Типичные ошибки педагогической практики

В педагогическом сообществе явных противников инклюзивного образования немного, но практически все испытывают настороженность и беспокойство перед чем-то новым, что требует изменения сложившихся подходов, новой точки зрения. При этом в работе, связанной с организацией инклюзивного совместного обучения детей, возможны ошибки.

Одной из ошибок является гиперответственность. С одной стороны, признаётся, что дети с инвалидностью не должны быть «особой» (привилегированной) категорией учеников, но в то же время они воспринимаются как объект жалости и помощи, а не как самостоятельные и независимые личности. Примером такой ошибки является, например, ситуация, когда во время урока учитель неизменно наблюдает и контролирует ученика с инвалидностью, не разрешает «для его безопасности» выйти к доске или встать при ответе. Этим только подкрепляется «особость» ребёнка с инвалидностью. Постоянные вопросы о самочувствии, о готовности к выполнению каких-либо работ, попытки отговорить от участия в активной общественно-полезной деятельности вместе с классом могут способствовать потере интереса к обычной школьной жизни. Постоянное воспроизведение ситуаций, когда ребёнок с инвалидностью ощущает себя объектом особой работы и внимания, является деструктивной и для самого ребёнка, и для всего класса или группы.

Чрезмерная опека в школе, в особенности, если она является продолжением гиперопеки в семье (от которой ребёнок так мечтал освободиться в школе), создаёт для него некомфортное ощущение в классе. Ребёнок с инвалидностью, включённый в инклюзивную образовательную среду, ожидает того, что он будет полноправным членом коллектива, что он будет наравне со всеми участвовать в жизни школы или своей группы, класса. Дети, как правило, не замечают или легче воспринимают внешние различия между людьми, чем взрослые. Однако если взрослый проявляет повышенное внимание к какому-то конкретному ребёнку, они привыкают к такому поведению, имитируя взрослого. А инклюзивное образование ориентировано на уважение в равной степени способностей, возможностей и особенностей всех учеников. Подчёркивание различий, гиперопека в отношении «особого» ученика, скорее, будет источником дискриминации, навешивания ярлыков, если не работать над этой ошибкой с самого начала.

Идея попечительства над ребёнком, «особого» комфорта для детей с инвалидностью может превратить инклюзивную школу в школу для инвалидов.

Рекомендация

Не нужно подчёркивать особенности ребёнка, обращать внимание на его особые потребности или ярко выраженные недостатки. Во всех случаях необходимо искать такой способ обращения к ребёнку, который нейтрален или используется в отношении другого ученика или воспитанника (без инвалидности). Необходимо помнить, что «особые» потребности возникают не всегда, а только в каких-то специфических ситуациях.

Во многих ситуациях универсальный дизайн или меры индивидуального разумного приспособления могут помочь ученику с нарушением зрения справляться самостоятельно и не нуждаться в помощи (например, поручни в коридоре, яркие маркеры-указатели ступеней и помещений в здании, несколько занятий по ориентированию в здании). Продумывание таких мер заранее (до того, как ученик приступит к обучению в школе), с участием родителей ученика поможет избежать педагогам гиперответственности и избавить их от ощущения, что ученику необходимо повышенное внимание. Если какие-то вопросы, проблемы или барьеры стали видны внезапно и неожиданно (например, планируется посещение группой или классом музея), не нужно паниковать и стараться исключать «особого» ребёнка из общего плана мероприятия. Следует постараться предвидеть такие возможные ситуации, когда может требоваться дополнительная помощь, обсудить с родителями ребёнка, как лучше подготовиться к новой для педагога ситуации, сообщить заранее ответственному за мероприятие (в нашем случае музею) об особых потребностях ребёнка.

Ещё одна ошибка – гиперучастие.

В связи с тем что «мне поручили» обучать, «таков официальный курс системы образования», педагоги соглашаются участвовать в инклюзивных практиках. Иногда педагоги, говоря о необходимости и важности для ребёнка с инвалидностью общения с разными людьми, вполне удовлетворены ролью самого значимого для ребёнка друга. Такие педагоги поддерживают индивидуальное обучение ребёнка с инвалидностью на дому, с удовольствием принимают на себя роль «особого человека» для ребёнка, уважаемого родителями «доброго педагога», который не бросает их ребёнка. Таким образом, возникает перспектива особого уважения общества к педагогу, работающему с такой «непростой категорией учеников». Гиперучастие делает детей с инвалидностью несамостоятельными, а равное товарищеское отношение, наоборот, активными.

Рекомендация

Следует стараться избегать ситуаций, когда педагог, а не ребёнок становится центром процесса обучения. Педагог не должен позволять родителям проявлять чрезмерно свою благодарность и привязанность к себе как личности. Педагог или тьютор, сопровождающий ребёнка, выполняет важную задачу – помочь ребёнку стать самостоятельным, научить учиться самостоятельно. Успех педагога заключается не в том, насколько его любят ребёнок и его родители, а в том, насколько самостоятельным стал его ученик и как он может справляться с задачами, которые ставит перед ним жизнь. Это правило одинаково верно в отношении любого ученика, независимо от того, есть у него или нет особые образовательные потребности.

Необходимо иметь в виду, что гиперучастие, как и гиперответственность, является, как правило, ошибкой не отдельного педагога, а всего коллектива. Не имея знаний о сущности инклюзивного образования, образовательные организации не достигают успеха. Преодоление ошибок и работа над ошибками и успех напрямую связаны с тем, что весь коллектив (включая педагогический и вспомогательный персонал) заинтересован в понимании инклюзивного образования и в практической реализации этого принципа в своей организации.

Псевдогуманизм – ошибка в том, что учителя выступают за включение в класс ребёнка с инвалидностью, чтобы в классе развивалась доброта и толерантность. Однако гуманно ли использовать кого-либо исключительно для «тренировки своей доброты»? Во всех классных беседах на нравственные темы ученик с инвалидностью фигурирует как образец жизнестойкости, оптимизма, упорства и тому подобных качеств. Пытаясь сплотить детский коллектив, учитель даёт классу установку на обязательное общение и помощь однокласснику с инвалидностью. Навязанная обязанность только препятствует возникновению хорошего отношения, а постоянная помощь окружающих порождает у ребёнка с инвалидностью иждивенческое настроение. У одноклассников же, вопреки ожиданиям учителя, может возникнуть отрицательное отношение к любимчику учителя и самому образцовому ребёнку. Ученик с инвалидностью хочет простого дружеского общения, а не особого отношения.

Необходимо понимать, что инклюзия не некая благотворительная акция, а вопрос права на образование.

Наши рекомендации