Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1895гг.). В книге «Россия и Европа» он обосновал концепцию многолинейного и замкнутого развития культур, т.е. теорию «культурно-исторических типов».
Отрицал существование единой мировой культуры: мир – множество разнокачественных культур.
Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов, каждый из которых проходит в своем развитии стадии: рождение, расцвет, упадок, гибель (от этнографического состояния, через государственность, до цивилизации).
Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая влияние других цивилизаций.
В истории выработалось только десять культурно-исторических типов:
1) египетский,
2) китайский,
3) халдейский, или древнесемитический,
4) индийский,
5) иранский,
6) еврейский,
7) греческий,
8) римский,
9) ново-семитический, или аравийский,
10) германо-романский, или европейский.
Народы, создавшие эти великие цивилизации, Данилевский называет «позитивными творцами истории». Роль же других народов не была столь “положительной”; они либо действовали в качестве “бичей Божьих”, разрушителей “дряхлых цивилизаций” .(таковы гунны, монголы, турки), либо составляли “этнографический материал” для других культурно-исторических типов (как, например, финны).
Культурно-исторические типы классифицируются в зависимости от преобладающих разрядов человеческой деятельности:
1) религиозной;
2) культурной;
3) политической;
4) общественно-экономической.
Большинство цивилизаций являются созидательными только в одной или двух областях. Прогресс в том, чтобы человечество шло в разных направлениях.
Сформулировал общие законы развития самобытных цивилизаций:
· для возникновения цивилизации необходимо, чтобы народ обладал соответствующими “духовными задатками” и пользовался политической свободой.
· “Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа”.
· Полнота и богатство культурно-исторического типа зависят от разнообразия входящих в него этнографических элементов,
· Период роста цивилизации всегда неопределенно продолжительнее периода цветения и плодоношения, после которого она истощает свои жизненные силы и больше не возобновляется.
По схеме Данилевского, Запад, создавший последнюю историческую цивилизацию, уже пережил “апогей своего цивилизационного величия”, и на очереди теперь — возвышение славянства. Именно ему предстоит создать новый тип, новую форму цивилизации, который будет “четырехосновный”.
Культурная динамика
1. Культурная динамика(греч. – относящийся к силе) – это изучение изменений культуры во времени и пространстве, а также тех средств и механизмов, которые описывают трансформацию культуры. Термину «динамика» близко по значению понятие «развитие»,т.е.поступательное движение культуры, переход от одного состояния в другое.
Развитие включает в себя как прогрессивную линию (прогресс – направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному), так и регрессивную (регресс – переход от высшего к низшему). Прогресс бывает двух видов: постепенный (реформа) и скачкообразный (революция).
2.В рамках культурной сферы принято выделять несколько источников, которые формируют и поддерживают изменения в культуре.
1. Инновации – изобретения или выработка новых идей, образов, моделей действия, политических и социальных программ, которые нацелены на изменение общественного бытия.
2. Обращение к культурному наследию – под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в общественной памяти.
3. Синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает явление или модель социокультурного устройства, которое отличается от обоих составляющих элементов и имеет собственное качественное содержание или форму.
4. Культурное заимствование– внедрение в культуру предметов, ценностей и норм деятельности, используемых в жизнедеятельности других культур.
В социальной антропологии этот процесс рассматривается как аккультурация -(англ. неологизм от лат. ad – к и cultura - возделывание) - процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности, традиции и т.п. у представителей другой культуры (донора).
Заимствование предполагает отбор (культурную селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую).
Заимствуется: - наиболее близкое своей культуре (что можно понять, оценить и использовать); - наиболее выгодное (что позволяет прогрессировать, дает преимущество перед другими); - отвечающее внутренним потребностям (удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты, имеющиеся в распоряжении). Перенимаются: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Среди факторов, влияющих на характер заимствований, обычно выделяют следующие: 1). Степень интенсивности контактов. 2). Условия контакта. 3). Степень дифференциации общества.
5. Культурная диффузия– стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве, посредством взаимопроникновения культурных черт из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы диффузии (пути, по которым может идти влияние): миграция, туризм, торговля, война, научные конференции и т.д.
Происходящие изменения в культуре отображены также в следующих понятиях:
Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития духовной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией. (У. Огборн)
Культурная трансмиссия – процесс,благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение, что обеспечивает преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.
Культурная аккумуляция – накопление культурного потенциала, наследия. Имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Представляет собой такой процесс, завершением которого выступает образование нового культурного наследия.
Культурная экспансия– расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы или государственные границы.
Сущность культуры
1. Этимология слова «культура». Возможные определения и аспекты культуры
Морфология культуры
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Т.е., Морфология культуры – это учение о составе культуры, связи между элементами культуры и динамике их развития.
Морфология культуры занимается изучением вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического и географического распределения.
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования:
1. генетическое: изучается порождение и становление культурных форм;
2. микродинамическое: изучается динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений;
3. историческое: изучается изменение, развитие культурных форм в исторических масштабах времени:
4. технологическое: изучается распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.
В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры.
Общая морфологическая модель культуры строится по уровню связи субъекта социокультурной жизни с окружением (по видам человеческой деятельности).
Таких уровней культуры выделяется три: обыденный (повседневная культура), специализированный(профессиональная культура), трансляционный(СМИ, учреждения культуры).
Профессиональная культура – совокупность специфических теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Составные части: наука, искусство, философия, право, религия. Институционально закреплена.
Обыденная культура – владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Это культура, не получившая институционального закрепления. Ограничена домом, районом, городом, межличностными отношениями.
Специализированный уровень культуры включает в себя следующие модальности культуры:
А) Культурные аспекты социальной организации: хозяйственная, политическая, правовая культура.
Их аналоги на обыденном уровне – домашнее хозяйство, нравы, обычаи, мораль.
Б) Культурные аспекты социально-значимого знания: художественная, религиозная, научная, философская культура.
Обыденные аналоги: обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки.
В) Культурные аспекты социально-значимого опыта: образование, просвещение, массовая культура.
Обыденные аналоги: слухи, игры, беседы.
Типология культуры
Культура представляет собой явление, которое столь сложно и многообразно определяемо, что ее изучение с необходимостью требует типологизации.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью идеализированной модели или типа. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
Тип культуры– это понятие или идеальная конструкция, которая дает основу для выявления общего, особенного и единичного в каждой культуре.
Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. Но ни одна из них не может быть ни единственной, ни единственно верной. Типология культуры осуществляется путем выделения какого-либо основания (критерия). Таких оснований может быть множество:
1) связь с религией (религиозная и светская);
2) региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, латиноамериканская и т.д.);
3) регионально-этническая особенность (русская, французская и т.п.);
4) хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, скотоводов…);
5) сфера общества или вид деятельности (производственная, политическая, педагогическая);
6) этническая принадлежность (народная, национальная, этническая);
7) связь с территорией (сельская и городская);
8) уровень мастерства или тип аудитории (элитарная, народная, массовая).
Типология культуры по одному основанию может быть связана с типологией и по другому основанию.
Историческая типология – классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.
Исторический тип культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества.
Историческая типология позволяет установить повторяемость историко-культурного процесса, выявить закономерности, общее и особенное.
Выделяют следующие исторические типы культуры:
1. Архаика (первобытное общество): 2,5 млн. л. н. – 1 тыс. н.э.
2. Древний Восток и Античность: 1 тыс. н.э. – 5 в. н.э.
3. Средние века: 5-15 вв.
4. Возрождение: 15-16 вв.
5. Новое и Новейшее время: 17-20 вв.
Виды культуры
Виды культуры – такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.
Доминирующая культура– это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. В зависимости от того насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна, доминирующая культура может быть этнической и национальной.
Этническая культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре. В ней господствует сила традиций, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейном или соседском уровне.
Национальная культура– совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства. Она включает в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры, субкультуры всех больших групп, этнические культуры.
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Она не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Содержание национальной культуры составляет: осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам.
Любое общество распадается на множество групп (национальных, демографических, профессиональных) и постепенно у каждой из них формируется собственная культура (система ценностей и правил поведения). Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Типы субкультур: молодежная, пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная и т.д.
Субкультура – часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации (доминирующую культуру). Она формируется под влиянием социального класса, этнического происхождения, религии, места жительства.
Субкультура отличается от доминирующей культуры: языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ее ценностей и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Когда нормы, ценности и образ жизни приходят в противоречие с нормами и ценностями всего общества, появляется контркультура.
Контркультура – обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи (хиппи, «новые левые», движения против расизма и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест приобретает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом; образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не только отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Термин «контркультура» был введен в научный оборот Маркузе и Росзаком в 1972 году для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных группировок, прежде всего идеологического явления.
Когда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно, тогда к одному явлению можно применять оба названия.
Формы культуры
Формы культуры – такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые нельзя считать полностью автономными образованиями, но они не являются составными частями какого-либо целого.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.
Элитарная (высокая) культура – культура, созданная привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Включает: изящное искусство, классическую музыку и литературу. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная культура – форма культуры, создаваемая непрофессионалами. Состоит из двух видов: популярной и фольклорной.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Она возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Аудитория народной культуры – всегда большинство общества.
В структуру народной культуры входят: народные медицина, промыслы, игры и забавы, песни и танцы, кухня, этика и педагогика. Элементы народной культуры сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи.
Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с НТР и постоянным обновлением СМИ Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер.
Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив).
К массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналами массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса). Появление современных СМИ позволило тиражировать один и тот же продукт культуры (н-р, популярную песню) в тысячах и миллионах экземпляров и делать его доступным широким слоям населения.
Массовая культура: упрощает потребности и вкусы; отвечает запросам широкой аудитории в досуге, развлечении, общении; не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа; обладает меньшей худ-ой ценностью, чем элитарная или народная культура; удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его (поэтому ее образцы часто теряют свою актуальность, выходят из моды).
Характеристика массовой культуры: - авторская культура;
- широкая аудитория;
- низкий эстетический вкус;
- нивелировка отдельной личности (насаждение конформизма);
- примитивизм изображения человеческих отношений;
- развлекательность, культ успеха, потребительства; - стандартизация содержания;
«Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби
Арнольд Тойнби (1889—1975) Его заслуга как культуролога состоит не только в подробном описании различных культур (в терминологии Тойнби — «цивилизаций»), но и в создании общей концепции развития культуры.
Как и Шпенглер, Тойнби исходит из существования многих различных культур, каждая из которых обладает своей собственной истиной. Однако, в отличие от Шпенглера, Тойнби не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Наоборот, каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения.
Тойнби видит в истории реализацию божественного начала, стремящегося к совершенству своего культурно-исторического воплощения, но сталкивающегося при этом с внешними препятствиями, с противостоящей внешней необходимостью. Однако эти препятствия превращаются для творца в условие прогресса.
Препятствие воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания.
Тойнби не дает этому творческому началу «научного» имени, но фактически речь идет о свободном духе, осуществляющем себя в истории. Способ этого осуществления излагается Тойнби в терминах притчи о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым побуждая Бога к «Ответу», т. е. к новому творчеству. «...Дьявол обречен на проигрыш... Зная, что Господь не отвергнет... предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. И таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома»
Однако какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на этот вопрос, Тойнби склоняется к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению.
Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса.
Он выделяет: сперва - 21, а затем - 37 цивилизаций. Каждая из цивилизаций, считал А. Тойнби, уникальна. Одна цивилизация не может превратиться в другую. В жизни любой цивилизации от её возникновения до исторического конца можно обнаружить повторяющиеся, сравнимые элементы.
1. Локальные цивилизации проходят определенный цикл развития: возникновение, рост, разложение и гибель (истощение «жизненных сил»).
2. Умеренно неблагоприятная природная и социальная среда бросает «вызов» обществу, которое посредством усилий «творческого меньшинства» находит решение возникающих проблем, т.е. Ответом на Вызов является новый акт культурно-исторического созидания.
3. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.
4. Если Вызов слишком сильный, то это может привести к гибели цивилизации. Слишком благоприятные условия замедляют или прекращают рост и развитие культуры.
Культура и цивилизация
1. Впервые понятие «цивилизация» появилось в 18 веке, в тесной связи с понятием «культура», когда французские просветители определили «цивилизованным» общество, основанное на началах разума, справедливости и частной собственности. В это время «цивилизация» означала степень образованности человека, меру разумности общества.
Первым употребил слово «цивилизация», по мнению французского историка Люсьена Февра, барон Поль Анри Гольбах (французский философ - просветитель). Он писал о происходящей в ходе истории «цивилизации народов», имея в виду, что «цивилизация – это процесс совершенствования их образа жизни».
19 век: под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие философы и историки рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством.
Конец 19 века: К Маркс, Ф Ницше стали говорить о пороках цивилизации. Они утверждали, что европейская цивилизация порождает тенденции, которые ведут к упадку человеческой культуры. Постепенно цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства.
Развивая эти взгляды на цивилизацию, О. Шпенглер в начале XX века говорил о европейской цивилизации как завершающей фазе эволюции современного западного мира.
Таким образом, существует 4 способа понимания цивилизации:
Цивилизация– 1) синоним культуры;
2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры;
3) третья ступень общественного развития после дикости и варварства;
4) эпоха деградации и упадка культуры (О. Шпенглер).
Цивилизация (лат. Civilis – гражданский, государственный, общественный) – локальная, межэтническая общность, которая формируется на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, на основе длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовой и политической системах. религии, философии, науке, системе образования и т.д.).
Уже во II в. н.э. римский историк Корнелий Тацит, сопоставляя образ жизни германских племен и жизнь «цивилизованного» Рима, выделил три основных признака, отличающих римскую культуру от других народов: 1) материальное изобилие; 2) государственность; 3) письменность.
Постепенно сложилось несколько подходов к объяснению цивилизации. Среди них выделяются три наиболее изученных:
I. Линейный поход сложился во французской литературе: П.А. Гольбах, Ш. Фурье, Г. Баль и др. Признаком цивилизации считалась грамотность, сфера ее распространения. Такого подхода придерживаются, вслед за Л. Морганом, К. Маркс и Ф. Энгельс, считая, что цивилизация – этап в историческом развитии человечества, который следовал за дикостью и варварством.
II. Локально-цивилизационный подход определяет каждую цивилизацию как особый, относительно замкнутый и самостоятельный тип культуры. Он сформировался во второй половине XIX века. Одним из первых его предложил русский ботаник, социолог и историк Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа». Такой же точки зрения придерживались О. Шпенглер и А. Тойнби.
III. Согласно географическому подходу, цивилизация означает развитие общества в определенной географической среде.
Географический подход восходит к идеям французского просветителя 18 в. Ш.Л. Монтескье, который считал, что климатические условия определяют индивидуальные особенности развития человека, его телесную организацию, характер и склонности. Идею воздействия климатических условий на развитие общества и его культуры продолжил русский ученый 19 в. Л.И. Мечников.
Он выделил 3 периода социальной эволюции:
На первом этапе – Древней истории – формируются великие культуры или цивилизации: египетская, китайская, индийская, ассирийская. Они являются речными, т.к. возникают в бассейнах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхе и Янцзы (изолированы друг от друга).
На втором этапе – Классической истории – формируются морские цивилизации: Греции, Рима, Финикии. Они получают свое развитие на берегах Средиземного моря и Персидского залива.
Третий этап – Новой истории - связан с океаном. Эта эпоха океанических цивилизаций начинается с открытия Х. Колумбом Америки (1492г.). Последствием этого открытия был быстрый рост стран, расположенных на побережье Атлантического океана: Португалии, Испании и т.д.
Теория культуры Освальда Шпенглера
В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера «Закат Европы» и сразу же стала знаменитой. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу. Не существует поступательного движения культуры с его закономерностями, а есть только круговорот «локальных» культур.
У Шпенглера первичной является внерациональная и не сводимая ни к какой логике душа культуры.Логика, искусство, наука, политика всегда вторичны по отношению к этой душе.
Культурав шпенглеровском понимании — это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно (и многообразными способами) реализует себя соответствующая душа.
У каждой культуры есть своя собственная «душа», реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований.
Шпенглер выделяет несколько («аполлонический», «магический», «фаустовский») типов души, лежащих соответственно в основе греческой, средневековой арабской и европейской культуры.
Для Шпенглера все культуры равноправны в том смысле, что каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры.
Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения:
1. египетскую,
2. индийскую,
3. вавилонскую,
4. китайскую,
5. греко-римскую,
6. майя,
7. византийско-арабскую,
8. западно-европейскую.
«Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость.
Смерть культуры есть исчерпание ее души, когда ее смыслы уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации.
Если культура перестает притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. С этих позиций Шпенглер видит опасность, которую несет с собой цивилизация. Нет ничего дурного в практическом благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил, «огонь души угасает».
Гибель культуры происходит через утрату ее гибкости, многообразия, через технцизм.
Язык и символы культуры
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов вербальной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно-значимая информация.
Языками культуры являются формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в социокультурном пространстве и времени.
Формирование языка культуры происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным установленным общеобязательным правилам. При помощи системы знаков в культуре производится, сохраняется и передается информация. Поэтому освоение языка культуры является ключевым моментом как социализации, так и инкультурации.
Изучением языка культуры занимаются следующие науки:
1. Семиотика – анализ знаковой представленности языка культуры.
2. Лингвистика – анализ естественных языков.
3. Культурная семантика – изучение языка культуры как средства выражения смысла.
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В его составе можно выделить следующие типы знаков: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные.
I. Естественные знаки– это вещи и явления природы.
Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком только тогда, когда указывает на какие-то другие предметы или рассматривается в качестве носителя информации о них.
Естественные знаки – это знаки-признаки (напр., дым как знак огня).
II. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. (Напр., обнаруженное в кургане оружие – функциональный знак того, что в нем захоронен воин.). Это также знаки-признаки.
Функциональные знаки наряду с первичными значениями, связанными с их прагматическими функциями, могут приобретать и вторичные значения, которые приписываются им более или менее произвольно. Например, суеверные приметы: подкова, пустые ведра и т.д.
III. Иконические(греч. - изображение) знаки – это знаки-образы, определяющей чертой которых является их сходство с тем, что они изображают. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей (но можно использовать и естественно образовавшийся предмет, если он похож на то, что необходимо обозначить). Например, скульптура или портрет.
IV. Конвенциональные знаки – это искусственно созданные знаки, которым люди «договорились» приписывать определенное значение (лат. – соглашение, договор). Эти знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и не для какой другой цели не нужны (например, красный крест на скорой помощи, звезды на погонах).
Существует три основных вида конвенциональных знаков: сигналы, индексы и символы.
Сигналы – знаки извещения или предупреждения (значение цветов светофора).
Индексы– условные обозначения каких-то предметов или ситуаций (условные значки в схемах, графиках).
Символы – это знаки, которые не только указывают на объект, но несут в себе добавочный смысл. (эмблемы, гербы, медали).
Функции языка в культуре
Язык выполняет две основные функции: он служит людям как средство мышления и как средство общения. Для культуры более важной является вторая.
Коммуникативных функций языка три:
1. Референтная направлена на предмет сообщения и заключается в передаче информации о нем.
2. Экспрессивная связана с отражением в сообщении личности автора (речь – средство самовыражения автора).
3. Импрессивная ориентирована на адресат сообщения и предполагает воздействие на его состояние.
Язык культуры полисемантичен (многозначен). Его можно дифференцировать (классифицировать) по нескольким основаниям:
- по отнесенности к человеческой деятельности (язык искусства, сленг математики);
- по принадлежности определенной субкультуре (язык хиппи);
- по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графический, иконический) и видам (язык причесок, язык костюмов);
- по языковому сообществу (французскии, русский);
- и т.д.
Понимание человеком языка культуры и овладение им дает человеку возможность коммуникации, хранения и трансляции культуры.
Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1895гг.). В книге «Россия и Европа» он обосновал концепцию многолинейного и замкнутого развития культур, т.е. теорию «культурно-исторических типов».
Отрицал существование единой мировой культуры: мир – множество