В самом общем смысле моделью называют преднамеренно созданное или найденное подобие чего-то рассматриваемого в качестве оригинала.

Разработка моделей связана с моделированием – процессом построения, изучения и использования моделей для уточнения характеристик и оптимизации хода спортивной подготовки. Модели могут оформляться в виде модельных характеристик. В большей части модельные характеристики – это части, грани, элементы спортивной дисциплины в цифрах и других единицах измерения, характеризующих соревновательную деятельность и адекватно отражающих различные стороны подготовленности спортсменов.

Модели в спорте имеют многофункциональное назначение:

1. Используются в качестве заменителя объекта для того, чтобы исследования на модели позволили получить новые данные о самом объекте;

2. Используются для обобщения эмпирического знания, постижения закономерных связей процессов и явлений в спорте.

3. Оказывают огромное влияние на перевод экспериментально проведенных научных работ в практическую сферу спорта.

Разработка моделей может осуществляться в различных формах:

1.Информационные дискриптивные (описательные) модели, представляют собой словесное описание оригинала.

2.графические модели – представление оригинала в виде графика, схемы, рисунка.

3.предметные модели – макеты фишки и др., отражающие, например расстановку игроков для изучения тактических вариантов.

4.логические модели – предусматривают описание логики процесса;

5.физические модели, предопределяющие взаимодействие спортсмена в аналогичной с предстоящими соревнованиями обстановке или его противоборство со сходными с оригиналом соперника.

6.математические модели, использующие описание процесса или предмета с помощью математических формул, системы уравнений и неравенств.

7.кибернетические модели – то же но с использованием ЭВМ, компьютерное моделирование.

В отличие от ряда других разновидностей моделирования в спорте высших достижений приходится создавать модели и того, что пока еще не воплотилось в оригинале. При попытках создать адекватную модель небывало результативной соревновательной деятельности и процесса подготовки к ней с расчетом, например, нового мирового рекорда, моделирующий сразу же попадает в ситуацию острого дефицита информации об объекте моделирования. Методы моделирования в этой ситуации могут по-настоящему быть продуктивными лишь в тесном сочетании с методами экстрополяции, регулярной практической идентификации, а также инновационными проектами с уходом от штампов и стандартов.

В настоящее время можно выделить две группы модельных построений в теории и методике спорта. В первую группу входит комплексная модель «сильнейшего спортсмена» состоящая из трех органически связанных слагаемых:

1. Модель соревновательной деятельности (регламент, правила и условия проведения соревнований в виде спорта).

2. Модель мастерства (слагаемые успеха, доминирующие способности и компенсаторные механизмы);

3. Модель морфофункциональных возможностей (генетически обусловленные качества, обеспечивающие в единстве достижение наивысшего результата) Примеры таких графических моделей представлены на рисунках 2,3,4,5.

Во вторую группу входят модели структурных образований тренировочного процесса – макроциклов, периодов и этапов, мезоциклов и микроциклов, тренировочных дней, отдельных занятий и их частей.

Модели первой группы, как наиболее значимые для нас, возникли прежде всего, для формирования цели тренировочного процесса, так как в спортивной подготовке она отражает не просто рекорд или достижение, а комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих состояние спортсмена в момент установления данного результата.


12. Профессиональная деятельность специалиста-тренера в ИВС: структура деятельности, содержание, важнейшие направления и их характеристика. (ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОПК-10, ОПК-12, ПК-24)

13. Психологическая подготовка в ИВС: задачи, средства, этапы методики, оценка. (ОК-8, ОПК-12, ПК-2, ПК-9)

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.

При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.

Управление на первых этапах, до периода непосредственной пред-соревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:

- оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;

- развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;

- регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов.

Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить "на слово" в эффективность этих средств; осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.

Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим.

Принцип всесторонности . Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).

Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам .

14. Силовые качества в ИВС: определение, физиологические основы, характеристика, особенности проявления, этапы методики, оценка. (ОК-8, ОПК-1, ПК-8)

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Влияние на про­явление силовых способностей оказывают разные факторы:

Собственно мышечные факторы: сократительные свойства мышц, зависящие от соотношения белых (быстрые) и красных (мед­ленные) мышечных волокон; активность фермен­тов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический попереч­ник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Центрально-нервные факторы - интенсивность (частота) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влия­нии центральной нервной системы на их функции.

Личностно-психические (мотивационные и волевые компоненты, эмоциональные про­цессы).

Биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппара­та, величина перемещаемых масс и др.).

Биохимические (гормо­нальные).

Физиологические (функционирование периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.)

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, сило­вая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способностипроявляются: 1. при относи­тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполня­емых с околопредельными, предельными отягощениями (напри­мер, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2. при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). Характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, ус­тупающем и статическом режимах работы мышц. Они определя­ются физиологическим поперечником мышцы и функциональ­ными возможностями нервно-мышечного аппарата. В соответствии с этим разли­чают медленную силу и статическую силу.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления: 1. напряжением мышц за счет активных волевых усилий человека - активная статическая сила; 2. попыткой внешних сил или под воздействием соб­ственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу - пассивная статическая сила.

Скоростно-силовые способности- непредельные напряжения мышц, проявляемые необходимой, с мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).

К скоростно-силовым способностям относят: 1 - быструю силу; 2 - взрывную силу. Быстрая сила - непредельные напряжения мышц, проявляемые в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величи­ны. Взрывная сила - способность человека по ходу выпол­нения двигательного действия достигать максимальных показате­лей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Старто­вая сила — это способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращи­вания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Силовая выносливость— это способность противостоять утом­лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч­ными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют : динамическую силовую выносливость - ха­рактерна для циклической и ациклической деятельности (многократные отжимания в упоре лежа) и ста­тическую силовую выносливость - типична для деятельности, свя­занной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе (упор рук в стороны на кольцах).

Силовая ловкость- способность точно дифференцировать мышеч­ные усилия различной величины в условиях непредвиденных си­туаций и смешанных режимов работы мышц.

Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движе­нии, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса (отношение максимальной силы к массе тел что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факто­рами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытыва­ют на себе влияние генотипа.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчи­ков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у дево­чек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет. Наиболее значительные темпы возраста­ния относительной силы различных мышечных групп наблюдают­ся в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет.

15. Скоростные качества в ИВС: определение, физиологические основы, характеристика, особенности проявления этапы методики, оценка. (ОК-8, ОПК-1, ПК-8)

Подскоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся 1) быстрота реакции; 2) скорость одиночного движения (например, удар в боксе); 3) частота (темп) движений - это число движений в единицу времени.

Простая двигательная реакция- ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) (например, команды: «На старт! Внимание! Марш!), Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Сложные двигательные реакциивстречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (например, на мяч, шайбу и т.п.).

Задачи развития скоростных способностей: 1) разностороннее развития скоростных способностей в сочетании с приобретенными двигательными умениями и навыками; 2) максимальное развитие скоростных способностей при специализации в видах спорта; 3) совершенствование видов скоростных способностей в трудовой деятельности.

К комплексным проявлениям формам проявления скоростных способностей относят выполнение целостного двигательного действия (например, бег, прыжки, метания и т.д.).

Факторы проявление форм быстроты: состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологические особенности мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) сила мышц; 4) способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;5) энергетические запасы в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуда движений, т.е. степень подвижности в суставах; 7) способность к координации движений при скоростной работе; 8) биологический ритм жизнедеятельности организма; 9) возраст и пол; 10) скоростные природные способности человека.

Наши рекомендации