Концепция культурно-исторических типов Данилевского.

Данилевский

Вспомним теоретические истоки формирования проблемы типологии культуры, которые как мы уже выше отмечали, кроются в поиске ответа на вопрос есть ли единство многообразия культур, существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре? В ответе на этот вопрос Н.Я. Данилевский остался на отрицательной позиции. Им была создана концепция локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Однако выдающейся заслугой Н.Я. Данилевского является то, что осуществляя типологизацию культур, он одним из первых в культурологии подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры.

Всего основополагающих видов деятельности в ее исторической дифференциации Н.Я. Данилевский насчитывает четыре.

1. - деятельность религиозную, объемлющую собой отношение к Богу (на современном научном языке - религиозно-мировоззренческую деятельность). По его мнению, она лежит в основе и нравственной и всякой другой деятельности.

2. - это, по выражению самого Данилевского, собственно-культурная деятельность, объемлющая отношения человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах. В этих формообразованиях собственно культурной деятельности у Данилевского заложена и легко просматривается по сути структура культуры.

3. - политическая деятельность (деятельность “вокруг” власти, по поводу власти), включая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. - деятельность экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

Типологическая модель культуры Шпенглера.

Шпенглер

Выстраивая свою типологию культуры О. Шпенглер, так же как и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логике их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Жизненный цикл культур по Шпенглеру – это жизненный цикл любого живого организма. Смерть каждой культуры и изолированность от других культур не могут обеспечивать единства культурной культурной и в целом исторической жизни человечества. Суть культуры – это стремление коллективной души народа к самовыражению.

Диалектика дионисийского и аполлнического начал культуры Ницше.

Ницше

С некоторыми оговорками можно в качестве типологической модели культуры рассматривать и антиномию Дионис – Аполлон (т.е. противоположность), представленную немецким философом Ф. Ницше. Оговорка связана с тем, что его типология касается прежде всего художественной культуры. Остается не вполне ясным, ограничивает ли Ницше все содержание культуры сферой искусства или в различении типов культур он обращается к этой сфере для наглядности, убедительности и более яркой иллюстративности, но свою типологическую модель культуры он строит прежде всего на художественном творчестве. Основополагающий типологический критерий своей модели Ф. Ницше видит в способе восприятия, освоения мира, точнее - в природе мировосприятия. Ницше считает, что в основе мировосприятия и творчества лежат два “начала”: аполлоническое и дионисийское, которым соответствует наличие в человеке двух различных естественно-природных оснований: мужского - олицетворением которого в греческой мифологии был бы Аполлон и женского, олицетворением которого являлся бы Дионис. Ф. Ницше усматривал идеал в равновесии, культуре нужны оба начала: во-первых, художественные шедевры возможны тогда, когда оба начала уравновешены. А во-вторых, именно с двойственностью начал в каждой культуре (при доминанте одного из них) и соответственно с двойственностью типов культур связано, по мнению Ницше, поступательное движение мировой культуры “... как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении”.

Наши рекомендации