Источники финансирования физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт (ФКиС) как сфера общественной деятельности и как отрасль народного хозяйства не участвует в создании совокупного общественного продукта и национального дохода. Затраты живого труда - это затраты на потребление, т.е. под углом зрения воспроизводства - ФК и С - сфера потребления. Существующий разрыв между доходами физкультурно-спортивными организациями и их расходами объясняется быстрорастущими затратами на подготовку спортсменов высокой квалификации, а также тем, что значительная часть услуг предоставляется либо бесплатно, либо за плату, не покрывающую расходы. Проблема заключается в том, что средства финансирования недостаточны для реализации оптимального соотношения расходования средств из общественных фондов потребления и личных средств населения. Никогда в нашей стране не стояло задачи перед ФК и С быть экономически выгодной отраслью народного хозяйства.

Объем национального производства измеряют суммой продуктов всех производств в денежном выражении. Валовой общественный продукт (ВОП) -это сумма продуктов всех предприятий. Для реальной оценки объективного производства в макроэкономике используют другой показатель - валовой национальный продукт (ВНП),который не включает в себя промежуточный продукт (ПП).

ВНП=ВОП - ПП. Структура ВОПа такова, что включает в себя стоимость предметов труда, амортизацию, фонд накопления и фонд потребления, т.е. ВОП=Ст.пр.т+А+ФН+ФП. Тогда как ВНП=А+ФН+ФП. В свою очередь ВНП-А=НД (национальный доход), А+ФН=ВИ (валовые инвестиции). Сумма ФН и ФП представляет собой национальный доход государства, т.е. НД=ФН+ФП. Учет ВНП ведется двумя способами:

1) по расходам на его приобретение, которые включают в себя: потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый экспорт;

2) по доходам, полученным от его производства, в которые входит заработная плата, отчисления в социальные фонды, прибыль, рента, ссудный процент, косвенные налоги, амортизация.

Фонд потребления - доход, направленный на приобретение потребительских товаров. Фонд накопления - доход,направленный на расширение производства. Простое воспроизводство, когда то, что произведено, то и потребляется. Расширенное - произвести надо больше, чем было потреблено.

Все показатели ОП учитываются в текущих рыночных ценах. Принято использовать соотношение, которое связывает номинальный и реальный валовой национальный продукт через ценовой фактор (индекс цен):

ВНП (реальный)=ВНП (номинальный)/ИЦ (индекс цен). В свою очередь индекс цен определяется таким соотношением: ИЦ равен соотношению, в числителе которого общее количество товара, умноженное на настоящую рыночную цену, а в числителе общее количество товара, умноженное на цену прошлого периода. При этом принимается во внимание, что общий объем товаров не изменился, тогда ИЦ будет равен отношению цен – настоящей к прошлой.

Все перераспределения национального дохода выполняет государственная финансовая система, которая состоит из Министерства финансов, бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов и налоговых органов. Госбюджет - централизованный фонд денежных средств, имеет форму стоимостного баланса ( доходы и расходы). В случае равенства доходов и расходов - бюджет сбалансированный, превышение расходов над доходами -бюджет дефицитный. Финансы физической культуры и спорта - часть общей финансовой системы РФ. Из фонда потребления формируется фонд оплаты труда, из фонда накопления - реконструкция сети спортсооружений и т.п.

Бюджетное финансирование физической культуры и спорта

Финансирование ФК и С в странах с рыночной экономикой предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно объединить в две основные группы - бюджетные и внебюджетные.

Бюджетное финансирование-это предоставление в безвозвратное пользование средств из государственного бюджета для полного или частичного покрытия своих расходов предприятиями и организациями.

Структура и содержание бюджетного финансирования ФК и С в России осуществляется на основе действующей бюджетной классификации, введенной законом РФ «О бюджетной классификации РФ» (№115-ФЗ от 05.08.2000).

Бюджетная классификацияявляется группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнения бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Рассмотрим более подробно те составляющие бюджетной классификации, которые имеют непосредственное отношение к вопросу финансирования ФК.

Классификация доходов бюджетов РФпредусматривает следующие группы, объединяющие конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

группа «Налоговые доходы»:налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, пошлины и сборы.

группа «Неналоговые доходы»:доходы от имущества, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы.

Группа «Безвозмездные перечисления»от: бюджетов других уровней, государственных организаций, наднациональных организаций, нерезидентов.

Группа «Доходы целевых бюджетных фондов»:дорожные фонды, экологические фонды, фонд борьбы с преступностью, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд по атомной энергии, фонд содействия военной реформе, фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, фонд охраны водных объектов, фонд по охране озера Байкал, целевые фонды субъектов РФ.

Группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».

Функциональная классификация расходов бюджетов РФявляется группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.

Первым уровнемфункциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Таким разделом функциональной классификации расходов бюджетов для отрасли является «Здравоохранение и физическая культура».

Вторым уровнемфункциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Раздел «Здравоохранение и физическая культура» состоит из трех подразделов-«Здравоохранение», «Санитарно-эпидемиологический надзор» и «Физическая культура и спорт».

Третий уровеньфункциональной классификации расходов бюджетов РФ образуют целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов. Подраздел «Физическая культура и спорт»предусматривает следующие целевые статьи расходов: «центральный аппарат», «НИОКР», «ведомственные расходы на средне профессиональное образование», «ведомственные расходы на повышение квалификации и переподготовку», «ведомственные расходы на высшее профессиональное образование», финансирование части расходов на содержание спортивных команд, «ведомственные расходы на ФК и С», прочие расходы на федеральные целевые программы.

Четвертый уровеньфункциональной классификации расходов бюджетов РФ составляют виды расходов, которые детализируют направления финансирования расходов в пределах целевых статей. Например, целевая статья «центральный аппарат» предусматривает такие виды расходов, как денежное содержание аппарата и расходы на содержание аппарата.

Соотношение средств на развитие ФК и С, выделяемых из федерального бюджета, с одной стороны, и бюджетов субъектов РФ, с другой стороны в соответствии с функциональной классификацией расходов, составляло в 1999 году примерно 1:7.5. Данное соотношение будет меняться в пользу последних. Это связано с тем, что в соответствии с Бюджетным кодексом, принятым в 1998 году и введенным в действие в 2000 году, организация, содержание и развитие учреждений ФК и С, находящихся в муниципальной собственности или собственности органов местного самоуправления, должны осуществляться исключительно из местных бюджетов.

Анализ практики бюджетного финансирования ФК и С свидетельствует, что оно осуществляется и по другим разделам функциональной классификации расходов бюджетов («Национальная оборона», «Образование», «Социальная политика»), периодически используются фонды Президента и Правительства.

Ведомственная классификация расходов бюджетов РФпредназначается для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ.

Главными распорядителями средств федерального бюджета применительно к отрасли «Физическая культура и спорт» являются Госкомитет РФ по физической культуре, спорту и туризму и Российская оборонная спортивно-техническая организация ( РОСТО).

По долевому составу расходов наиболее значимыми являются затраты на «Здравоохранение и физическую культуру»- 76.1% . Данная позиция в 2000 году предусматривала ведомственные расходы в объеме 754 млн.рублей. Из них было выделено на заработную плату работников сборных команд-45.2 млн.руб., на содержание государственного учреждения «Центр спортивной подготовки»-50 млн.руб., на проведение спортивных мероприятий-659.1 млн.руб.

Необходимо отметить, что основная доля средств, выделяемая на финансирование спортивных мероприятий, относится к сфере спорта высших достижений. На долю физкультурно-массовых мероприятий среди населения приходится лишь 5.2% средств.

Практика последних лет такова, что бюджетные поступления существенно отстают от сумм, заложенных в бюджет при его утверждении. Так, в 1995 году отрасль ФК и С реально получила из госбюджета 59.3% запланированных средств, в 1998 году-42.3%. Однако по состоянию на 1.07.2000 года фактическое исполнение бюджета составило 100%.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФотражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции, и состоит из следующих важных для ФК и С категорий расходов. Текущие расходы -это часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных организаций, оказание господдержки отраслям экономики в форме дотаций, субсидий на текущее финансирование. В категорию текущих расходов включены следующие группы: «Закупки товаров и оплата услуг»: оплата труда госслужащих (основной оклад, надбавки), начисления на оплату труда (страховые взносы в Фонд социального страхования, фонд занятости, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования), командировки и служебные разъезды, приобретения предметов снабжения и расходных материалов, оплата транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг и др.; «Субсидии, субвенции и текущие трансферты» - выплаты пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Капитальные расходы -это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В категорию «капитальные расходы» включены следующие группы:

-капитальные вложения в основные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство, капремонт,

-создание государственных запасов и резервов;

-приобретение земли и нематериальных активов; -капитальные трансферты и др.

Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта

В условиях построения рыночной экономики все более важное значение приобретают внебюджетные источники финансирования развития ФК и С. Внебюджетное финансирование ФК и С осуществляется за счет различных источников, а именно: доходов физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности, поступлений из разнообразных внебюджетных фондов содействия развитию ФК и С, от спонсоров, спортивных лотерей, а также других доходов, не запрещенных законодательством. Коммерческие предприятия физкультурно-спортивной направленности используют собственные средства, паевые взносы учредителей, кредиты, средства от продажи акций. Помимо доходов от основной деятельности, любая коммерческая организация, если это отражено в ее документах, может оказывать различные сопутствующие услуги (гостиничные, транспортные, банковские, ремонтные, торговые и др.) которые приносят доход и значительно расширяют диапазон предпринимательской деятельности. В большей степени это доступно для крупных спортивных комплексов. По данным российских специалистов структура и объем доходов ОАО «Лужники» в 1995 году выглядела таким образом: доходы от вещевого рынка - 67.2%, доходы от внереализационной деятельности (% по депозитным вкладам) -12.3%, арендная плата за пользование спортивными сооружениями-3.6%, арендная плата за пользование неспортивными помещениями - 3.2%, сборы от футбольных соревнований- 2.2%, сборы от зрелищных мероприятий -2.2%, сборы от спортивных соревнований-0.8%, доходы от абонементных групп-0.6%, прочие доходы -7.9%.

Некоммерческие организации - физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, клубы и т.п.- по действующему в РФ законодательству также имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность на принципах, соответствующих их статусу, сущность которых сводится к тому, что прибыль не подлежит распределению между участниками процесса, но может быть использована на цели развития организации. В качестве такой деятельности, приносящей прибыль, могут выступать платные услуги, выпуск газет и журналов, справочной и методической литературы, производство значков , сувениров, атрибутики, пошив одежды, продажа прав на теле- и радиотрансляций соревнований и т.п. Например, Олимпийский комитет России в рамках своей финансово-хозяйственной деятельности осуществляет спонсорскую, лицензионную и коммерческую программы, в которых осуществляет соглашения о предоставлении льготных условий на обслуживание спортсменов-олимпийцев. В ведении Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» находится около ЗО предприятий по изготовлению спортивной формы и инвентаря. Общество обладает исключительным правом собственности на товарный знак «Динамо» и «Д».

На общероссийском уровне успешно действуют такие известные фонды, как Фонд «Спартак» им. Братьев Знаменских, Фонд «Возрожденный Спартак», Фонд милосердия «Физкультура и здоровье», Фонд развития тенниса в России. Внебюджетные фонды создаются и на уровне субъектов РФ, на местном уровне. Налоговые и иные льготы

С целью привлечения дополнительных средств в отрасль, укрепления материально-технической базы физкультурно-спортивных организаций, законодательством устанавливаются определенные налоговые и иные льготы.

К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных организаций следует отнести:

1. Учреждения ФКиС, независимо от источника финансирования, освобождаются от уплаты земельного налога.

2. Средства, поступающие в некоммерческие физкультурно-спортивные организации в виде членских взносов, целевых отчислений, пожертвований не рассматриваются как прибыль, и не облагаются налогом.

3. Сумма налогооблагаемой прибыли уменьшается на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций.

4. Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3% от налогооблагаемой базы.

5. Не подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) следующие операции: реализация входных билетов на спортивно-зрелищные мероприятия, а также оказание арендных услуг, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми, редакционная, издательская и полиграфическая деятельность, связанная с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукцией.

6. От уплаты налога на имущество освобождены основные средства, нематериальные активы бюджетных организаций, оздоровительных спортивных лагерей и других учреждений, занимающихся организацией отдыха и оздоровлением детей до 18 лет.

7. Установлены льготы в налогообложении и для физических лиц. В соответствии с законом «О ФК и С в РФ»(!999) в совокупный облагаемый доход при налогообложении физических лиц не включаются: стоимость питания, спортивного снаряжения, формы, получаемой спортсменами и работниками спортивных организаций для тренировочного процесса и соревнований, а также премии и призы в денежной и натуральной формах.

Все вышеназванные льготы предусмотрены в Налоговом кодексе РФ (ч.2), принятом в 2000 году.

Наши рекомендации