, и, как следствие, возникновению неравенства стран-участниц.
Должна была получиться единая культура, но этого не произошло, потому что нынешняя культурная глобал. основана на усреднении всех ценностей, она заменяет собственно культуру цивилизационным симулякром (массовой культурой). Таким образом происходит унификация культуры и тенденция к «вестернизации». Культуры усредненного большинства – уже не культура, а форма потребления, которая создает новые ценности и прививает их с помощью информационных технологий.
По С. Хоффману происходит процесс создания культурного многообразия, т.е плюралистический синтез культур, направленный на возрождение ценностей. Это называется глокализацией.
П.В. Малиновский – 4 социокультурные мегатенденции:
1) культурная поляризация,
2) культурная ассимиляция,
3) культурная гибридизация,
4) культурная изоляция.
В глокализации он выделяет культурную поляризацию (взаимный страх уничтожения друг друга, причина её возникновения в нехватке редких природных ресурсов, различии в степени развитии экономики, претензии на главенствующее положение в мире) и культурную изоляцию. Такие меры используются при защите от внутренних и внешних врагов.
Для формирования глобализации с человеческим лицом необходимо учитывать все сложившиеся особенности и попробовать создать плюрализм идентичностей - синтез общечеловеческих норм, правил, ценностей, с особенностями традиционных национальных культур.
Общие черты теорий культурной глобализации:
❖ Происходит признание необходимости формирования единого культурно-экономико-информационного пространства для регулирования возникающих споров по поводу распределения ресурсов, решения политическо-культурных конфликтов, и.т.д.
❖ Неизбежно возникновение единого культурного пространства, в задачи которого входит формирование норм, принципов и ценностей современного мира, регулирование международных отношений, возникновение общемировых неправительственных организаций для продвижения либеральных ценностей, решение локальных конфликтов и противостояние угрозам (междунар терроризм)
❖ Возникновение общего поля глобальной культуры.
Иные теории:
Э.Гидденс – «Ускользающий мир»: глобализация оказывает воздействие не только на процессы мирового масштаба, но и на повседневную жизнь людей – происходит частичное или полное РАЗРУШЕНИЕ ПРЕЖНИХ УСТОЕВ, традиций, что в свою очередь порождает различные конфликты и противоречия в культурных и идеологических аспектах. Тотальная информационная прозрачность породила чрезвычайную осведомлённость населения планеты друг о друге, о событиях происходящих в другой части планеты, исчезли всякие преграды между государствами, людьми все мы как бы вошли в одну сеть коммуникации. Происходит гибридизация культур, рушатся, переплетаются, перестраиваются и изменяются традиции разных народов.
Терборн – АМБИВАЛЕНТНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ. Единобразие или многообразие культурной формы. Т.е одни исследователи акцентируют внимание на единообразии, как американизации, макдональдизации, культ империализме (практика продвижения, выделения и искусственного привнесения культуры одного общества в другое). Другие подчеркивают разнообразие и производство глобализированной продукции различия.
Ритцер – МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ.
Аппадураи – формируется новое ПРОСТРАНСТВО = глобальный культурный поток из 5 кульурно-символических пространств:
· Этнопространство – состоит из людей, образующих наш подвижный мир. Туристы, иммигранты, беженцы, гастарбатеры, и.т.д.
· Технопространство – глоб конфигурация механич и информац технологий, развивающихся и проникающих в ранее недоступные границы. Технопространство неравномерно из-за разности в развитии стран.
· Финанспространство – постоянное движение капитала. Технологии делают капитал мобильным, абстрактным.
· Медиапространство – отвечает за поставку электронных возможностей создания и распределения информации (газеты, журналы, телеком). МП подчиненное частным и гос интересам создает надуманную реальность и сценарии жизни, полную возможностей и удобств, пробуждает желание стать их частью, и тем самым подвигает людей к действию.
· Идеопространство – представляет собой цепочку образов, но больше свяязано с политикой, гос идеологией и движениями, которые хотят участвовать в борьбе за власть. Видение мира строится на образах свободы, процветания права, идеях суверенитета.