Определение игры и её функции

Слово «игра» имеет множество разных определений. Библиотеки многих стран обладают библиографией по игре в тысячи наименований и по самым разным руб­рикам. Проблема заключается в том, что при попытке определения игры, авторы перечисляют массу признаков, которые понима­ются ими как весьма значимые.

Первым ученым, занявшимся трактовкой понятия «игра», был итальянец Д. Колонца, но первооткрыватель науки в этой области стал немецкий исследователь К.Гросса. Опираясь на достижения Д. Колонцы и Г. Спенсера, Гросс создал теорию предупражнений. Название говорит само за себя: игра рассматривается здесь как «изначальная школа поведения», т. е. какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Гросс полагал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть» [18, с.105].

Зигмунд Фрейд рассматривал игру как удовольствие – наслаждение. А венский ученый К. Бюлер понимал игру как функциональное удовольствие. Казалось бы, близкие подходы, но К. Бюлер упрекал З. Фрейда за то, что он не связывает удовольствие – наслаждение с результатом («Всякая деятельность сама по себе приносит удовольствие, независимо от ее результата»[24]) и утверждал: «Функциональное удовольствие связано не с повторением как таковым, а с прогрессирующим в каждом повторении формированием и усовершенствованием движения» [24], т. е. имеется в виду удовольствие от деятельности, направленной на усовершенствование.

Ф. Бойтендайк (1933), воспользовавшись психоанализом З. Фрейда, отделил упражнение от игры (когда ребенок учится ходить — это совсем не то, когда ребенок играет в ходьбу). Согласно его концепции игра есть выражение жизни влечений в специфических условиях, поскольку:

1. Игра — это всегда игра с чем-нибудь.

2. В основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения:

- к освобождению (снятие исходящих от среды препятствий, сковывающих свободу);

- к слиянию, общности с окружающим;

- к повторению. [24]

Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже рассматривал игру как естественную по своей природе, присущую ребенку активность, в рамках которой он познает мир. Он считал, что развитие игры происходит спонтанно, в соответствии с интеллектуальным развитием, поскольку он всё больше приближается к адекватному отражению действительности. Именно благодаря достижениям Жана Пиаже в мире усилился интерес к использованию игр в психологической и психотерапевтической практике. [18]

Отечественный учёный Д. Эльконин – теоретик-классик в области психологии игры, определил ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В этой связи он обращал внимание на роль игры в развитии мотивации, умственных действий, преодоления «познавательного эгоцентризма» и т. д. [28]

П. П. Блонский полагает, что игра – это только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Он склонен думать, что «игра» не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. [26, c 9]

В. Л. Сухомлинский писал: «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [23]

В словарях понятие «игра» трактуется так же по-разному. К примеру, в Словаре русского языка указано, что «игра — тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры». [2] В Педагогической энциклопедии она определяется как «вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности». [16] В Педагогическом словаре слово «игра» отсутствует (есть только «игры детские»), а в Психологическом значится: «Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий». [20] В Большом энциклопедическом сло­варе понятие игры изложено так: «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой зак­лючается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставля­ет удовольствие играющим...». [4]

Большой философский энциклопедический словарь несколько иначе трактует понятие игры, но оно не отличается принципиально от приведенного выше, а лишь дополняет: «Игра-термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности». [3]

В этой связи игру рассматривают и как одну из ак­тивных форм совместной жизнедеятельности живых существ в безопасной и благополучной обстановке; игра направлена на адаптацию к внешней среде и ее измене­ниям, а также к внутренним изменениям.

Игра – своеобразный вид деятельности, особая форма освоения действительности путем ее моделирования и воспроизведения.

Игра – специфическая деятельность детей. Она неоднородна и выполняет множество различных функций. Функции игры — это её разнообразная полезность.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции, они же считаются наиболее важными и являются общепринятыми (по Апинян Т.А.):

- Компенсаторная (снятие физического и психического напряжений, повышение общего тонуса, приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственности);

- Развивающая (обучающая) (развитие внимания, смекалки, воображения, организации, умение логически мыслить, развитие творческого мышления, памяти);

- Воспитательная (чувство коллективизма, решительности, инициативы, смелости, стимулирование общественной активности, воспитание морально-этических качеств (добра, милосердия, сочувствия, умение радоваться успехам другого));

- Познавательная (развитие познавательной активности, обогащение знаний, приобретение новой информации);

- Педагогическая (переживание необычных, неведомых ранее ощущений, формирование оптимистичности, жизнерадостное восприятие действительности);

- Коммуникативная (объединение коллективов, установление эмоциональных контактов);

- Социализирующая (формирование стремления к общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности).[8]

Таким образом, игра – наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении.

Классификация игр

Классификация — способ упорядочения предметов какого-либо рода на классы с учётом их существенных признаков.

Классификация игр – система, относящая игры к разным видам и разрядам по совокупности классифицирующих признаков.

До сих пор нет единой классификации игр, так же как и нет определения самого понятия «игра».

В отечественной научной литературе одна из первых классификаций предложена В. Всеволодским-Гернгроссом, который разделил игры на драматические, спортивные и орнаментные.[19, c 115] Классификация игр, по Г.К. Селевко, включает следующие группы игр:

1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру психологического процесса:

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

3. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

4. По предметной области:

- математические, физические, экологические;

- музыкальные, театральные, литературные;

- трудовые, технические;

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

- обществоведческие, управленческие, экономические.

5. По игровой среде:

- без предметов / с предметами;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные, ТСО;

- технические, со средствами передвижения.[22, c 85]

По продолжительности различают:

- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;

- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.

- длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующих психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.

Также выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую организацию деятельности, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров делят все детские игры на следующие виды:

1. Психологические и физические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально–творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры; игровые методы обучения.

3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры–демонстрации); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая досуговая деятельность).[19]

С. А. Шмаков предлагает классифицировать игры по типам человеческой деятельности:

1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы; игровые методы обучения.

3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно–деятельностные, организационно– коммуникативные, организационно–мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность). [26]

При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.

Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для эффективного достижения образовательных результатов и социализации ребенка.

Выводы по главе I

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

2. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

3. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

4. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра многофункциональна и нет самого определения «игра», так же как и нет единой её классификации.

Наши рекомендации