В чем проявляется социальная стратификация?
1) иерархия социальных слоёв 2)уменьшение числа социальных групп
3) расширение прав и свобод граждан 4)утрата обществом стабильности
Что не относится к критериям стратификации -
1) возраст 2) власть
3) доход 4) престиж
Перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку социальной лестницы – относится к мобильности
1) горизонтальной 2) групповой
3) профессиональной 4) межпоколенной
Какой слой общества преобладает в традиционных обществах
1) высший 2) средний
3) низший 4) элитарный
Изобразите стратификационную схему современных европейских обществ, разместите на ней люмпенов, вертикальную мобильность
6. Соответствие определения понятию
1. изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни | А.Горизонтальная мобильность |
2.переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне | Б.Групповая мобильность |
3.повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия | В.Восходящая мобильность |
Г.Внутрипоколенная мобильность |
Примером вертикальной социальной мобильности является
1) потеря работы 2) переезд из одного провинциального города в другой
3) поступление в школу 4) смена рабочим цеха на заводе
Вставьте пропущенные слова.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус. Это явление получило название социальной ________ (1). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (2) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (3).
________ (4) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (5): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»
А. миграция Б. группа В. горизонтальная Г. вертикальная Д. институты Е. мобильность
Часть С .
Проанализируйте документ, ответив на вопросы
Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессий, исчезновение некоторых из них провоцирует не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.
...В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды... Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
Вопросы:
1. Как происходит вертикальная мобильность в стабильно развивающемся обществе?
2.Какой абзац описывает ситуацию в Российском обществе начала 90-х годов ХХ века. Почему?
3. Выпишите из текста пример восходящей и нисходящей индивидуальной социальной мобильности
Сделайте вывод по практическому занятию:
Чем важна рассматриваемая тема для вас, как будущего специалиста. Какой социальный лифт для вас наиболее важен в профессиональном и личностном росте?
Список литературы: Важенин А.Г. Обществознание, М., Академия, 2011 стр.190-197
Практическая работа №4