Типичные педагогические ошибки

Родительский статус священен. Но в то же самое время, он не дает права родителям злоупотребить своими полномочиями. Многие родители знают, что в Священном Писании говорится о детях, но совершенно не желают знать, какие требования Бог ставит перед ними. Именно здесь кроется горький корень семейных конфликтов и затяжных гражданских войн между родителями и детьми.

«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2). Берегитесь оказаться фарисеем в собственном доме, берегитесь оказаться законником, который тычет «буквой» всем подряд, указывая всем в семье, кому как надо поступать. Эта схема не будет работать, потому что «буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3, 16). Не изменив себя, не измените мира вокруг себя.

Остановимся на самых важных моментах диалога священника с родителем, который искренне хочет разобраться в проблеме осложнившихся отношений со своим ребенком.

Прежде всего, необходимо выяснить, насколько обоснована причина беспокойства родителя по поводу ребенка. Попросту говоря, выяснить, является ли ребенок психически нормальным или же чрезмерно преувеличены опасения самого родителя? Являются ли трудности, странности, особенности поведения ребенка проявлением независимости, самостоятельности, представления — отличными от родительских, или же в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о патологических психических или социальных отклонениях.

Затем важно выяснить, какие чувства возникают у родителя по отношению к своему чаду, а также, что лежит в основе обращения к священнику за помощью: собственные проблемы или беспокойство за ребенка? Стремление помочь ему или желание обрести помощь и поддержку себе, избавиться от собственного страха, чувств вины, ненужности? Может быть, все дело в чрезмерных ожиданиях того, что в старости ребенок будет его опорой и всю свою жизнь посвятит физической, материальной и нравственной поддержке престарелого родителя?

Одна из серьезнейших опасностей в христианском воспитании ребенка — попытка родителей контролировать религиозную жизнь своих детей. Поймите, всемерно ратуя за христианское воспитание, я говорю о недопустимости вторжения в область интимнейших переживаний ребенка, я — против контроля его духовной жизни. В младшем возрасте, когда ребенку пять-семь лет, это выражается в совершенно невинных вопросах: «Ну что тебе батюшка сказал на исповеди?». Этого делать нельзя! Общение священника и ребенка на исповеди должно оставаться тайной, тайной его исповеди.

Обычно в переходном возрасте, лет в тринадцать-четырнадцать ребенок перестает ходить в храм, на исповедь. Но в какой-то момент он вдруг заявляет маме о своем желании сходить поисповедоваться. На это мама может ответить:

— Я думаю, что это твое личное дело. Если хочешь, иди, почему ты у меня спрашиваешь?

Этот мудрый родительский ответ даст возможность ребенку осознать ответственность за свои отношения с Богом, осознать ответственность собственного духовного выбора.

Зная, что у ребенка начальные навыки о молитве уже привиты, иногда можно спросить, не забыл ли он помолиться утром или вечером. Но ни в коем случае нельзя донимать его вопросами: «А сколько ты молитв прочитал?», «А ты, наверное, читал невнимательно»… В таком случае в сознании ребенка Бог становится чем-то наподобие пытающего и вечно досаждающего родителя.

Одна моя знакомая, ныне матушка, отец которой был православным священником, с малого возраста благочестиво ходила на исповедь и к Причастию. А в 14 лет полностью отошла от Бога и впервые по-настоящему исповедовалась только в 25 лет. По всей видимости, ее родители были достаточно мудрыми и оставили ей возможность такого отхода от церкви, благодаря чему и произошло возвращение… Сейчас она помогает своему супругу совершать служение на одном сельском приходе, обучает детей Евангелию в сельской Воскресной школе.

Родители должны помнить, что их дети находятся в опасном и трудном положении, в окружении сильнейших соблазнов мира сего. Их душевные силы слабы, они не соизмеримы с современными соблазнами, которые глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что их отход от церкви — вполне естественен. Они исследуют этот мир, они ищут свой путь. И только безусловная любовь родителей, безусловное принятие ребенка, умноженное на личную искренность отношений с Господом, способно сохранить их детскую веру.

«Христианское воспитание — это не научение отношениям, это научение вступать в живые отношения. Христианская антропология не мыслит себе возможности дрессировки человека, то есть натаскивания на определенные реакции; христианское воспитание — это обретение внутренней системы ценностей, которая и руководит жизнью человека», — отмечает Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий.[32]

Далеко не всегда в своих бедах и неудавшейся судьбе повинны сами дети, хотя так бывает в жизни. Блудный сын не мог упрекнуть отца в своей исковерканной судьбе, как и Каин ни в чем не мог обвинить Адама. Но кроме частных ситуаций есть еще фундаментальный Божий закон, и его невозможно обойти. Господь возложил ответственность за воспитание детей на родителей. В формировании личности ребенка, его мышления, а значит, в формировании его судьбы, решающую роль играют родители. Если ребенок живет в атмосфере родительских споров, конфликтов и противоречий, то он вырастает, как правило, непослушным ни одному из родителей. Он не может решить, кого слушать: ведь между ними нет согласия, и, в конечном итоге, не слушается никого. Любой спор, любое несогласие взрослых в присутствии детей сильно и значительно подрывает родительский авторитет в их глазах.

«Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто», — сказал святитель Иоанн Златоуст, — и далее у него же читаем: «Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он — своего, а тот — своего, — как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках».

Наши рекомендации