Лекция 2. Тема. Формирование эволюционной идеи ( додарвиновский период)

Тема. Формирование эволюционной идеи ( додарвиновский период)

1.Элементы эволюционизма в античный период

2.Развитие науки и культуры в средневековье

Первые проблески эволюционной мысли зарождаются в недрах диалектической натурфилософии античного времени, рассматри­вавшей мир в бесконечном движении, постоянном самообно лении на основе всеобщей связи и взаимодействия явлений и борьбы противоположностей.

Первые философские школы возникли в крупных городах — Эфесе и Милете на побережье Малой Азии.

Выразителем стихийного диалектического взгляда на природу был Гераклит, эфесский мыслитель (около 530—470 гг. до н. э.). Его высказывания о том, что в природе все течет, все изменяется в результате взаимопревращений первоэлементов космоса — огня, воды, воздуха, земли, содержали в зародыше идею все­общего, не имеющего начала и конца развития материи.

Крупнейшие представители ионийской школы философов — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен пропагандировали идею естест­венного происхождения мира.

Фалес из Милета считал, что все возникло из первичного материала — воды в ходе естественного развития. Анаксимандр исходил из того, что жизнь возникла из воды и земли под дейст­вием тепла. Согласно Анаксимену, основным элементом является воздух, способный разрежаться и уплотняться, и этими процес­сами Анаксимен объяснял причину различий веществ. Он утверж­дал, что человек и животное произошли из земной слизи.

Представителями механистического материализма были фило­софы более позднего периода (около 460—370 гг. до н. э.). По Демокриту, например, мир состоял из бесчисленного множества неделимых атомов, расположенных в бесконечном пространстве. Он учил, что атомы находятся в постоянном процессе случайного соединения и разъединения. Они однородны по качеству, но различны по величине, массе и форме. Исходя из атомистического строения мира, Демокрит пытался объяснить происхождение живых организмов. Так как атомы находятся в случайном движе­нии и различны по величине, массе и форме, то тела, появившиеся вследствие скопления атомов, могут быть также различными. Более легкие из них поднялись вверх и образовали огонь и небо, более тяжелые, опустившись, образовали воду и землю. в которых и зародились различные живые существа: рыбы, наземные животные, птицы.

Механизм происхождения живых существ первым пытался истолковать древнегреческий философ Эмпедокл (490—430 гг. до н. а.). Развивая мысль Гераклита о первичных элементах, он утверждал, что их смешение создает множество комбинаций, одни из которых — наименее удачные — разрушаются, а другие— гармонирующие сочетания — сохраняются. Комбинации этих эле­ментов и создают отдельные органы животных. Соединение орга­нов друг с другом порождает целостные организмы. Так, в представлении Эмпедокла вначале появились отдельные части быка (голова, туловище, ноги), а затем они соединились в живой организм. Примечательной в таких «научных» рассужде­ниях была мысль о•том, что сохранились в природе только жизнеспособные варианты из множества неудачных комбинаций.

Зарождение биологии как науки связано с деятельностью

великого мыслителя из Греции Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих капитальных трудах он изложил принципы классифика­ции животных, провел сравнение различных животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии.

Классификацию организмов Аристотель строил на основе сравнительно-морфологических и физиологических исследований (сочинение «История животных»). При этом он руководствовал­ся не одним, а многими признаками, приближаясь в известной мере к созданию естественной системы. Разделив животных на две большие группы: «животных с кровью» и «животных без крови» (в современном делении позвоночные и беспозвоноч­ные), он далее расчленил эти группы на более мелкие таксоны, впервые по существу предложил понятия рода и вида. Разрабо­танный Аристотелем метод классификации позволил ему описать около 500 видов животных.В работе «Q частях_жшютних» проводится мысль о взаимо­связи (корреляции) органов, о том, что изменение одного органа влечет за собой изменение другого, связанного с ним функ­циональными отношениями. В этой же работе Аристотель раз­вивал идею о ступенчатом расположении материальных объектов как общем законе природы. Низшие ступени занимают минералы, затем следуют растения, далее «зоофиты» (животно-растения), низшие животные, высшие животные и человек. Идея после­довательности ступеней, отражающая разные уровни организации творений природы, позднее легла в основу так называемой «лестницы существ». В представлении Аристотеля ступени этой «лестницы» не связаны между собой каким-либо родством.

В труде «Возникновение животных» Аристотель разработал сравнительно анатомический метод и применил его в эмбриоло­гических исследованиях. Он обратил внимание на то, что у разных организмов эмбриогенез (развитие эмбриона) проходит через последовательный ряд стадий: вначале закладываются наиболее общие признаки, затем видовые и, наконец, индивидуальные. На каждой стадии он наблюдал образование качественно новых особенностей организации. Обнаружив большое сходство началь­ных стадий в эмбриогенезе представителей разных групп живот­ных, Аристотель пришел к мысли о возможности единства их происхождения. Этим выводом Аристотель предвосхитил идеи Зародышевого сходства и эпигенеза (эмбриональных новообра­зований), выдвинутые и экспериментально обоснованные в середи­не XVIII в.

Таким образом, все три фундаментальные работы Аристотеля содержали положения, которые получили затем развитие в ходе формирования эволюционной идеи.

Литература

1.Георгиевский Дарвинизм. Изд «Высшая школа» М.,

2.Правдин Ф.Н.. Дарвинизм. Изд. «Просвещение». М., 1960 С.11-17

Наши рекомендации