Кафедра оздоровительной физической культуры

Кафедра оздоровительной физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

«развитие физических качеств занимающихся в процессе занятий хатха-йогой»

Исполнитель: студентка III курса,

ОФКиТ, группы 031
Лакетко Анастасия Александровна

Научный руководитель:

Брежа Надежда Эйнаровна


Минск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Перечень условных обозначений и сокращений......................................... 3
Введение......................................................................................................... 4
Общая характеристика работы.................................................................... 6
Глава 1. Анализ научно – методической литературы по теме исследования
........................................................................................................................ 7
1.1 История возникновения и развития хатха – йоги....................... 7
1.2 Классификация и ступени йоги.................................................... 14
1.3 Анатомо – физиологические особенности занимающихся 16
1.4 Физические качества и особенности их развития....................... 19
1.5 Выводы по главе.......................................................................... 21
Глава 2. Методы и организация исследования........................................... 22
2.1.Методы исследования.................................................................. 22
2.1.1. Анализ научно – методической литературы........................... 22
2.2.2. Контрольно педагогические испытания.................................. 22
2.2.3. Педагогический эксперимент................................................... 23
2.2.4. Методы математической статистики........................................ 23
2.2. Организация исследования......................................................... 24
Список использованных источников............................................................ 26
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

АД – Артериальное давление

АДс – Артериальное давление систолическое

ЖЁЛ – Жизненная ёмкость легких

МПК – Максимальное потребление кислорода

МТ – Масса тела

УФС – Уровень физического состояния

ЧСС – Частота сердечных сокращений

ВВЕДЕНИЕ

Физические упражнения положительно сказываются на умственной работоспособности и состоянии вегетативной сферы организма, деятельности внутренних органов. Благотворное воздействие физических упражнений на нервную систему. Много лет назад выдающийся русский учёный И.М. Сеченов, открывший основные закономерности физиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известной работе "Рефлексы головного мозга", что всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. И действительно, прыгает ли ребёнок на одной ноге, играя в классы, стремительно ли преодолевает спортсмен сложную слаломную трассу, выполняет ли учащийся сложное математическое упражнение, или исполняет музыкальное произведение скрипач – во всех случаях конечным проявлением сложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с внешней средой, и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры. Двигательные реакции – это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которых определяются законами нервной деятельности.

Чёткая функциональная система нервной деятельности обеспечивает двигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Под влиянием упражнений, течение нервных процессов облегчается, осуществляется всё более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца, лёгких и других органов. Образуется сложная и весьма подвижная система управления движениями, постепенно обеспечивающая их автоматизацию при одновременной способности к быстрой перестройке. Двигательная активность, физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему. Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся йогой, более устойчивы к болезням. И это легко понять, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность многочисленных органов и физиологических систем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнение двигательной функции, но и подготавливает эти же системы в процессе упражнений к быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные, воздействия. Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время в организме занимающихся создаются выгодные физиологические условия для осуществления специфических защитных реакций – таких, как выработка иммунных тел. Всё сказанное позволяет утверждать, что оздоровительные занятия йогой являются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условием гармонического развития человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Актуальность темы заключается в решении проблемы слабо развитой физической подготовки учащихся. Поэтому, выбранная мною тема «Развитие физических качеств занимающихся в процессе занятий хатха – йогой» достаточно актуальна.

Цель исследования:выявить динамику изменения уровня гибкости
учащихся 11 класса за период эксперимента.

Задачи исследования:

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть анатомо – физиологические особенности подростков 16 –

17 лет.

2. Изучить содержание и влияние хатха – йоги.

3.Определить изменение показателей физических качеств занимающихся хатха – йогой.

Объект исследования: дополнительные занятия после учебного времени.

Предмет исследования:развитие гибкости у девочек 16 – 17 лет, занимающих на дополнительных занятиях фитнес – його й.
Методы исследования:

1. Анализ научно–методической литературы.

2. Контрольно–педагогические испытания.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

Структура и объем работы.Работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Курсовая работа выполнена на 27 страницах компьютерного текста. Список использованных источников включает 25 наименований.

Выводы по главе

1. Йога – понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния.

2. Классические виды:

– Бхакти;

– Карма;

– Джняна;

– Раджа;

– Хатха.

3. В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессах, увеличение антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

4. В процессе развития организма подростков происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и относительно равномерно на протяжении школьного возраста.

Методы исследования

Цель исследования: выявить развитие физических качеств занимающихся в процессе занятий хатха–йогой.

Методы исследования:

1. Анализ научно–методической литературы.

2. Контрольно–педагогические испытания.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент являлся основным методом исследований, которые проводились в естественных условиях.

Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента при обработке его показателей были использованы методы математической статистики.

Организация исследования

Организация исследования предусматривала следующую
последовательность: исследование проводилось на базе гимназии № 11 г. Минска. В исследование приняли участи 10 девочек 11 класса в возрасте 16–17 лет.

Для решения поставленных задач было проведено исследование, осуществляемое в три этапа (таблица 2.1).

I этап (сентябрь 2017 года): выбор темы исследования, предварительный анализ научно–методической литературы, определение цели и задачи, объекта и предмета исследования
II этап (сентябрь 2017 года): выявление исходных показателей развития гибкости у девочек 16 – 17 лет, разработка методики проведения занятий по фитнес–йоге, направленных на развитие гибкости у девочек 16 –17 лет.
III этап (декабрь 2017 года): обработка полученных результатов исследования, формулировка выводов, оформление курсовой работы.

Таблица 2.1 – Организация исследования

Этапы исследования Сроки проведения Задачи этапов исследования Методы исследования
1. Этап. Предвари – тельный Сентябрь 2017 1. Выбор темы исследования 2. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу; 2. Определить цель и задачи, объект и предмет исследования Анализ научно – методической литературы
2. Этап. Основной (экспериме – нтальный) Ноябрь 2017 1. Выявить исходные показатели развития гибкости у девочек 16 – 17 лет. 2. Разработать методику проведения занятий по фитнес–йоге, направленную на развитие гибкости у девочек 16 – 17 лет. Анализ научно – методической литературы; Контрольно – педагогические испытания; Педагогический эксперимент.
3. Этап Заключи – тельный Декабрь 2017 1. Обработать полученный результаты исследования; 2. Сформулировать выводы; 3. Оформить курсовую работу. Методы математической статистики.

Кафедра оздоровительной физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

«развитие физических качеств занимающихся в процессе занятий хатха-йогой»

Исполнитель: студентка III курса,

ОФКиТ, группы 031
Лакетко Анастасия Александровна

Научный руководитель:

Брежа Надежда Эйнаровна


Минск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Перечень условных обозначений и сокращений......................................... 3
Введение......................................................................................................... 4
Общая характеристика работы.................................................................... 6
Глава 1. Анализ научно – методической литературы по теме исследования
........................................................................................................................ 7
1.1 История возникновения и развития хатха – йоги....................... 7
1.2 Классификация и ступени йоги.................................................... 14
1.3 Анатомо – физиологические особенности занимающихся 16
1.4 Физические качества и особенности их развития....................... 19
1.5 Выводы по главе.......................................................................... 21
Глава 2. Методы и организация исследования........................................... 22
2.1.Методы исследования.................................................................. 22
2.1.1. Анализ научно – методической литературы........................... 22
2.2.2. Контрольно педагогические испытания.................................. 22
2.2.3. Педагогический эксперимент................................................... 23
2.2.4. Методы математической статистики........................................ 23
2.2. Организация исследования......................................................... 24
Список использованных источников............................................................ 26
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

АД – Артериальное давление

АДс – Артериальное давление систолическое

ЖЁЛ – Жизненная ёмкость легких

МПК – Максимальное потребление кислорода

МТ – Масса тела

УФС – Уровень физического состояния

ЧСС – Частота сердечных сокращений

ВВЕДЕНИЕ

Физические упражнения положительно сказываются на умственной работоспособности и состоянии вегетативной сферы организма, деятельности внутренних органов. Благотворное воздействие физических упражнений на нервную систему. Много лет назад выдающийся русский учёный И.М. Сеченов, открывший основные закономерности физиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известной работе "Рефлексы головного мозга", что всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. И действительно, прыгает ли ребёнок на одной ноге, играя в классы, стремительно ли преодолевает спортсмен сложную слаломную трассу, выполняет ли учащийся сложное математическое упражнение, или исполняет музыкальное произведение скрипач – во всех случаях конечным проявлением сложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с внешней средой, и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры. Двигательные реакции – это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которых определяются законами нервной деятельности.

Чёткая функциональная система нервной деятельности обеспечивает двигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Под влиянием упражнений, течение нервных процессов облегчается, осуществляется всё более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца, лёгких и других органов. Образуется сложная и весьма подвижная система управления движениями, постепенно обеспечивающая их автоматизацию при одновременной способности к быстрой перестройке. Двигательная активность, физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему. Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся йогой, более устойчивы к болезням. И это легко понять, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность многочисленных органов и физиологических систем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнение двигательной функции, но и подготавливает эти же системы в процессе упражнений к быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные, воздействия. Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время в организме занимающихся создаются выгодные физиологические условия для осуществления специфических защитных реакций – таких, как выработка иммунных тел. Всё сказанное позволяет утверждать, что оздоровительные занятия йогой являются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условием гармонического развития человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Актуальность темы заключается в решении проблемы слабо развитой физической подготовки учащихся. Поэтому, выбранная мною тема «Развитие физических качеств занимающихся в процессе занятий хатха – йогой» достаточно актуальна.

Цель исследования:выявить динамику изменения уровня гибкости
учащихся 11 класса за период эксперимента.

Задачи исследования:

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть анатомо – физиологические особенности подростков 16 –

17 лет.

2. Изучить содержание и влияние хатха – йоги.

3.Определить изменение показателей физических качеств занимающихся хатха – йогой.

Объект исследования: дополнительные занятия после учебного времени.

Предмет исследования:развитие гибкости у девочек 16 – 17 лет, занимающих на дополнительных занятиях фитнес – його й.
Методы исследования:

1. Анализ научно–методической литературы.

2. Контрольно–педагогические испытания.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

Структура и объем работы.Работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Курсовая работа выполнена на 27 страницах компьютерного текста. Список использованных источников включает 25 наименований.

Наши рекомендации