Понятие, типология и структура конфликта
Понятие конфликта
Что же такое конфликт? В науке конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных взаимодействиях или межличностных отноше-ниях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями». Как следует из этого опреде-ления, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельны-ми людьми составляет столкновение между противоположно на-правленными интересами, мнениями, целями, различными пред-ставлениями о способе их достижения.
Виды конфликтов и причины их возникновения
В процессе делового общения довольно часто приходится сталкиваться с различного рода конфликтными ситуациями. Из-бежать конфликтов практически невозможно ни в какой сфере деятельности – производственной, управленческой, предприни-мательской и т. д. Поэтому, чтобы достойно выйти и конфликт-ной ситуации, важно знать, что представляет собой конфликт как социально-психологическое явление, какова его природа, при-чины возникновения, какой должна быть стратегия поведения участников конфликта.
Отметим, что в научных исследованиях отсутствует сложив-шееся общепризнанное понимание конфликта.
Слово конфликт заимствовано из латинского языка (conflictus – столкновение). Под конфликтом понимается столкновение сто-рон, имеющих противоположные цели, интересы, взгляды; се-рьезные разногласия между сторонами.
Глава 6. Деловые конфликты и способы их разрешения
Проблемами конфликта активно занимаются представители многих научных дисциплин: философии, социологии, политоло-гии, педагогики, культурологии, правоведения, психологии и др.
В настоящее время сложилась новая междисциплинарная область знания, которая получила название «Конфликтология». Это нау-ка о закономерностях возникновения, развития и завершения кон-фликтов, а также способах и приемах их конструктивного регули-рования.
В результате разрешения конфликта возможны разные послед-ствия: исчезновение всех участников конфликта, их деградация, потеря основных позиций; победа одной стороны и уничтожение другой; объединение участников и на этой основе появление но-вой, более адаптированной структуры, т. е. конфликты могут но-сить как разрушительный, так и созидательный характер.
Один их основоположников конфликтологии, американский социолог Льюис Козер, акцентировал внимание на возможных по-зитивных функциях конфликта. Задача конфликтологии виделась ему не в том, чтобы устранить конфликт, а в том, чтобы найти спо-собы уменьшения их разрушительного эффекта, в использовании их энергии в созидательных целях, для обеспечения общественно-го порядка и устойчивости системы социальных отношений.
Всеобщая формула конфликта
Конфликт = Конфликтная ситуация + ИнцидентРассмотрим суть входящих в формулу составляющих. Конфликтная ситуация–это накопившиеся противоречия,
содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент–это стечение обстоятельств,являющихся пово-дом для конфликта.
Конфликт–это открытое противостояние как следствие вза-имоисключающих интересов и позиций.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент не-зависимы друг от друга, то есть ни одно из них не является след-ствием или проявлением другого.
Деловая этика
Разрешить конфликт – это значит:
• устранить конфликтную ситуацию
• исчерпать инцидент.
В жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устра-нить невозможно по объективным причинам. Формула конфлик-та показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявить мак-симальную осторожность, не создавать инцидента.
Конечно, первое сделать сложнее, но и более важно.
К сожалению, на практике в большинстве случаев дело огра-ничивается лишь исчерпанием инцидента.
Типология конфликта
В науке существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
1. Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую лич-ность входит, между организациями или группами одного или различного статуса.
Внутриличностный конфликт вызывается различными пси-
хологическими факторами внутреннего мира личности: потреб-ностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, моти-вами и т. п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его фор-мы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.
Межличностный конфликт является наиболее распространен-ной формой конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное ме-сто, рабочую силу, время использования оборудования или одо-брение проекта. Каждый при этом считает, что в ресурсах нуж-дается именно он, а не кто-нибудь другой. Межличностный кон-фликт может также проявиться в столкновении различных ти-пов характера, темперамента. Например, два начальника, имею-
Глава 6. Деловые конфликты и способы их разрешения
щих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг
с другом. Также трудно согласовывают свои действия два лидера в одной организации.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда,когдачлен группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа – между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты про-текают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и харак-тера руководителя.
Межгрупповой конфликт возникает между различными(фор-мальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.
2. Возможны также классификации конфликтов по горизонта-ли (между рядовыми сотрудниками,не находящимися в подчине-нии друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены конфликты вертикаль-ные и смешанные. Они в среднем составляют 70–80% от всех кон-фликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми со-трудниками через призму этого конфликта.
3. Допустима также классификация по характеру причин, вы-звавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызыва-ется, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если Вы – руково-дитель...», тремя группами причин, обусловленными:
• трудовым процессом;
• психологическими особенностями человеческих взаимоот-ношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными,
Деловая этика
этническими различиями людей, действиями руководителя, пло-хой психологической коммуникацией и т. д.;
• личностным своеобразием членов группы, например, неу-мением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессив-ностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т. д.
4. Конфликты различают и по их значению для организации,
а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жиз-недеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, вза-имопонимания.
Деструктивные конфликты приводят к негативным,часторазрушительным действиям, которые иногда перерастают в скло-ку и другие негативные явления, что резко снижает эффектив-ность работы группы или организации.
В зависимости от количества времени протекания конфликты делятся на кратковременные, длительные, затяжные.
Так как конфликты происходят в разных сферах жизни обще-
ства, их классифицируют на семейные, бытовые, производствен-ные, трудовые, политические, нравственные и др.