Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно за-
тянуть время,обычно связаны с очками.Для того чтобы затя-нуть время с целью обдумать окончательное решение, собесед-ник делает следующие жесты: постоянно снимает и одевает очки,
а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих же-
Деловая этика
стов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь одевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».
Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пыта-ясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.
Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими.К ним относится жест«закладывание рук за спи-ну с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстро-ен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сер-дит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это пло-хой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою не-рвозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.
Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову». Мно-гие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними. Существуют несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест.
Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ве-дет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протяну-тыми ладонями и скажите: «Я вижу, что это вам известно. Не мог-ли бы вы уточнить некоторые детали?». Затем откиньтесь на спин-ку стула, ладони оставьте в поле зрения и ждите ответа.
Другой способ заключается в том, чтобы заставить такого вы-сокомерного собеседника сменить свою позу, что, в свою очередь, изменит его отношение.
Глава 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации
Для этого можно взять какой-нибудь предмет и, отставив его на большое от него расстояние, спросить: «Вы не видели это?», за-ставив его наклониться вперед.
Хорошим способом взаимодействия является копирование же-ста собеседника. Если вы хотите показать, что согласны с собе-седником, то вам нужно повторить его позу. Однако в случае если собеседник в позе «руки за голову» делает вам замечание, то ко-пировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.
Жесты несогласияможно назвать жестами вытеснения,по-скольку они проявляются вследствие сдерживания своего мне-ния. Собирание несуществующих ворсинок с костюма являет-ся одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наи-более популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоян-но собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всеми согласен.
Жесты готовностисигнализируют о желании закончить раз-говор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.
Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и дру-гие, которые не менее красноречиво передают то или иное вну-треннее состояние собеседников. Так, с помощью потирания ла-доней передаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.
Мимика
Мимика имеет очень большое значение в практике делово-го взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягива-
Деловая этика
ет наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обрат-ную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введе-на Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот
и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наи-более часто выражаемых при помощи мимических средств: ра-дость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.
Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее опреде-ленно регистрировать мимические движения. Эта методика полу-чила распространение в медицинской практике. В настоящее вре-мя предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении. Но эта проблема еще окончательно не решена.
Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.
Литература
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения : учебное пособие
/ Г.В. Бороздина. – М. : ИНФА- М, 1999. – С. 120–140.