Анализ состояния работы с родителями на 2014/2015 учебный год
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции - одна из главных задач организации работы школы с родительской общественностью.
Единство деятельности семьи и школы, эффективность и действенность работы с родителями определяется через четко организованную систему работы школы, осуществляемую через реализацию программы «Школьный дом (сотрудничество семьи и школы)». Реализация программы рассчитана на 4 года.
Цель данной программы - создание системы целенаправленной работы с семьями с целью формирования компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей.
В процессе реализации программы «Школьный дом (сотрудничество семьи и школы)» решаются следующие задачи:
- оказать коррекционно-педагогическую и психологическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
- формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
- повысить правовую компетентность родителей.
- организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
- использовать современные формы и методы работы с семьей;
Нормативно-правовым обеспечением, регулирующим деятельность администрации в ходе работы с родителями, является:
- Устав МОБУ «СОШ № 23» г. Оренбурга;
- Закон РФ «Об образовании»
- Семейный кодекс РФ;
- Декларация прав человека;
- Программа развития школы;
- Положение об общешкольном родительском комитете школы;
- Положение о классном родительском собрании;
- Положение о классном родительском комитете;
- Положение о родительском всеобуче;
- Положение о Совете школы;
- Методические рекомендации по взаимодействию с родительской общественностью.
- Методические рекомендации «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическим работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
Работа педагогического коллектива школы с родительской общественностью осуществляется по следующим направлениям:
1. Информационно- просветительское:
- проведение родительского всеобуча
- классные родительские собрания
- индивидуальная консультация психолога и соц. педагога по вопросам воспитания учащихся;
- диагностические исследования;
- консультация с родителей с врачами – специалистами ОГМА по вопросам здоровьесбережения учащихся;
2.Организационно - деятельностное;
- участие в заседаниях Совета школы;
- проведение заседаний общешкольного родительского комитета;
- участие в заседаниях Совета профилактики, организация рейдов совместно с соц.педагогом в «социально неблагополучные семьи»;
- оказание спонсорской помощи школы;
- привлечение родителей к организации кружковой работы в школе
- индивидуальная работа классного руководителя с родителями (беседы, консультации);
3. Творческое
- организация совместных классно-семейных праздников;
- выездные экскурсии
- участие в проектной деятельности.
Работа с родителями ведется не только в традиционных направлениях – организованная работа родителей в составе родительских комитетов, но и при проведении родительских всеобучей.
Родительский всеобуч позволяет создавать более комфортную обстановку для жизнедеятельности учащихся, для организации досуга учащихся, воздействия на личность ученика без физического или психического давления, родительский лекторий ставит перед собой цель научить родителей быть родителями – воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Родительский всеобуч дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления.
Основными видами родительского всеобуча являются родительские собрания, как классные, так и общешкольные.
Тематика родительского всеобуча разработана с учетом проведенного опроса на итоговом заседании среди представителей родительских комитетов в апреле месяце
На основании программы «Педагогическое просвещение родителей» Министерства образования Оренбургской области, с учетом пожеланий родителей школьный педагогический всеобуч освещал следующие вопросы:
1. Особенности детской и подростковой психологии.
2. Приоритет семьи в воспитании ребенка.
3. Школа и семья: как помочь друг другу?
4. Культура общения подростка.
5. Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников.
6. Правовая культура ребенка.
7. Эстетическое воспитание в семье.
8. Конфликт в подростковой среде. Роль Службы примирения в межличностных конфликтах.
9. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья.
10. Безопасный Интернет.
Для освещения данных вопросов на родительские всеобучи приглашались врачи - педиатры, специалисты ОГМА, (Трусова О.Ю.) врачи центра медицинской профилактики представители ГИБДД, , инспектор ПДН Казанцев А.А, врач-нарколог Филиппов Б.А.
В течение учебного года родители участвовали в социологических опросах, отвечали на вопросы анкет. В результате анкетирования по вопросу удовлетворённости родителей состоянием образовательной и воспитательной работы школы было выяснено следующее:
- 80 % родителей удовлетворены уровнем преподавания, своими отношениями с педагогами и администрацией;
- 71 % родителей определяют уровень нагрузки как оптимальный;
- 72 % опрошенных удовлетворены отношениями своего ребёнка с педагогами и к школе в целом;
- 86 % родителей ценят мнение педагогов и прислушиваются к их рекомендациям;
- 63 % родителей считают, что школа в своей деятельности должна делать, акцент на образовании, а 37% отдают предпочтение воспитанию.
Школа использует потенциал родителей в экономическом, юридическом, компьютерном просвещении школьников. Родители участвуют в итоговой аттестации учащихся, проведении тематических классных часов, школьной конференции, в работе Совета профилактики, Совета школы.
В 2014-2015 учебном году было проведено 3 заседания Совета ОУ, на которых рассматривались различные вопросы:
- выборы председателя Совета ОУ,
- знакомство с публичным докладом директора по итогам учебного года,
- обеспеченность школы учебниками;
- проведение школьных праздников,
- организация внеклассных мероприятий в период каникул.
- о результатах участия педагогов и учащихся в творческих конкурсах разного уровня.
- вопросы о реализации творческих инициатив учащихся;
- занятость учащихся в период каникул.
По сравнению с прошлым годом деятельность Совета ОУ оценивается на «удовлетворительно».
На каждом заседании Совета профилактики присутствовали представители общешкольного родительского комитета. Наиболее активными были: председатель школьного родительского комитета Харламова О.А., Васильева С.О., Шумейко М.И., Фогель О.М.
Представители родительского комитета вместе социальным педагогом и классным руководителями посещали учащихся, состоящих на учете в КДН, на внутришкольном учете на дому, проводили беседы с родителями учащихся, были наставниками учащихся «группы риска» Не раз представители родительской общественности выступали на собраниях с профилактическими беседами.
Итог совместной работы - снижения % учащихся, состоящих внутришкольном учете по непосещаемости учебных занятий, допуск к экзаменам.
Наиболее активно родители участвуют в организации досуга детей. Это организация туристических походов, новогодних утренников, посещение театра, организация и проведение спортивных праздников, участие в творческих конкурсах. Самыми интересными и запоминающимися стали мероприятия с участием родителей:
1. Праздник «Посвящение в первоклассники» (1кл)
3. Радужная Неделя добра
4. Спортивное соревнование «Биатлон»
6. Фестиваль детского творчества «Помни… Никогда не забывай!»»
7. Конкурс «Самый здоровый класс!»
8. Школьная выставка «Полет фантазии»
9. Линейка Победы
Для осуществления успешной работы школы с родительской общественностью необходимо понимать, что максимально привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе сможет только классный руководитель.
Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с родительским комитетом;
- совместная деятельность родителей и учащихся.
Основные вопросы воспитания учащихся, проблемы обучения решаются и обсуждаются на классных родительских собраниях. Чтобы найти выход из тупиковой ситуации классному руководителю необходимо выстроить работу так, чтобы родители смогли услышать его и помочь ему в разрешении данной проблемы. А услышать учителя могут родители не всегда. В этом состоит мастерство педагога - выстроить родительское собрание так, чтобы все родители прониклись существующей проблемой и помогли найти достойный выход.
Изучение документации классных руководителей показало, что при организации работы с родителями большинство классных руководителей руководствуются индивидуальным планом (указана тематика родительских собраний на год – 91%, определены открытые классные мероприятия для родителей – 65%, указаны тематические классные часы 63% ); на собраниях обсуждаются вопросы организации досуга учащихся во время каникул (отмечены в протоколах), планируются выездные экскурсии, организаторами которых являются сами родители; при проведении классных родительских собраний педагоги тщательно отбирают информацию, касающуюся личностных достижений учащихся, руководствуясь правилом: «совсем плохих детей не бывает» По результатам посещенных родительских собраний администрацией школы, можно сделать вывод о том, что лишь
- 52% тщательно готовятся к проведению собрания: выстраивая ход заседания, обращаются к вопросам воспитания, волнующих родителей, приглашают на собрания соц. педагога Куликову В.И., педагога –психолога Высочанскую В.Н., врачей – специалистов ОГМА и т.д.
- 23% используют нетрадиционные формы проведения собраний, активно привлекают представителей ДОО «Романтика» к проведению собраний
Однако 25% классных руководителей формально относятся к проведению собраний: однообразие формы проведения, затрагивают вопросы успеваемости, дисциплинированности на уроках. Результат такого подхода – снижение % посещаемости родителей
Высокая посещаемость родителей классных собраний наблюдается в начальном звене (79%), в среднем звене колеблется от 44-69%, в старшем составляет примерно 72%.
На следующий год классным руководителям необходимо продолжать работу по вовлечению родителей в учебно – воспитательный процесс.
По сравнению с прошлым годом качество проведения родительских собраний: тематика собрания соответствовала проблемам класса. Это связано с пересмотром классных руководителей своей позиции по отношению форме проведения родительского собрания: тщательная подготовка, приглашение на собрания соц. педагога, психолога, педагогов дополнительного образования; тщательный отбор информации по тематике родительского собрания.
Анализ изучения материалов классных руководителей по организации родительского всеобуча показал, что:
1. Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей-школьников.
2. На занятия родительского всеобуча приглашается администрация школы, школьный психолог, социальный работник и другие специалисты.
На базе нашей школы ведется совместная работа с кафедрой педиатрии ОГМА. В процессе дискуссии рассматривались вопросы по здоровью детей, организованы консультации для родителей и учащихся по вопросам здоровья.
Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей различен, очень важно сегодня использовать разнообразные, но обязательно привлекательные для родителей формы общения (родительские собрания): вечера вопросов и ответов, родительские дискуссии, «Круглые столы», консультации.
Реализуя принцип демократичности, администрация привлекает родителей к управлению делами школой через работу общешкольного родительского комитета, заседание которого проводится 1-2 раза в четверть по утвержденному плану работы.
В этом году в состав общешкольного родительского комитета вошли 20 родителей. Председателем была переизбрана Харламова О.А..
Основными направлениями работы общешкольного родительского комитета являются:
1. укрепление материальной базы школы;
2. обеспечение учебной деятельности, охраны жизни и здоровья учащихся;
3. организация досуга детей;
4. обеспечение социальной работы с детьми и родителями.
На заседаниях рассматривались следующие вопросы:
- анализ работы школы по организации летнего труда и отдыха учащихся;
- отчет о проведении ремонта школы и о расходовании спонсорских средств родителей;
- реализация программы «Здоровы образ жизни»;
- организация питания учащихся, проведения рейдов с проверкой школьной столовой;
- организация рейда по выполнению санитарно-гигиенических норм;
- участие в заседаниях Совета профилактики;
- оказание помощи в проведении коллективно-творческих дел;
- организация туристического похода, экскурсий в музеи города, театры, парки и т. д.
Общешкольный родительский комитет выполнял функции контроля и урегулирования, использования финансовых и материальных средств родителей, вел работу по улучшению материально-технической базы школы.
Обсуждение различных вопросов на заседаниях родительского комитета школы способствует открытости и демократичности учебно – воспитательного процесса в школе, ее функционированию в целом и по отдельным направлениям.
Таким образом, совместная работа с родительской общественностью на данный момент продолжается, на наш взгляд ее можно оценить на «