Кафедра теории физической культуры и биомеханики
Кафедра теории физической культуры и биомеханики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
ТЕМА: «Применение игрового метода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
Выполнил: студент группы 359 ОЗО
Хисамов Александр Димухаметович
Проверил: старший преподаватель
Юзлекбаева Венера Марисовна
Челябинск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………….……….3
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
1.1 Всестороннее воспитание личности игровым методом………..….….5
1.2 Получение знаний на занятиях игрового характера…..…………......9
1.3 Особенности применения игрового метода…………………………..13
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ИГРОВЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при использовании игрового метода …..……...18
2.2 Конспект занятия по физической культуре, построенного с применением игрового метода………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…26
ВВЕДЕНИЕ
Многие учёные и педагоги физического воспитания исследовали вопрос о создании новых форм и методов работы с детьми на занятиях по физической культуре, чтобы приобщить дошкольников к ежедневным занятиям физкультуры, так как они считают, что традиционная система физического воспитания детей недостаточно совершенна.
Одной из таких форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду стало использование игровых форм работы в физическом воспитании дошкольников.
Игровой формой в физическом воспитании называется индивидуальная или коллективная форма организации занятия, когда устанавливается одно или несколько основных правил, по которым проводится данное упражнение, во время которого учащийся получает свободу действия.
Игра - важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге «Психология игровой деятельности» определяет игру как «исторически возникший и социально обусловленный вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми деятельности взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».
Игра используется в физическом воспитании и является основой всестороннего развития ребенка, особенно в первые годы жизни.
Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
Актуальность темы.Игровой метод в физическом воспитании детей обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры); наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся детей любого возраста значительных физических усилий; широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у ребенка самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств; соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм.
Цель. Комплексное исследование игровых форм работы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обозначить роль и место игры в жизни детей дошкольного возраста;
- описать игру как средство физического воспитания дошкольников и обозначить содержание и признаки игрового метода физического воспитания;
- выявить пути наиболее эффективного использования возможностей игрового метода в физическом воспитании.
Задачи.
а) Закрепить выполнение физических упражнений для профилактики плоскостопия, а также способствовать формированию правильной осанки при выполнении различных видов упражнений.
б) Упражнять в детей в ходьбе по скамейке, удерживая равновесие; в прыжках из обруча в обруч, расположенные в шахматном порядке; в метании мячей в цель, развивая ловкость и глазомер; в ходьбе по канату; в ходьбе и беге «змейкой» между кеглями.
в) С помощью физических упражнений развивать память, внимание, воображение, волю, творческие способности.
г) Создать на занятии положительный эмоциональный настрой с помощью музыки, устранить замкнутость, снять усталость с помощью вводной медитации и релаксации.
д) Различными педагогическими средствами способствовать проявлению детьми чувства удовольствия от двигательных заданий.
е) Обогащать двигательный опыт детей; способствовать элементарному перевоплощению; развивать интерес к языку движений.
ж) Способствовать развитию увёртливости в беге, умению действовать по сигналу воспитателя (подвижная игра «Серый волк»).
з) Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни.
Материально-техническое оборудование.Музыкальный центр, фортепиано, картинки для оформления зала в виде лесной полянки, массажные дорожки, канат, кегли, гимнастическая скамейка, кубики, малые мячи, корзины, обручи, маска Волка.
Подготовительные упражнения.
Ходьба по массажным дорожкам(проводится под щебетание птиц).
Предлагаю вам поиграть в игру «Тропинка» -будьте внимательны.
В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом; «Копна!» — все участники игры берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. На сигнал «Кочки!» все участники игры приседают, положив руки на голову.
Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой. Выполнить 2 раза.
Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения (инструктор предлагает детям потанцевать).
- Мы вышли на чудесную солнечную полянку, и если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни. Я предлагаю провести небольшую разминку здесь на полянке. Для того, чтобы ещё больше укрепить здоровье.
Упражнения выполняются в такт музыки.
1) И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево.
2) И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Наклон головы вверх, вниз.
3) И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднимаем плечи вверх-вниз, одновременно.
4) И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднимаем плечи вверх-вниз, по-очереди.
5) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вправо влево, руки к плечам.
6) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперёд – потянуться за руками.
7) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Пружинящие наклоны туловища на три счёта.
8) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Покачивание бёдрами вправо-влево.
9) И. п.: ноги шире плеч, руки на поясе. Выполнять приседы на правую и левую ноги.
10) И. п.: сидя, ноги вытянуть вперёд, руки упор на локти. «Велосипед» - круговые движения ногами.
11) И. п.: сидя на коленях и на пятках, руки на поясе. Подняться на колени, руки вверх – опуститься на пятки.
12) И. п.: ноги слегка расставить, руки на поясе. Поднимать согнутые в колене ноги, чередуя с бегом «Цирковая лошадка».
13) И. п.: ноги вместе, руки внизу. Хлопки внизу и вверху, руки прямые.
14) «Бабочка» -упражнение на восстановление дыхания. Медленная ходьба по кругу, машем крыльями. Бабочка летит к ручейку.
Упражнение «Хрустальная вода»(проводится под звучание воды).
Присесть, набрать пригоршни «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и-и-и».
Выполнить 3 раза.
Перестроение в колонну по одному.
Предложить детям самим обойти полянку.
- Ребята на нашей полянке много интересного: бревно с сучками, болото с кочками, колючие кусты, тонкая дощечка и ещё нам предстоит помочь белке заготовить орешки.
Основные движения (способ организации — поточный)
1) Ходьба по канату приставным шагом, боком.
2) Ходьба и бег «змейкой» между кеглями (пройти и пробежать между колючими кустами, не задев их).
3) Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка (пройти по упавшему изогнутому дереву, осторожно перешагивая сучки).
4) Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой (забросить шишку в корзину).
5) Прыжки на двух ногах из обруча в обруч, расположенные в шахматном порядке (прыгать с кочки на кочку).
Выполнить 2-3 раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подвижные игры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части тренировки.
Подготовительная часть - игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают воздействие на сосредоточенность и внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба и бег.
Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большей подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других движений.
Заключительная часть - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией.
Всестороннего воспитания и гармоничного развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения с помощью подвижных игр.
кафедра теории физической культуры и биомеханики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»